В сфере защиты единой экономической
системы России, как суверенного
государства Федеральное Собрание
наделено правом принятия государственного
бюджета страны. Так, в соответствии
со ст. 106 Конституции РФ принятые
Государственной Думой федеральные
законы по вопросам федерального бюджета,
финансового, валютного, кредитного, таможенного
регулирования, денежной эмиссии и подлежат
обязательному рассмотрению в Совете
Федерации. «Для осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату, состав и порядок
деятельности которой определяются федеральным
законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).
В целях обеспечения территориальной
целостности и неприкосновенности,
как одного из направления
осуществления государственного
суверенитета Федеральное Собрание
наделено полномочиями в сфере
обороны и безопасности страны.
Так, к ведению Совета Федерации
относятся утверждение Указа
Президента РФ о введении чрезвычайного
положения (п. «б» ст. 102 Конституции
РФ), обязательному рассмотрению
в Совете Федерации подлежат
принятые Государственной Думой
федеральные законы по вопросам статуса
и защиты государственной границы, войны
и мира (ст. 106 Конституции РФ).
Кроме того, в целях защиты
государственного суверенитета
России Федеральное Собрание
РФ осуществляет деятельность
по обеспечению нормального функционирования
системы налогов и финансов, нормального
функционирования аппарата управления.
В этой связи, Конституцией
РФ к компетенции Федерального
Собрания отнесено принятие федеральных
законов по вопросам федеральных налогов
и сборов. Федеральное Собрание наделено
правом принятия на должность и освобождения
от должности лиц высших органов государственной
власти (судей Конституционного суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного
Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.
лиц согласно Конституции РФ). К ведению
Государственной Думы относится дача
согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ (п.п. «а»
п. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Если Президент России как
глава государства в целях
защиты государственного суверенитета
осуществляет руководство внутренней
и внешней политикой, Правительство Российской Федерации
в пределах своих полномочий через
систему органов управления на местах
организует реализацию внутренней и внешней
политики государства, организует исполнение
федеральных законов на всей территории
России. Обеспечивая защиту единой экономической
системы страны Правительство РФ осуществляет
управление федеральной собственностью
(п. «г» ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения
территориальной целостности и неприкосновенности
осуществляет меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики РФ (п. «д»
ст. 114 Конституции РФ).
Защита Российской
Федерации и ее государственного суверенитета
осуществляется в различных формах: военной,
дипломатической, государственными органами
власти и управления, в результате осуществления
своих полномочий, предоставленных им
Основным Законом России и федеральными
законами, правоохранительными органами.
Военная форма защиты государственного
суверенитета России осуществляется
Вооруженными Силами Российской
Федерации.
Остановимся
подробнее на данной форме
защиты суверенитета России. Военная
форма защиты, на мой взгляд, в
настоящее время является наиболее
актуальной для Российской Федерации
и носит злободневный характер.
Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ
Российская Федерация, как суверенное
государство, гарантирует обеспечение
целостности и неприкосновенности
своей территории.
Территориальная
целостность и неприкосновенность
территории России обеспечивается
Вооруженными Силами Российской
Федерации, задачей которых является
оборона страны от возможной
внешней агрессии, защита суверенитета
государства.
В
данном случае следует отметить
тот факт, что после распада
СССР, произошли значительные изменения
в системе вооруженных сил.
Создание суверенных государств, составлявших
ранее единое союзное государство привело
практически к разрушению Вооруженных
Сил Российской Федерации, в результате
чего значительно ослабла военная защита
государственного суверенитета России.
Сложилась парадоксальная
ситуация: государства, входившие
в состав великой Федерации,
абсолютно надежно защищавшей
их государственную независимость,
в результате борьбы за создание своего
собственного суверенитета вне этой Федерации
оказались совершенно безоружными, неспособными
защитить свой государственный суверенитет
в случае агрессии против каждого из них.
Вся система военных округов,
создававшихся не по количеству
союзных республик, а по стратегическим
направлениям с учетом территориального
начала, обеспечивающего мобилизационные
возможности, была полностью разрушена.
А ведь именно военные округа
являлись надежной основой обороны всей
страны. Семь военных округов, в том числе
три на Украине, по одному в Белоруссии,
Прибалтике, Закавказье и Средней Азии,
с распадом СССР одновременно прекратили
свое существование. Вместе с потерей
Прибалтийского военного округа были
утрачены и базы Балтийского флота.
Основу основ обороны составляли
Ракетные войска стратегического
назначения (РВСН). В результате распада
СССР ракетные соединения и
части оказались на территории
четырех республик: России, Украины,
Белоруссии и Казахстана. Как
заявил на процессе по "делу
ГКЧП" бывший министр обороны
СССР маршал Советского Союза
Д. Язов ", нарушилось централизованное
управление войсками, практически
вся система командных пунктов
перестала действовать. Средства
разведки и дальнего обнаружения
также оказались разобщенными".
Даже ракетные армии оказались
разделенными - в России и Казахстане.
Разобщение распространилось и
на все сопутствующие ракетным
войскам службы. Все это "практически
делало РВСН или мало, или почти
неспособными нанести ответно
- встречный удар. Гарантированность
терялась".1
Кроме того в настоящее время
Украиной перед Россией поставлен
вопрос разделении Черноморского флота.
Между тем широко известно, что Черноморский
флот только как единый организм может
представлять собой могучий инструмент
защиты государственного суверенитета
не только России и Украины, но и других
государств бывшего союза.
