Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:18, реферат
Цель исследования: изучение роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения клиентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и обобщить материалы по данной теме;
2. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения у клиентов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ.
1.1 Теоретические основы моделей и подходов к организации телефонов доверия в России и за рубежом…………………………………………….5
1.2 Основные принципы работы и этика телефонного консультирования………………………………….………………………….8
1.3 Технология консультирования………………………………………..10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ.
2.1 Условия проявления суицидального поведения ……………………..16
2.2 Теории самоубийства и его формы…………………………………..22
2.3 Технология работы с суицидальными клиентами…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………….36
Доверительность
или конфиденциальность работы
службы обеспечивается тем,
Обсуждение телефонного
разговора возможно только
Этика организации.
Организация обладает всей
Этика консультанта.
Консультант должен различать
свои собственные нравственные
принципы и этику
1. консультант предлагает свои знания и умения с тем, чтобы помочь клиенту;
2. несет этическую
ответственность за освоение
и поддержание своих
3. ему необходимо
четко осознавать границы
4. конфиденциальность является существенной частью его этической ответственности;
5. консультант должен
уважать человеческое
6. он должен относиться с уважением к религиозным, политическим и этическим убеждениям клиента, пока это не препятствует процессу оказания помощи.
Этика клиента:
он несет этическую
В современном
обществе человек часто
1.3.Технология консультирования
Специфичность работы
консультантов экстренной
Активное (или систематическое) слушание Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. - М: Смысл, 1999, с. 81. -- один из основных психологических методов работы телефонного консультанта. Оно является совершенно особой формой психологической помощи, потенциально имеющей возможность выйти на экзистенциальный уровень. Так же как глагол «слышать» отличается от близкого ему лишь по звучанию глагола «слушать», столь же разнится способность «слушать» от профессионального навыка «слушать активно».
Активное слушание
-- это не только
Активное слушание предполагает овладение рядом специфических приемов. Американские специалисты описывают 4 основных приема, являющихся достаточно простыми, но вместе с тем требующими усиленной тренировки Организация деятельности телефонов экстренной психологической помощи. - Омск: ГУ «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи», 2003. - 48с. (см. табл. 1).
1. Поощрение. Оно должно
быть минимально выраженным и
недирективным. Эта реакция
2. Повторение или
3. Отражение (или рефлексия).
Отразить -- значит определить ведущие
чувства или отношения, о
4. Обобщение. Этот прием позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже было рассмотрено несколько вариантов разрешения проблемы, или, более того, консультант вместе с ним уже двигается во вполне определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод. Фокусируясь на этом в ходе обобщения, консультант помогает абоненту понять себя и подвести к той точке, в которой он будет готов принять собственное решение
Активное слушание невозможно без:
Телефонное консультирование представляет собой направление в развитии знаний о человеческих отношениях, возникшее на границах прикладной психологии, психотерапии и социальной работы. При обращении в службу телефона доверия абонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. Это даёт ему возможность свободно говорить о личных проблемах и сложных ситуациях, которые в силу анонимности оказываются как бы отдельными от него, и абонент может на них взглянуть со стороны. Существуют разные виды работы телефона доверия: превенция суицидов; помощь при обращениях людей, подвергшихся насилию, эмоциональная поддержка престарелым, детские телефоны доверия и другие. Но первоначально службы телефонной помощи организовывались именно как центры по предупреждению суицидов.
Лица, обратившиеся за помощью на телефон доверия, характеризуются различными эмоциональными нарушениями, не достигшим клинического уровня, ощущением безысходности в сложившейся ситуации, отчаянием, а также состоянием тревоги, страха, ненависти. Эти состояния часто являются факторами суицидального риска. Одна из проблем современной ситуации в жизни общества и человека заключается в увеличении количества самоубийств.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Условия проявления суицидального поведения
Суицид (самоубийство) – свободное и намеренное прекращение своей жизни.
Термин «суицид» был впервые введен итальянским психологом Г.Дэзэ в 1947 году и понимался им как «поведение с намерением лишить себя жизни».
Суицид – это феномен
социально-психологической
Преддиспозиционная фаза социально - психологической дезадаптации не служит прямой определяющей суицидального поведения, решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт.
Разрешение конфликта зависит от значимой сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных процессов. В случае их слабости, то есть в условиях преддиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.
Таким образом, суицид есть
следствие социально –
Для каждой возрастной группы характерны свои пики суицидальной активности: детский – до 12 лет; подростковый – 12-17 лет; молодежный – 17-29 лет; зрелый – 30-55 лет; пожилой – 55-70 лет; преклонный – старше 70 лет.
Причины и условия совершения самоубийств чрезвычайно разнообразны. Играют роль национальные, культурные особенности социальных групп, социальное потрясение и многое другое.
По данным мировой статистики, наибольшую склонность к самоубийству обнаруживают учащиеся, а также люди свободных профессий и пенсионеры. Особенно высока частота самоубийств в городах с высокой концентрацией населения. У состоящих и не состоящих в браке риск суицида одинаков, но разводы служат фактором, предрасполагающим к самоубийству.
Среди психических нарушений, являющихся причиной суицидальных попыток, наибольшую роль играет депрессия. Не менее трети составляют больные психозами; в остальных случаях имеют место пограничные расстройства душевной деятельности. Большую роль играет алкоголизм: злоупотреблявших алкоголем среди суицидентов в 2 раза больше, чем среди не злоупотреблявших алкоголем.
Психологические механизмы личностных расстройств, ведущие к совершению самоубийства, у здоровых и у лиц с пограничными психическими расстройствами сходны. Из психологических факторов, обусловливающих суицидальные попытки, наибольшее значение придается фактору одиночества. По мнению социолога С.Н. Покровского, наиболее остро оно ощущается в возрасте от 16 до 20 лет, когда молодой человек входит в жизнь и начинает осознавать разрыв его идеальных представлений о ней с реальностью. Начинается «заболевание одиночеством»: кризис семьи, умирание полноценной дружбы, чувство, что никому не нужен, творческие способности не реализуются. Хотя одиночество – это проблема всего общества, человек осознает его как нечто личное, интимное.2