Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:18, реферат
Цель исследования: изучение роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения клиентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и обобщить материалы по данной теме;
2. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения у клиентов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ.
1.1 Теоретические основы моделей и подходов к организации телефонов доверия в России и за рубежом…………………………………………….5
1.2 Основные принципы работы и этика телефонного консультирования………………………………….………………………….8
1.3 Технология консультирования………………………………………..10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ.
2.1 Условия проявления суицидального поведения ……………………..16
2.2 Теории самоубийства и его формы…………………………………..22
2.3 Технология работы с суицидальными клиентами…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………………….36
1.3 Технология консультирования………
2.1 Условия проявления
суицидального поведения ………………
2.2 Теории самоубийства и его формы…………………………………..22
2.3 Технология работы
с суицидальными клиентами……………
Каждый человек хотя бы раз в жизни, бывает искушаем, свободой выбора смерти. Объём социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка. Одна из проблем современной ситуации в жизни общества и человека заключается в увеличении количества самоубийств. Причём число суицидов среди детей и подростков превышает показатель среди взрослых. За последние 30 лет уровень суицидов среди детей и подростков в нашей стране вырос в 8 раз (Г.В. Старшенбаум, 2005). Частота суицидальных попыток у подростков в несколько раз выше, чем у взрослых.
В условиях политического, экономического, духовного кризиса ценности человека, как индивидуума находятся под угрозой.
Суицидом называют осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. По каким же причинам люди теряют смысл своей жизни? Даже в окружении множества людей человек часто чувствует себя одиноким и испытывает эмоциональные страдания. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым людям становится трудно найти друзей и в тяжёлые моменты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не у кого спросить совета и получить поддержку. Эта проблема не обходит стороной и подростков, ведь их ведущей деятельностью в этом возрасте является общение в системе общественно-значимой деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и другие). Именно в общении осуществляется отношение к подростку, как к человеку, как к иной личности, происходит усвоение системы нравственных ценностей. Зачастую некоторые из них не могут полностью открыться даже собственным друзьям. Существует крайне любопытная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть таких случаев приходится на долю подростков или юношей и девушек в переходном возрасте. На сухом языке медицины это называется специальным термином – "пубертатный суицид", т.е. "самоубийство, совершенное в пору полового созревания". За последнее десятилетие число самоубийств среди молодёжи выросло в три раза. Основные причины суицида: неразделённая любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Мужчины совершают самоубийство примерно в 3 раза чаще. По-видимому, риск особенно высок у мужчин среднего возраста в моменты тяжелых жизненных кризисов – например, при тяжелых заболеваниях (инфаркте миокарда, злокачественных новообразованиях), при крупных финансовых неудачах, после развода – если они начинают искать выход в алкоголе и не соглашаются с диагнозом депрессии. Самоубийства среди детей встречаются редко. Риск самоубийства возрастает в период полового созревания. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. Службами здравоохранения США ежегодно регистрируется более 250 000 попыток самоубийства среди школьников и студентов 15-19 лет [6]. В этой ситуации работа телефона доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает временную, но мгновенную поддержку, которая может быть настолько эффективной, насколько точны, искренны, профессиональны действия консультантов телефона доверия.
На сегодняшний день остро встаёт проблема доверия. Люди либо защищаются от стрессов, либо уходят от них, вместо того, чтобы их решать. Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих жизненных трудностей или отрицают их наличие, это препятствует эффективному решению проблемы.
Объект исследования – особенности организации службы телефонной помощи населению.
Предмет – роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения клиентов.
Цель исследования: изучение роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения клиентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-
2. Организовать и провести
эмпирическое исследование по
выявлению роли телефона
3. Разработать рекомендации
по работе с суицидальными клие
Методы: теоретико-методологический анализ литературы; анкетирование, интервью.
Практическая значимость: данная работа полезна руководству службы телефона доверия, психологу, поможет педагогам-психологам при работе с суицидальными или склонными к суициду клиентами. На основе исследования разработаны рекомендации по работе с суицидальными абонентами для психологов на телефоне доверия. Дальнейшей перспективой данной работы является проведение акции по оповещению клиентов о номере телефона доверия и разработка программы по подготовке волонтёров для работы на телефоне доверия.
