Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:48, лекция
Конституционные (уставные) суды. Мировые судьи.
ГЛАВА XI Суды субъектов Российской Федерации
§ 1. Конституционные (уставные) суды
В соответствии с Конституцией РФ одной из основ современного государственного устройства России является признание права входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательство, а других субъектов РФ — уставы и законодательство (ч. 11 ст. 5). Признано также право органов государственной власти и орт нов местного самоуправления субъектов РФ издавать на базе действующих конституций (уставов) и законодательства иные нормативные правовые акты (ч. 4-—5 ст. 76). Другими словами, допускается возможность существования локальных правовых систем, включающих в себя множество нормативных актов и, естественно, нуждающихся и четкой внутренней согласованности, без которой невозможно обеспечение того, что принято считать законностью.
Налаживанию такой согласованности призвано способствовать многое. Это прежде всего конституционные предписания о верховенстве Конституции РФ и о том, что она и федеральные законы подлежат неуклонному исполнению на территории всей страны, что им не могут противоречить все другие издаваемые в России правовые акты Существенную роль в достижении согласованности, как было видно по материалу предыдущих глав учебника, играют федеральные суды, их повседневная деятельность. Имея широкие полномочия, в частности, в осуществлении конституционного контроля и контроля за законностью действий (или бездействия) и решений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, они постоянно корректируют российскую правовую систему — очищают ее от законов, полностью или частично противоречащих Конституции РФ (Конституционный Суд РФ), и от иных правовых актов, не соответствующих федеральным за конам (суды общей юрисдикции и арбитражные суды).
Однако
такого рода деятельность федеральных
судов не охватывает в достаточной мере
полно довольно важный массив норматив
§ 1. Конституционные (уставные) суды
ных правовых актов — законодательство и иные нормативные правовые акты, которые издаются в субъектах. РФ в ходе реализации их исключительных полномочий, т. е. по вопросам государственной и общественной жизни, в отношении которых им предоставлена вся полнота власти (ст. 73 Конституции РФ).
Такой пробел в механизме обеспечения согласованности всей правовой системы и должны устранять конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Идея их учреждения начала возникать вскоре после того, как в конце 80-х — начале 90-х годов обозначился процесс поиска эффективных форм конституционного контроля. Уже тогда и несколько позднее стали появляться в республиках, краях и областях квазисудебные и судебные органы, бравшие на себя функцию обеспечения соответствия местных правовых актов республиканским конституциям и подобным актам, принимавшимся в других субъектах РФ. Назывались они по- разному — не только конституционными судами, но и комитетами конституционного надзора, уставными палатами, согласительными палатами, конституционными палатами.
Первый официальный шаг по признанию легитимности такого рода органов сделан 31 декабря 1996 г., когда состоялось подписание Президентом РФ неоднократно упоминавшегося выше Закона о судебной системе.
Как отмечено выше (см. § 3 гл. Ill учебника), в соответствии с ч. 2 ст. 4 этого Закона в состав судебной системы Российской Федерации наряду с федеральными судами могут входить суды субъектов РФ, в том числе конституционные (уставные) суды.
Более конкретно об этих судах сказано в ст. 27 Закона. В ч. 1 этой статьи обозначены их полномочия. К ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ:
принятых в нем законов;
нормативных правовых актов его органов государственной власти;
225
нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
а также вопросов толкования конституции (устава)1.
' Вопрос
о пределах полномочий конституционных
(уставных) судов субъекте РФ многократно
рассматривался Конституционным Судом
РФ. Толкуя конкретные предписания Конституции
РФ и ряда федеральных законов, он неизменно
исходит из того, что эти суды не должны
создаваться в обязательном порядке (императивно)
и что круг полномочий, указанный в ч. 1
ст. 27 Закона о судебной системе, "не
является исчерпывающим", т. е. он может
корректироваться субъектами РФ. Именно
так Конституционный Суд РФ изложил свою
позицию по данному вопросу в определении
от 6 марта 2003 г. № ЮЗ-О.
