Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:34, контрольная работа
Грамотное, структурированное и последовательное управление процессами развития торговых отношений является залогом благополучного существования как отдельно взятой страны, так и всего мирового рынка. А значит, каждому необходимо знание торгового законодательства страны-партнера, а в макромасштабе - содействие и кооперация стран для создания единых, унифицированных правил торговли.
Введение. 3
1. Понятие и современные тенденции развития торгового права 4
1.1. Понятие и сущность торгового права 4
1.2. Современные тенденции развития торгового права 6
2. Торговое законодательство России и других стран 9
2.1. Характеристика международного торгового права 9
2.2. Характеристика современного торгового законодательства России 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Характер
торгового оборота в
Прежде
чем рассматривать историю, современное
состояние и перспективы
Вместе с тем приходится отмечать такое явление, которое можно назвать эклектикой кодексов. Оно выражается в том, что ни в одном кодексе не обеспечивается предметное единство, не соблюдается чистота очерчивания своего предмета. Помимо собственно коммерческой деятельности кодексы регулируют также иные вопросы, не относящиеся напрямую к продвижению товаров, даже вообще никак не касающиеся торговли.
Так,
Торговый кодекс Франции содержит разделы
о несостоятельности
Итак, в каждом торговом кодексе содержатся нормы о торговом обороте, образующие ядро этого акта, и еще добавочные положения, косвенно касающиеся торговли.
Валено понимать реальное соотношение подобных дополнительных частей и собственно торгового права.
Определяя сферу действия торгового законодательства, мы должны принять очевидное и неоспоримое положение, что торговое законодательство должно регулировать торговлю и те операции, которые непосредственно се обслуживают.
На
международной арене
К романо-германской системе права относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. Исторические корни этой правовой системы относятся к римскому праву. В качестве основного источника она использует писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих норм в конкретных судебных, административных решениях, что обеспечивает единообразие судебной и административной практики.
Таким образом, в зависимости от существующей в том или ином государстве правовой системы источниками торгового права в той или иной стране являются законы, административные акты нормативного характера, судебная практика (прецеденты), правовые обычаи. В странах континентальной Европы, а также в тех странах, которые заимствовали их систему права, на первом месте стоит закон, торговое право этих стран кодифицировано. И, хотя в большинстве стран торговые кодексы изданы в прошлом веке, они до сих пор являются основой торгового права названных государств. Административный акт официально играет подчиненную роль, а судебная практика в этих государствах вообще не является источником права. В странах же системы англосаксонского права, как ранее уже отмечалось, судебная практика, несмотря на наличие законов, также является источником права и зачастую играет большую роль по сравнению с источниками писаного права – законами и подзаконными актами.
В последнее время наметились тенденции к интеграции различных государств, в связи с чем все большую роль начинают играть международные нормативно-правовые акты, договоры и соглашения, которые обязательны для стран – участников этих нормативных актов.
Одним из видов источников торгового права во всех зарубежных странах является обычай. В теории права правовой обычай определяют как исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям6. Однако следует отметить, что в различных государствах существует свое определение правового обычая, что не позволяет дать какого-либо единого определения этой формы права, но наличии этого правового института позволяет выделить основные признаки, которыми характеризуется правовой обычай. Это, во-первых, правила поведения; во-вторых, определенная продолжительность существования этого правила поведения; в-третьих, постоянность соблюдения и наконец определенность. Но в настоящее время обычай все-таки играет второстепенную роль по сравнению с другими источниками права.
Помимо обычаев, имеющих нормативный характер и применяющихся также, как и любая другая норма права, в науке и практике, выделяют еще и обыкновения, играющие особенно большую роль при регулировании отношений между сторонами торговой сделки. Обыкновения – это тоже правила поведения, сложившиеся в определенной отрасли торговли на основе постоянного и единообразного их применения. При этом следует отметить, что обыкновения не являются источниками права и применяются только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в сделке в виде прямой отсылки или подразумеваемого условия. Обыкновения нашли большое распространение в сфере международной торговли.
Кроме того, следует отметить, что в современном торговом обороте значение имеют и так называемые формуляры (типовые договоры), хотя некоторые авторы выделяют отношения, регулируемые такими формулярами, в особое «формулярное право».
