Судебная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

Принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1 изменило судебную систему с учетом требований, продиктованных современностью, то есть согласно вышеназванному закону в России действуют федеральные суды и суды субъектов федерации (о которых, стоит заметить, ничего не сказано в Конституции Российской Федерации).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….
Глава I. Органы Судебной власти в Российской Федерации…………………….
1.1. Место судебной власти в системе органов государственной власти РФ………………………………………………..………………………………….
1.2. Конституционный Суд РФ……………………………………………………6
1.3. Верховный Суд РФ……………………………………..9
1.4. Военные суды РФ…………………………………………………………….11
1.5. Арбитражные суды РФ……………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Судебная власть в Российской Федерации курсач.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………………….

Глава I. Органы Судебной власти в Российской Федерации…………………….

     1.1. Место судебной власти в системе  органов государственной                          власти РФ………………………………………………..………………………………….

     1.2. Конституционный Суд РФ……………………………………………………6

     1.3. Верховный Суд РФ……………………………………..9

     1.4. Военные суды РФ…………………………………………………………….11

     1.5. Арбитражные суды РФ……………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………………..

Список  использованной литературы……………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Принятие  Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1 изменило судебную систему с учетом требований, продиктованных современностью, то есть согласно вышеназванному закону в России действуют федеральные суды и суды субъектов федерации (о которых, стоит заметить, ничего не сказано в Конституции Российской Федерации).

Федеральными  судами являются Конституционный Суд  Российской Федерации,  суды общей  юрисдикции и  арбитражные суды.

     К судам субъектов федерации отнесены конституционные (уставные) суды  субъектов  и мировые судьи. Различие между  федеральными судами и судами субъектов  федерации состоит в том, что  первые образуются в соответствии с  федеративным законодательством, а  вторые -  на основе законодательства субъектов Российской Федерации.

     Таким образом, вышеназванный закон легализовал двух уровневую судебную систему.

     Данная  тема контрольной работы носит актуальный характер, так как гражданам Российской Федерации необходимо знать не только систему государственных органов РФ, но и систему органов судебной власти РФ.

     Как будущему юристу, как гражданину Российской Федерации необходимо знать Конституцию  РФ, основные федеральные законы РФ, а также действующие нормы  субъектов РФ, в том числе знать структуру органов судебной власти РФ для осуществления всех прав свобод человека, гражданина, данные нам в соответствии с Конституцией РФ.

      В данной работе представлена система  органов судебной власти Российской Федерации, их краткая характеристика и компетенция.

      Итак, Целью данной работы является охарактеризовать органы судебной власти Российской Федерации.

      Сформулируем  основные задачи, которые решались в данной работе:

  • рассмотреть теоретические аспекты места судебной власти в системе органов государственной власти РФ;
  • проанализировать деятельность Конституционного суда РФ;
  • рассмотреть компетенцию Верховного суда РФ;
  • выявить роль Военных судов РФ;
  • рассмотреть деятельность Арбитражных судов РФ.

Теоретико-методологической основой данной работы являются идеи системного, деятельностного и личностного подходов.

   Методы используемые для решения  поставленных задач: анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации и литературы по Конституционному праву РФ, интернет источников;  конкретизация понятий и определений.

Информационное  обеспечение данной работы включает  нормативно-правовую базу, интернет статьи, учебные пособия, интернет источники,  а также профессиональный опыт автора настоящего исследования.

   Контрольная работа состоит из введения, одной главы (5 подпунктов), заключения, списка использованной литературы (13 источников),  общий объем которых 17 страниц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Органы Судебной власти в Российской Федерации

    1. Место судебной власти в системе органов государственной власти РФ
 

  Место  судебной власти в системе  органов государственной власти  Российской Федерации в решающей  степени определяется положением  о разделении властей, закрепленным  в ст. 10 и 11 Конституции РФ2.

  Судебная  власть признается как разновидность  государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

  Судебная  власть принадлежит не только  высшим судебным инстанциям (Верховному  Суду и др.), но всем судам  Российской Федерации. Они стоят  в одном ряду с Президентом  РФ, Федеральным Собранием, Правительством  РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

  Принцип  разделения властей не только  распределяет функции государственной  власти между тремя ветвями  власти, но и устанавливает их  самостоятельность и взаимную  уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

  Судебная  власть полностью самостоятельна  в вынесении судебных решений  и приговоров, но их исполнение  относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

  Принцип  разделения властей важен также  для того, чтобы взаимный контроль  и сбалансированность полномочий  не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

  Согласно  Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная  власть в Российской Федерации  осуществляется посредством четырех  видов судопроизводства:

 Конституционного, гражданского, административного, уголовного.

  Каждому  из этих видов соответствует  свой комплекс установленных  законом процессуальных правил.

  Конституция  РФ не содержит перечня конкретных  судебных инстанций, а ограничивается  закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

  Отсюда  вытекает, что ни один суд, входящий  в судебную систему РФ, не может  быть учрежден каким-либо правовым  актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

  Разумеется, на территориях субъектов РФ  существуют судебные органы общей  и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

  В  настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:

  1. Конституционная  юстиция. Она включает Конституционный  Суд РФ, а также конституционные  и уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом.

  2. Суды  общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

  Судьями  общей юрисдикции субъектов РФ  являются мировые судьи3, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

  3. Арбитражные  суды. В эту систему входят  Высший Арбитражный суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел. 

    1. Конституционный Суд РФ
 

  Прочный  правопорядок, базирующийся на Конституции  - необходимое условие и неотъемлемый элемент демократического, федеративного, социального, светского правового государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы человека и гражданина. Такое государство немыслимо без сильной и независимой судебной власти, которой в России в сущности никогда не было. Требовалось создание институтов, гарантирующих утверждение конституционной законности во всех сферах жизни общества. Важнейшим таким институтом призван был стать независимый судебный орган, обеспечивающий конституционный контроль в особой процедуре конституционного судопроизводства.

  Поэтому  создание в России Конституционного  Суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым  новым шагом вперед в развитии  ее конституционного строя.

  Конституция  Российской Федерации установила в статье 125 четыре группы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации:

- проверка  конституционности законов, иных  правовых нормативных актов и  договоров, осуществляемая по  трем видам запросов и жалоб  (от органов власти, граждан и судов);

- разрешение  споров о компетенции; толкование  Конституции Российской Федерации; 

- дача  заключения о соблюдении порядка  выдвижения обвинения Президента  Российской Федерации в государственной  измене или в другом тяжком преступлении. 

     Кроме того, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»4 1995 г. ввел новое полномочие Конституционного Суда Российской Федерации - проверять по запросу Президента Российской Федерации до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в отношении инициативы референдума. 

     Конституционный Суд рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  в заседаниях палат, одна из которых  состоит из 10, а другая - из 9 судей. В пленарных заседаниях Конституционный Суд вправе рассмотреть любой вопрос, но некоторые дела подлежат рассмотрению и разрешению только в пленарных заседаниях (дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов других субъектов Российской Федерации; о толковании Конституции Российской Федерации; дача заключения о соблюдении порядка выдвижения против Президента Российской Федерации обвинения в тяжком преступлении, принятие послания Конституционного Суда, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Конституционного Суда, избрание Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря; формирование персонального состава палат, принятие Регламента и др.). Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда избираются на три года тайным голосованием большинством от общего числа судей.

Информация о работе Судебная власть в РФ