226 Глава XI. Суды субъектов Российской Федерации
Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен определятся законами субъектов РФ. Финансирование этих судов возложено тоже на субъекты РФ1.
Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч. 4 ст. 27 Закона). Этим подчеркивается автономность таких судов от всех других судов, в том числе Конституционного Суда РФ.
Практически формирование рассматриваемых судов идет крайне медленно. К 2002 г. законодательные решения, декларирующие учреждение конституционных (уставных) судов, состоялись лишь в половине субъектов РФ. Реально же они функционировали еще в меньшем их числе — всего в 13 субъектах РФ (например, в республиках Татар стан, Северная Осетия-Алания, Карелия, Коми, Башкортостан, Kабардино-Балкария, Якутия, а также в областях Свердловской, Тюменской). Кое-где они, не успев сформироваться, прекратили свое существование.
§ 2. Мировые судьи
Вопрос об учреждении дополнительного звена судебной системы. которое позволило бы освободить суды основного звена судов общей юрисдикции от рассмотрения не отличающихся большой сложностью уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, -- предмет дискуссий, длившихся значительное время с различной степенью интенсивности. Ему уделялось много внимания еще в дореволюционные годы (см. § 2 гл. XIII учебника). К нему и вернулись во второй половине 80-х годов XX столетия. На этом этапе дискуссия завершилась принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ноябрь 1989 г.), предусмотревших учреждение при народных судах судей по административному и исполнительному производству. Предполагалось, что на них будет возложено в основном две функции — разбирательство материалов об административных правонарушениях, подведомственных судам, и решение вопросов, касающихся исполнения приговоров и иных судебных решений.
| 2. Мировые судьи 227
Но в дальнейшем от этого замысла отказались. Начались поиски иных путей, и они привели к идее возрождения существовавших до 1417 г. института мировых судей и института судебных приставов (о службе судебных приставов см. § 7 гл. XIV учебника), которые обеспечивали бы выполнение двух названных функций.
В наши дни усилия по возрождению мировых судей начинают обретать все более реальные очертания:
сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в тццих чертах обозначил "контуры" этого института (см. ст. 3, ч. 2 и 4 Ст. 4,ч. 1 ст. 6,ч. 2 ст. 10, ч. 8 ст. 13, ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 21, ст. 28 и ч. 2 п. 33);
два года спустя появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, — Закон о миримых судьях (17 декабря 1998 г.);
затем еще год спустя издан Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах Российской Федерации" от 29 декабря 1999 г., положивший начало конкретным практическим усилиям по введению реальных мировых судей.
Завершением создания федеральной законодательной основы для Возрождения в российской судебной системе существенно модифицированных мировых судей можно считать подписание Президентом РФ 7 августа 2000 г. двух законов, которыми внесены дополнения и изменения в действовавшие тогда ГПК и УПК. Наконец, эта линия была продолжена в принятых в 2001 и 2002 гг. существенно обновленных ГПК, КоАП и ГПК.
В соответствии с перечисленными федеральными законами мировые суды (мировые судьи) учреждаются во всех субъектах РФ. Они наделяются своеобразным статусом — отнесены к числу к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции (гражданских), входят в их подсистему, но при этом, как отмечалось выше (3 гл. 3 учебника), не являются судами федеральными. Они — суды субъектов РФ, хотя их финансирование должно осуществляться частично (расходы по заработной плате и социальной защите судей) из средств федерального бюджета, а частично — из средств бюджетов субъектов РФ (заработная плата аппаратов вспомогательных работники аренда, охрана и эксплуатация помещений, связь, транспорт, канцелярские расходы и т. п.).
При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Свои решения они должны выносить именем Российской Федерации, и эти решения имеют то же общеобязательное значение, что и акты правосудия федеральных судом (см !} 1 гл IV учебника). Их принудитель-