Судебная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

Принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1 изменило судебную систему с учетом требований, продиктованных современностью, то есть согласно вышеназванному закону в России действуют федеральные суды и суды субъектов федерации (о которых, стоит заметить, ничего не сказано в Конституции Российской Федерации).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….
Глава I. Органы Судебной власти в Российской Федерации…………………….
1.1. Место судебной власти в системе органов государственной власти РФ………………………………………………..………………………………….
1.2. Конституционный Суд РФ……………………………………………………6
1.3. Верховный Суд РФ……………………………………..9
1.4. Военные суды РФ…………………………………………………………….11
1.5. Арбитражные суды РФ……………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Судебная власть в Российской Федерации курсач.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

   Повод к рассмотрению дела - это обращение в Конституционный Суд управомоченных субъектов5 (запрос государственного органа или группы парламентариев о проверке конституционности нормативного акта, ходатайство государственного органа в споре о компетенции, жалоба частного лица или объединения на нарушение законом конституционных прав и свобод). Основанием же к рассмотрению дела служат обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации нормативного акта, проверка конституционности которого подведомственна Суду и конституционность которого оспаривается в обращении, либо подведомственный Суду спор о компетенции между государственными органами, либо неопределенность в понимании положений Конституции, либо выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

       Поступившее в Конституционный Суд обращение сначала рассматривается Секретариатом Суда, который проверяет его соответствие требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В случае несоответствия обращения требованиям этого Закона Секретариат уведомляет об этом заявителя, который вправе потребовать, чтобы решение по вопросу о соответствии было принято самим Судом. По устранении недостатков обращения заявитель может вновь его направить в Суд.

    По окончании слушания Суд, будь то пленум или палата, в закрытом совещании принимает решение. Итоговые решения по вопросам о конституционности нормативных актов, по спорам о компетенции и о толковании Конституции Российской Федерации именуются постановлениями, итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации - заключением, а прочие решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, - определениями. Судья, не согласный с решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое публикуется вместе с решением. Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания судьями. Оно публикуется в официальных изданиях Российской Федерации, а также тех субъектов Российской Федерации, которых оно касается. Оно также публикуется в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации»6, а при необходимости и в иных изданиях. 

    1. Верховный Суд Российской Федерации
 

  Конституция  РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

  Из  этой нормы становится ясным,  что Верховный Суд РФ возглавляет  систему судов общей юрисдикции7.

    Полномочия Верховного Суда РФ  закреплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и в ряде законов.

  Верховный  Суд является высшим судебным  органом не для всех федеральных  судов, а только для судов  общей юрисдикции, в его ведение  не входит конституционная и  арбитражная юстиция.

  Перечень  дел, в отношении которых Верховный  Суд РФ является высшим судебным  органом, выглядит не очень  определенно. Упомянуты общеизвестные  категории гражданских, уголовных  и административных дел, но  не раскрыто содержание "иных  дел", что должно быть истолковано как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции.

  В  приведенной статье Конституции  РФ сформулирована другая важная  функция Верховного Суда: осуществлять  надзор за деятельностью нижестоящих  судов. Это положение давно  вызывает споры среди специалистов, многие из которых усматривают в надзоре скрытое нарушение независимости судов. Однако для таких подозрений нет достаточных оснований, поскольку Верховный Суд как высшая судебная инстанция надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляя естественный для любого такого органа пересмотр судебных дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

  Сомнению  часто подвергается право Верховного  Суда РФ давать разъяснения  по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.

  Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания, Правительства и др.

  Верховный  Суд обладает правом законодательной  инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания).

  В  штатную численность членов Суда  входят 100 судей, Председатель, первый  заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

  Столь  широкий количественный состав  Верховного Суда РФ объясняется  большим объемом его работы, что  отражает соответствующую широкую  деятельность судов общей юрисдикции.

  Верховный Суд РФ действует в составе8:

  1) Пленума  Верховного Суда;

  2) Президиума Верховного Суда;

  3) Судебной  коллегии по гражданским делам;

  4) Судебной коллегии по уголовным делам;

  5) Военной коллегии.

        1.4.  Военные суды в РФ 

     В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.

       В систему военных судов входят  гарнизонные и окружные (флотские) военные суды. В своей деятельности  при рассмотрении дел военные  суды руководствуются, как и  другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и  материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд Российской Федерации. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации проверяет в порядке надзора судебные постановления нижестоящих военных судов и рассматривает в кассационном порядке дела, решения по которым вынесены по первой инстанции окружными (флотскими) военными судами9. Помимо уголовных дел, к подсудности военных судов отнесен широкий перечень гражданских и административных дел, связанных с обжалованием военнослужащими неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц. В частности, военные суды рассматривают дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от неправомерных решений и действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела в отношении граждан, уволенных с военной службы, чьи права и интересы были нарушены во время прохождения военной службы (военных сборов) воинскими должностными лицами и органами военного управления. 

      1. Арбитражные Суды в РФ
 

  Арбитражные  суды10 - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

  Организационно-структурная  система арбитражных судов строится  на трех уровнях:

  Первый  уровень составляют федеральные  арбитражные суды субъектов Российской  Федерации. В их числе арбитражные  суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

  Общее  количество арбитражных судов  первого уровня - 81.

    Второй уровень образуют 10 федеральных  арбитражных судов округов, каждый  из которых работает в качестве  кассационной инстанции по отношению  к группе арбитражных судов,  составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»11.

  Третий  уровень представляет Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации.

  В  соответствии со статьей 127 Конституции  Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

    Структура арбитражных судов  различного уровня определяется  в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

  Федеральные  арбитражные суды округов действуют  в составе президиума федерального  арбитражного суда округа, судебной  коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и  иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

  Президиумы  федеральных арбитражных судов  округов и арбитражных судов  субъектов Российской Федерации  по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

  Процедурное  рассмотрение дел в арбитражных  судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции

    Внутренний порядок деятельности  арбитражных судов и взаимоотношения  между ними регулируются Регламентом  арбитражных судов, принимаемым  Высшим Арбитражным Судом Российской  Федерации и являющимся для них обязательным.

    Арбитражные суды в России  осуществляют правосудие путем  разрешения экономических споров  и рассмотрения иных дел, отнесенных  к их компетенции Конституцией  Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

      Основными задачами арбитражных  судов являются защита нарушенных  или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Работа арбитражных судов в  Российской Федерации строится  на основе принципов законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательности  и равноправия сторон, гласности  разбирательства дел и др.

    В целях полного и независимого  осуществления правосудия в соответствии  с федеральным законодательством  финансирование системы арбитражных  судов производится за счет  средств федерального бюджета.  Расходы на содержание арбитражных  судов предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

  Высший  Арбитражный Суд РФ

  Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом  по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет  в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Судебная власть в РФ