Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа
Право в советском обществе до начала девяностых годов было, в основном, продуктом и юридизированным обеспечением радикального военно-коммунистического строя, прикрываемого идеологизированными понятиями «научного социализма».
Правда, октябрь 1917 года ознаменовался широковещательными юридическими документами- декретами, великим множеством декретов, иных актов, в последующие годы появилась серия сменяющих друг друга Конституций -1918,1924,1936 годов.
Но революционные декреты служили, по прямому указанию Ленина, прежде всего, «пропаганде»; а главное и они, и весь гигантский массив юридических документов, практика юридических органов строилась в соответствии с « духом революционного правосознания»,ни в самой малости не связывали всевластие партийных чиновников и административного аппарата партийного государства , юридически облагораживая ничем не ограниченные внесудебные репрессии, расправу с неугодными «контрреволюционерами и оппозицией»
Нижегородский филиал негосударственного
некоммерческого образовательно
«Гуманитарный институт»(г.Москва)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Конституционное право»
На тему:
«Тенденции и проблемы развития Конституционного
права в Российской Федерации»
Выполнил:
Студент юридического факультета
Специальности «юриспруденция»
3 курс, очной формы обучения
Слаутенков Е.Е.
.
Нижний Новгород
2008 г.
Введение
Право в советском обществе до начала девяностых годов было, в основном, продуктом и юридизированным обеспечением радикального военно-коммунистического строя, прикрываемого идеологизированными понятиями «научного социализма».
Правда, октябрь 1917 года
ознаменовался
Но революционные декреты служили, по прямому указанию Ленина, прежде всего, «пропаганде»; а главное и они, и весь гигантский массив юридических документов, практика юридических органов строилась в соответствии с « духом революционного правосознания»,ни в самой малости не связывали всевластие партийных чиновников и административного аппарата партийного государства , юридически облагораживая ничем не ограниченные внесудебные репрессии, расправу с неугодными «контрреволюционерами и оппозицией»
В связи с этим невозможно не отметить две особенности «революционного права» характеризующие его развитие при сталинском тоталитарном режиме и выражающие его тоталитарную природу.
Первая особенность Декреты и иные нормативные документы того времени открыли простор, реально включили в жизнь непосредственно- социальное революционное право, то есть тот не правовой, в юридическом смысле феномен, который, как представлялось, был обусловлен потребностями революции, а в действительности лишь обосновывал насилие.
Вторая особенность- непосредственное
включение в ткань
Советская юридическая система выступила как сугубо государственная, диктаторски-публичная, которая не только не смогла противостоять тоталитарной системе, но и стремилась придать этой системе « законный облик».
К этому следует добавить то, что отчётливо проявилось в развитии « юридической надстройки социализма» к тридцатым годам, когда всецело утвердился тоталитарный режим, и развеялась практика «революционного права».
Права человека процветали особой пышностью проявившиеся после принятия Конституции 1936 года откровенная фальсификация и государственная ложь. Фиктивный характер пышно декларированных, избирательных и политических прав граждан, декларированных этим документом, очевиден.
Нельзя пройти мимо одной, весьма противоречивой черты защиты прав человека «советских времён». С момента возникновения правовой системы Советского государства вся мощь законодательства была направлена на обеспечение социальной защищённости граждан. Именно в связи с этой направленностью получило развитие социальное законодательство, в частности, такие отрасли, как трудовое, социальное обеспечение, семейное право.
Во второй половине пятидесятых и в шестидесятых прошла законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законодательства: уголовное, гражданское , трудовое, семейное, земельное. Издавались новые крупные законодательные акты, венцом которых стала «Конституция развитого социализма» 1977 года.
К сожалению, всё это не изменило общего облика советской правовой системы как имеющий тоталитарный характер. Не изменило во многом потому, что законодательные нововведения, в сущности, не затронули главного доминирующего положения административно-командного управления, безраздельного господства всесильного аппарата, всевластия бюрократической государственной собственности, репрессивной деятельности карательных органов и в целом осуществления политико-государственной деятельности помимо права.
Конституционное право- это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов , а также органов самоуправления.
Развитие конституционного права является крупной научно-теоретической проблемой конституционного права в целом.