В этих условиях особую тревогу
вызывает состояние военной промышленности
России. Объем производства вооружений
и военной техники за три
последних года снизился на 78
%, оборонные заказы военно-промышленному
комплексу сокращены на 80 %. Но
еще более удручающим и совершенно
недопустимым является предполагаемое
сокращение военного производства
в России, в особенности по
сравнению с США. Если в Соединенных
Штатах Америки военное производство
ежегодно уменьшается на
5 %, то у нас на ближайшие
пять лет намечено сократить
его в пять раз. Другими словами,
это означает, что интенсивность
сокращения военного производства
в России в 20 раз выше, чем
в США.
Важным шагом вперед в деле
защиты государственного суверенитета
России является решение вопроса
о Байконуре, В результате которого,
Россия арендует у Казахстана
космодром и город Ленинск
на 20 лет, с пролонгацией данного
соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено
пребывание на космодроме российских
граждан, а также его обслуживание
военнослужащими Военно-космических
сил (ВКС) России.
Решение вопроса о Байконуре
- это, пожалуй на данном этапе один
из самых позитивных моментов военной
формы защиты государственного суверенитета
Российской Федерации.
Дипломатическая форма защиты
государственного суверенитета
Российской Федерации осуществляется
Президентом и
Правительством
России, которые Конституцией РФ и
федеральными законами наделяются широкими
полномочиями в сфере международных
отношений. Именно Президент РФ представляет
Россию как суверенное государство
в международных отношениях (ч. 4
ст.80 Конституции РФ).
В целях защиты и сохранения
государственного суверенитета
России для обеспечения реализации
функций Президента по управлению
государством, формированию внутренней,
внешней и военной политики
в области безопасности. Указом
Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г.
был образован Совет безопасности
РФ.
В 1992 году также был принят
Закон РФ «О безопасности»,
который гласит: «Безопасность
государства достигается проведением
единой государственной политики
в области обеспечения безопасности,
системой мер экономического, политического,
организационного и иного характера,
адекватных угрозам жизненно
важным интересам личности общества
и государства.»1
Важная роль в охране государственного
суверенитета России отводится
правоохранительным органам. Именно
на правоохранительные органы
государством возложены полномочия
по применению специальных средств
воздействия в случае неисполнения
актов государственной власти
и управления: «Судебная власть
– возможность и способность,
занимающего особое положение
в государственном аппарате органа
(суда) воздействовать на поведение
людей и социальные процессы».2
Особая роль в обеспечении
верховенства государственной власти,
на всей территории, как одного
из основных юридических свойств
государственного суверенитета, а
соответственно и защите суверенитета
России отведена Конституционному
Суду РФ, который разрешает дела
о соответствии Конституции РФ
федеральных законов и других
нормативных актов органов государственной
власти и управления РФ; конституций,
уставов субъектов РФ, их законов
и других нормативных актов,
изданных по вопросам ведения
органов государственной власти
РФ и совместного ведения органов
государственной власти РФ и органов государственной
власти субъектов РФ, не вступивших в силу
международных договоров РФ.
Акты или их отдельные положения,
признанные неконституционными
утрачивают силу, не соответствующие
Конституции РФ международные
договоры РФ не подлежат введению
в действие и применению (ст. 125
Конституции РФ).
Заключение
Суверенитет – это такое свойство
(а точнее, «состояние») власти, которое
обеспечивает государству возможность
свободно, самостоятельно осуществлять
свою внешнюю и внутреннюю политику.
Суверенитет предполагает независимость
государства во внешнеполитической
сфере (в области международных
отношений) и верховенство, непререкаемость
его решений в делах внутренних.
В качестве неотъемлемых юридических
свойств суверенитета выделяются единство,
верховенство, независимость государственной
власти.
Единство системы государственной
власти – одна из гарантий государственной
целостности Российской Федерации.
Одновременно это единство выступает
как одно из самых важнейших проявлений
суверенитета Российской Федерации.
Верховенство государственной
власти делает ее единственной политической
властью, исключая тем самым возможность
существования наряду с суверенной государственной
властью какой-либо иной политической
власти.
Независимость государственной власти
означает самостоятельность государства
в отношениях с другими государствами.
Носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
признается ее многонациональный народ.
Понятие государственного суверенитета
тесно связано с понятием национального
суверенитета. Национальный суверенитет
означает право наций на самоопределение.
В России как многонациональном государстве
данное право закреплено в ст. 5 Конституции
РФ.
Конституция провозгласила государственный
суверенитет только за Российской Федерацией.
В России с формально-юридической
точки зрения не может быть никаких
суверенных политико-территориальных
единиц, даже если они называются республиками
(государствами) (ч. 1, ст. 5 Конституции РФ).
Суверенной является только Россия, а
составляющие ее территориальные субъекты
имеют лишь комплекс исключительных полномочий,
в пределах которых они самостоятельны.
В рамках модели современного российского
федерализма в принципе не допускается
дробление суверенитета и не предполагается
сама возможность его делегирования
субъектами федерации федеральному
центру путем договора. Все основные
вопросы разделения государственной
власти решаются путем разграничения
предметов ведения и передачи
властных полномочий.
К числу правовых средств обеспечения
государственного суверенитета прежде
всего следует отнести: конституционное
закрепление принципа государственного
суверенитета, конституционное закрепление
принципов федерализма, регламентацию
на конституционном уровне разграничения
властных полномочий между субъектами
федерации и федеральным центром, нормативное
закрепление принципов соотношения норм
международного и национального права.