Сущность и содержание права на жилище

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией права на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.
Целью данной работы является определение сущности и содержания права на жилище.

Содержание

Введение 3
1. Понятие права на жилище 4
2. Содержание и реализация права на жилище 7
Заключение 12
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

сущность и содержание права на жилище.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

«Сущность и содержание права на жилище»

 

 

 

 

                  Выполнил:        

 

 

Проверил:      _______________________________

                                                                     

 

 

 

 

 

 

Орел-2012 г.

план:

 

Введение                                                                                                                                                          3

1. Понятие права на жилище                                                                                                                4

2. Содержание и реализация права на жилище                                                                      7

Заключение                                                                                                                                            12

Список литературы                                                                                                                              14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что право на жилье - это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на жилище обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией права на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.

Целью данной работы является определение сущности и содержания права на жилище.

 

 

 

 

 

1. Понятие права на жилище

 

По оценке ООН «жилищный вопрос является основой успешного развития. Абсолютно нереалистично говорить о таких понятиях как «образование», «здравоохранение», «благосостояние», в условиях, когда людям негде спать»[1]. В международно-правовых актах, в отличие от Конституции РФ, право на жилище прямо не гарантируется, но обосновывается как «обеспечение его эффективного осуществления» в виде содействия доступа к жилью, отвечающему должным требованиям, предотвращения бездомности, обеспечения доступности цен на жилье (ст. 31)[2].

В отечественном конституционном и жилищном праве доминирует понимание того, что право на жилище, как часть социальных прав, не только обеспечивает и защищает потребности и интересы человека, но и обеспечивает «достаточный уровень жизни»[3]. Исходя из этого, право на жилище справедливо относится к фундаментальным правам человека «составляет стержень правового статуса индивида»[4]. В то же время отечественные исследователи оценивают право на жилище «как слабо организованное, не обеспеченное и поэтому практически не реализующееся для большинства населения России. Огромное количество льготных категорий людей, имеющих субъективные права на получение жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, не может удовлетворить свои жилищные потребности»[5].

Налицо противоречие между конституционной нормой и возможностями её применения на практике, что представляет определенные сложности, так как затрагивает сложный комплекс как чисто правовых, так и социально-экономических отношений. Проблема состоит, в том числе и в недостаточной теоретической проработке вопроса, начавшейся относительно недавно. В 1990-е годы сложная социально-экономическая ситуация не позволяла обеспечить реализацию данной конституционной нормы. С наступлением относительной стабилизации проблема привлекла внимание правоведов[6].

Вместе с тем, в российском законодательстве до сих пор точно не сформулировано понятие «жилище», отсюда неясно право, на что конкретно гарантирует Конституция РФ. В литературе жилье представляется как «сооружение или помещение, предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, включая вспомогательную площадь»[7]. Однако такой подход представляется чисто техническим.

Понятия «жилье», «жилище» и «жилое помещение» не дифференцированы и в различных нормативно - правовых актах имеют разный смысл. Одной из центральных проблем жилищного права является вопрос об объектах жилищных прав. ЖК РФ (п. 2 ст. 15) определяет жилое помещение как изолированное помещение, пригодное для постоянного проживания граждан. Ч. 3 ст. 297 ТК РФ к жилым помещениям относит вахтовые поселки, не являющиеся местом постоянного проживания. Семейный кодекс РФ упоминает «жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам» (п. 1 ст. 127). Согласно ЖК РФ такое помещение не может быть признано жилым. На наш взгляд, в целях эффективной реализации конституционной нормы и единообразного применения законодательства необходимо сформулировать понятие жилища, как недвижимого имущества в виде изолированного жилого помещения, предназначенного и пригодного по действующим санитарным нормам для постоянного проживания.

Определение понятия жилище с юридической точки зрения не исчерпывает проблему. Исследователи вынуждены признать, что «остается не ясной сущность права на жилище. Ни в конституции РФ, ни в отдельных законах она не раскрывается»[8]. М. А. Долгошеев ставил задачей своего диссертационного исследования выявление сущности и содержания конституционного права на жилище в современной России (§1 работы), однако в итоге пришел лишь к выводу о том, что «несмотря на многолетнее закрепление в Конституции РФ конституционного права граждан на жилище, единообразный подход к сущности и содержанию данного права до сих пор не найден.