ГЛАВА 1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО ПРАФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ
1.1. Теоретические основы моделей и подходов к организации «Телефонов доверия» в России и за рубежом
На сегодняшний день можно говорить о создании целостной сети «Телефонов доверия». Первые попытки организации телефона доверия известны давно и относятся к первым годам XX века. В 1906 году пастор Уоррен основал в Нью-Йорке так называемую «Лигу - спасите жизнь», целью которой было предоставление моральной и психологической помощи по телефону. Однако использование телефонной связи для оказания «духовной» поддержки отчаявшимся одиноким людям получило широкое распространение лишь в 50е годы, и в первую очередь - в Великобритании.
В Европе служба психологической помощи по телефону была создана только после второй мировой войны. В 1948 году психиатры Х. Хофф и Е. Рингель организовали центр с названием «Врачебная помощь людям, уставшим от жизни». Тогда впервые были объединены в едином комплексе телефонная служба и очный прием. Однако наибольший толчок развитию телефонной помощи был дан в 1953 году и был связан с деятельностью английского священника Чад Вара, основателя движения добровольцев - непрофессионалов, в помощь тем, кто нуждается в поддержке и участии. За этим движением закрепилось символическое название «Самаритяне». Созданная в рамках этого движения телефонная служба дружеской помощи людям, склонным к самоубийствам, явилась прообразом многочисленных центров, возникших впоследствии в разных странах мира.
Идея Чада Вары
оказалась столь плодотворной, что
в ближайшие семь лет службы
телефонной помощи возникли в
большинстве европейских
Само название «Телефон Доверия» пришло к нам из Чехословакии и Польши. В 1964 году доктор Мирослав Плзак создает в Чехословакии «Линию доверия» Свентецка Г. Движение помощи по телефону //Вестник РАТЭПП, №1, 1992, С.15-17.. В 1967 году возникли в Гданьске и во Вроцлаве, независимо друг от друга, два отделения помощи по телефону - «Телефоны доверия».
История создания первых «Телефонов доверия» в СССР была также связана с развитием психиатрической системы превенции суицидов. Так, один из первых телефонов был организован в Ленинграде в 1981 году на базе городского наркологического диспансера. В Москве начало работы «Телефона доверия» датируется 1982 годом; здесь он был включен в качестве одного из звеньев в превентивно - суицидологическую службу. Инициатором создания телефонных служб в нашей стране выступила профессор А. Г. Амбрумова. «Телефоны доверия» создавались как отделения экстренной медико-психологической помощи.
Учитывая социально
- психологическую и
«Телефоны доверия» работают в различных моделях - волонтерская, профессиональная и смешанная, с круглосуточным режимом работы или, например, только в вечернем режиме.
Существуют «Телефоны доверия» взрослые, молодежные, для детей и подростков, в 90-х гг. наряду с появлением Кризисных центров для женщин стали появляться «Телефоны доверия» для женщин (Кризисные линии). Возникла необходимость в выделении гендерных аспектов телефонного консультирования, выявление путей и механизмов возникновения и преодоления кризиса, трудной жизненной ситуации в контексте гендерной специфики.
Эти и другие
тенденции, например, построение
разнообразных контактов с
Можно выделить первую модель «Телефонов доверия», исходя из задач, стоящих перед службой, как модель оказания психологической помощи по телефону.
По мере становления
служб «Телефон доверия»
Наиболее принципиальное деление проводится по линии профессиональная - волонтерская модель. Это не просто модели - это две позиции в понимании сущности «Телефона доверия» в развитии современного телефонного движения.
В рамках «волонтерской
модели» в последнее время
выделяют «подростковые
Анализ профессиональной
и волонтерской модели в
Еще одним из
критериев выделения различных
моделей деятельности «
Второй моделью
«Телефонов доверия», исходя из
задач, стоящих перед службой,
стали телефонные службы
Третьей моделью
«Телефонов доверия» в России
стали временно создаваемые
Итак, рассмотрев
различные подходы и модели
«Телефонов доверия» в России
и за рубежом, необходимо
1. На «Телефон доверия»
может обратиться каждый, от ребенка
до пожилых людей, вне
2. Обращения происходят в проблемных (критических) жизненных ситуациях для абонента.
3. Абоненты ожидают получение помощи, в первую очередь психологической.
4. Абоненты хотят
быть уверенными в особой
5. На «Телефонах доверия» присутствуют особенности телефонной коммуникации: пространственные и временные особенности, максимальная анонимность, возможность прервать контакт, «эффект ограниченной коммуникации», «эффект доверительности».
1.2.Основные принципы работы и этика телефонного консультирования
Основными принципами
работы «Телефонов доверия»
В свою очередь,
телефонные консультанты не