Научная разработка данной сложной и комплексной проблемы, её различных сторон и аспектов- приоритетное дело многих учёных государствоведов , конституционалистов , теоретиков этой ведущей отрасли российского права. Итак, назовём не всех, но самых известных деятелей без которых немыслим сам феномен «Конституционное право», Как Б.Н. Чичерин; Н.М. Коркунов, А. С. Алексеев, М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский, А.Д. Грановский, С.А. Котляровский и другие. Среди видных дореволюционных учёных в области государственного права - Ф.Ф. Кокошкин, Н.И. Лазаревский, В. М. Гессен.
При рассмотрении данной тематики нельзя обойти молчанием вопрос об основных этапах развития науки конституционного права. В XX в. в России сменилось два типа конституционного права :
- дореволюционное
-тоталитарное конституционное право, появившееся в результате совершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки.
Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.
Каждый раз смена типов конституционного права сопровождала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое влияние на последующее развитие.
Нынешний, демократический тип конституционного права принципиально отрицает тоталитарный тип, но через «отрицание отрицания» он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Следовательно, новое конституционное право России, с одной стороны, как бы восстанавливает связь времён, а с другой – возрождает государство на новой исторической основе.
Дореволюционное конституционное право
Со второй половины XIX в. начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями . 17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашённые права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но всё же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой , пустым, формальным актом.
Между тем манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему ( Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя : без его утверждения закон не мог войти в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царём и ответственный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государственной Думы вводилось избирательское право, основанное на привлечении к выборам широких слоёв населения, хотя и на неравных условиях. Государственной Думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царём, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответственность перед избирателями.
Вторая палата ( Государственный
Совет) имела те же права, что и
Дума. Она рассматривала все
Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы. I Государственная дума оказалась бесплодной и просуществовала семьдесят два дня, II- сто два дня. Монарх активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера « во время прекращения занятий Государственной думы», а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом возникали разногласия, государственным Советом был отклонён ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать всё большее место среди источников конституционного права.
Развитие нового конституционного
права происходило под
Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Другая влиятельная партия центра « Союзов 17 октября» также требовала принятия конституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, сильной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализм; многими отвергалась даже автономия территорий.
Правовые же партии, черносотенцы ( « Союз русского народа») упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого то ни было изменения государственного строя. Напротив, левые партии объявляли самодержавие пережитком и главным препятствием демократизации системы власти. Социал -демократы выдвигали идеи однопалатного законодательного собрания на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, выборности судов, замены армии вооружением народа, отделения церкви от государства. Они поддерживали передачу власти Учредительному собранию, хотя в то же время большевики бичевали Государственную Думу, называя её лжепарламентом, и не признавали реальными перемены в государственном строе. Схожие с социал-демократами планы конституционно- правовой реформы выдвигали эсеры.
Таким образом, страна медленно, но определённо эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа. Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подвило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. Однако обстановка революционного брожения, особенно в условиях военного времени, постоянно толкала режим к репрессиям против революционеров, использованию военно- полевых судов, других чрезвычайных мер поддержания общественного порядка. Демократизация конституционного права сознательно срывалась усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ своим революционным устремлениям.
В ходе Февральской ( 1917г.) революции конституционная монархия была легитимно свергнута. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь отрёкшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному Собранию. Депутаты Государственной Думы сформировали Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Были упразднены жандармерия, полиция и цензура. Это правительство последовательно проводило курс на недопущение скатывания страны к диктатуре, на проведение Учредительного Собрания.
1 сентября 1917 г. Россия
провозглашается республикой,
было связано со стремлением объединить демократические силы страны. Оно приняло ряд прогрессивных законов( о печати, о рабочих комитетах и др.), отказалось от применения чрезвычайных мер ( аресты без суда и др.).Специальным актом ( август 1917 г.) были введены критерии использования в новых условиях старых законов и постановлений.
Временное правительство при содействии общественности и созываемых им Совещаний готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное Собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики с широкими полномочиями, от имени которого в Учредительное собрание должны были вноситься законопроекты. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган. Это были только наметки, и трудно сказать, какая форма правления в конечном счёте была бы избрана Учредительным Собранием. В начале XX в. конституционный строй с такими институтами прочно утвердился в Великобритании, Франции и других странах Западной Европы, что не могло не оказывать влияния на конституционно-правовое развитие России. Можно смело предположить, что Учредительное собрание установило бы демократическую республику с конституционным строем, свободно избранным парламентом и контролируемой исполнительной властью. Но этим предначертаниям истории и желаниям народа не суждено было сбыться.¹
Информация о работе Тенденции и проблемы развития Конституционного права в Российской Федерации