Это вызвано, прежде всего, пробелами и несовершенством законодательства, регулирующего данный вопрос и отсутствием достаточного количества гарантий, позволяющих говорить о «реальности» данного права. Вопрос «реальности», равно как и выявление сущности исследуемого правового института, представляясь чисто теоретическими вопросами, имеют и важнейшее практическое, прикладное значение, ведь «недостаток исследований феномена права на жилище, сказывается, в первую очередь, на состоянии жилищного законодательства в целом»[9].

 

 

 

 

 

 

2. Содержание и реализация права на жилище

 

Ст. 40 Конституции РФ закрепила за гражданами России право на жилище. Часть 3 ст. 40 гарантирует малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондах в соответствии с установленными законом нормами. В специальной литературе в целом преобладает единство мнений о том, что указанная норма развивает закрепленный в ст. 7 Конституции РФ статус России как социального государства и показывает стремление обеспечить и развивать меры поддержки социально незащищенных слоев населения.

Сегодня уже сложно встретить в литературе «ограничительное толкование в теории и практической деятельности государственных контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры «права на жилище» как института только жилищного права, отождествляемого с категорией «жилищные права», на которое указывает Т. В. Бессарабова[10]. Данное понимание в основном обоснованно преодолено в теории и юридической литературе, однако достаточно часто встречается на практике.

Право на жилище согласно Конституции РФ (п.2 ст. 17) принадлежит каждому от рождения. Оно неотчуждаемо, жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, если это не оговорено в Конституции РФ или федеральном законе. Даже при введении чрезвычайного положения право на жилище (наряду с др. основными правами) не подлежит ограничению (ст. 56).

Конституцией РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18). В основу этого постулата положена естественно-правовая доктрина прав человека, существующих независимо от их государственного признания. В той же статье зафиксировано, что «права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что реализация права на жилище определяется экономическими возможностями государства, социально-политической ситуацией, требует «осуществления целого комплекса мер, создания системы правовых и материальных гарантий, что не может быть сделано в краткие сроки, а потому расценивается как задача, решаемая постепенно»[11]. С одной стороны, государство пока не в состоянии немедленно обеспечить жильем даже социально незащищенные категории населения, которым оно положено исходя из конституционной нормы, с другой – граждане, реализуя свое право на жилище, учитывают собственные финансовые возможности. Таким образом, практика диктует необходимость достижения «разумного баланса между экономическими возможностями государства и объемом, формами реализации… конституционного права граждан на жилище»[12].

Исходя из того, что не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права и в связи с тем, что государство приняло на себя обязанности по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, граждане и государство находятся в правовой связи (правоотношениях). При этом праву на жилище и правоотношениям, элементом которого оно является, «присущи весьма специфические свойства»[13]. Конституционное право на жилище является субъективным правом граждан и реализуется в различных по юридической природе правоотношениях: общих конституционных, организационных (административных), имущественных (гражданских) и др. Отсюда оно регулируется различными юридическими нормами, а не одной, где, в общем, приведено данное субъективное право. Данная позиция утвердилась в литературе: «Использование субъективного права на деле означает осуществление положений целой системы разных по своей юридической природе норм, в которых могут конкретизироваться содержание данного права, условия, порядок его использования и прочие аспекты»[14]. право на жилище является комплексным (межотраслевым) правовым институтом, включающим в себя обособленную группу юридических норм, регулирующих «определенные взаимосвязанные между собой однородные отношения внутри различных отраслей права»[15].

Для обеспечения права на жилище, конституционная норма нуждается в конкретизации. В связи с этим необходимо разграничить непосредственное и опосредованное действие Конституции РФ, которые составляют формы прямого действия конституционных норм. В основе такого разграничения - различные уровни конституционных правоотношений, участниками которых выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты, государственные и общественные органы и организации, должностные лица, граждане и их объединения и т. д. Однако если «на высоком уровне конституционного регулирования достаточно, как правило, конституционных норм, то в конституционных правоотношениях с участием граждан необходима большая степень формальной определенности при установлении их прав и обязанностей, что обеспечивается нормами административного, гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права»[16]. В последнем случае конституционные нормы, конкретизируясь в соответствующих отраслях права, действуют опосредованно.

Исходя из того, что сущность права состоит в отражении нормативно определенной, гарантированной государством меры свободы личности, а также того, что право на жилище принадлежит гражданину от рождения и неотчуждаемо, не может быть произвольно изъято или ограничено в объеме, определим сущность права социально незащищенных категорий граждан на жилище. Она заключается в праве:

Информация о работе Сущность и содержание права на жилище