Таким образом, следует сделать вывод, что источники торгового права отличаются некоторым своеобразием. С формальной точки зрения важную роль здесь играют обычаи и традиции, а в последнее время все большее значение приобретают договоры и документы международного сообщества,
В настоящее время международные акты стали частью правовой системы различных государств. Потребность в такой унификации связана с бурным развитием торгового оборота, создаются транснациональные корпорации, неизмеримо возрастает объем и значение экономических связей, происходит процесс экономической и политической интеграции, образованы и продолжают образовываться международные союзы. Унификация может осуществляться в пределах какого-либо региона, например, региональный характер носят в настоящее время и унификационные мероприятия, предпринимаемые в странах ЕЭС. Однако унификация может выходить и далеко за пределы региона, примером этого являются Женевские вексельные и чековые конвенции 1930 г.
В современных условиях проблема унификации правового регулирования международной торговли все еще остается актуальной. Различия в нормах национальных правовых систем, применяемых к внешнеторговым сделкам, порой весьма серьезно осложняют процесс заключения и исполнения коммерческих договоров. Устранение же этих препятствий путем создания единообразного правового режима, безусловно, способствует успешному развитию международной торговли. Такая работа ведется на разных уровнях. В настоящее время на мировом уровне наиболее значительные действия в этой области международного сотрудничества, принесшие уже заметные положительные результаты, предпринимают Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и международный институт унификации частного права (УНИДРУА).
Наиболее распространенным способом унификации является заключение международных конвенций. Такая унификация основана на международно-договорном обязательстве государств - участников такой конвенции. В области правового регулирования отношений, связанных с международной торговлей, ЮНСИТРАЛ подготовила Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.). Последняя устанавливает унифицированные правила, относящиеся к периоду времени, в течение которого должны быть начаты юридические действия, имеющие своим источником договор международной купли-продажи товаров. Эта Конвенция была дополнена Протоколом, созданным в 1980 г. в связи с принятием Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция об исковой давности в международной купле- продаже товаров вместе с упомянутым Протоколом вступила в силу 1 августа 1988 г.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) содержит свод правовых норм, регулирующих заключение соответствующих договоров, обязательства продавца и покупателя, средства правовой защиты при нарушении соглашения и иные аспекты договорных отношений.
Венская конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Венская конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. В частности, поскольку иное прямо не предусмотрено в Конвенции, она не касается:
а) действительности самого договора, или каких-либо из его положений, или любого обычая;
б) последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар.
Таким образом, при толковании Венской конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле.
В сфере унификации правового регулирования международных перевозок ЮНСИТРАЛ подготовлены два акта, весьма важных для данной области международного экономического сотрудничества. Первый из них — это Конвенция ООН о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 г. Данная Конвенция устанавливает унифицированное регулирование для прав и обязанностей грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей по договору морской перевозки грузов. Вторым документом является Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов, которая была принята в 1991 г. в Вене. Однако этот документ не вступил в силу, поскольку число его участников пока меньше необходимого минимума.
Отвечая современным потребностям учета международных коммерческих сделок, в 1996 г. ЮНСИТРАЛ приняла Типовой закон по электронной торговле. Он призван создать благоприятные условия для использования современных средств коммуникаций и хранения информации, в частности электронного обмена информацией, электронной почты и факсимильной связи как с использованием глобальной сети Интернет, так и без нее.
В
1994 г. Институтом была завершена многолетняя
работа над проектом документа, получившего
название Принципы международных коммерческих
договоров УНИДРУА, которые традиционно
составляют общую часть договорного
права. Формулирование норм, включенных
в этот свод, осуществлялось на основе
анализа доктрины и действующего законодательства,
включая практику его применения, и выявления
наиболее приемлемых общих подходов, имеющихся
в различных национальных правовых системах.
Важная роль при этом была отведена учету
потребностей унифицированного регулирования
торговых сделок, заключаемых в процессе
международного коммерческого оборота.
В нашей стране отдельного торгового кодекса не было никогда. Вопросы торгового оборота регулировались различными законодательными актами. Достаточно детально отдельные аспекты торговых отношений были разработаны в Соборном уложении 1649 г. — выдающемся правовом правильно говорить о дуализме, двойственности гражданского и торгового права.
В современной России торговое право вновь начало развиваться. Закреплена его отраслевая специализация. Она постепенно проводится в законопроектной работе. Указом Президента РФ от 16.12.93 № 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 одобрен Классификатор правовых актов, сменивший Общеотраслевой классификатор 1997 г. В нем в рубрике «Хозяйственная деятельность» имеется специальный раздел «Торговля». Этим признается специфика торгового законодательства. Оно выделено из общего массива нормативных актов. Раздел «Торговля» разбит на несколько подразделов, которые весьма неполно и нечетко определяют круг отношений, принадлежащих к сфере торговли.
Правовой
основой торгового
Информация о работе Торговое законодательство России и других стран (сравнительные исследования)