Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы разобраться в понятии авторское право, каковы его объекты и субъекты. И в дальнейшее практике юриста грамотно использовать законодательство Российской Федерации и оказывать квалифицированную помощь гражданам, различным организациям и правоохранительным органам.
Введение
Глава 1. Субъекты авторского права:
1.1.Физические лица.
2.2.Юридические лица.
Глава 2. Объекты авторского права:
2.1. Понятие объекта авторского права и его свойства.
2.2 Виды объекта авторского права.
Глава 3. Пример из судебной практики.
Заключение
Список литературы
Хореографические произведения имеют авторско-правовую охрану с момента обнародования (так же как и речь, изложенная устно для слушателей), независимо от того, будут ли они зафиксированы на материальном носителе.
Согласно пункту 1 ст. 1263 ГК РФ к аудиовизуальным произведениям относятся произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Аудиовизуальное произведение состоит из нескольких частей. Так, кинофильм не может существовать без работы сценариста, декоратора, оператора, художника по костюмам и др. Каждая часть имеет авторско-правовую охрану и может быть самостоятельно использована, так как согласно пункту 5 ст. 1263 ГК РФ авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
В отличие от других аудиовизуальные произведения должны пройти обязательную государственную регистрацию в реестре.
В настоящее время возрастает интерес к фотографическим произведениям. Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Художественные фотографии относятся к произведениям искусства. Фотографии, сделанные в области математики, географии, рентгеновские снимки по своим особенностям близки к научным произведениям.15
Авторское право на фотографию не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект не влечет передачи авторских прав. Показателен в этом плане следующий случай. Талантливый фотограф сделал несколько снимков своей знакомой балерины и подарил ей их. Через какое-то время журналист одного из изданий, писавший статью о балерине, попросил предоставить ему эти снимки, что балерина с радостью и сделала. Фотограф, увидев на страницах журнала свои фотографии, да еще и без указания имени автора, поспешил защитить свои права. Свои права фотохудожники используют не только для получения гонораров, но и для защиты и неправомерного использования. Так, например, кубинский фотограф Альберто Корда, сделавший в 1960 г. знаменитую фотографию Че Гевары и всегда разрешавший использовать ее бесплатно, именно на основании своих авторских прав выиграл иск у производителей водки «Smirnoff» и запретил использовать фотопортрет для рекламы алкоголя
Архитектурные произведения в науке авторского права принято относить к «нетипичным» объектам авторского права (ст. 1294 ГК РФ). Архитектурные произведения существуют в виде архитектурного проектно-архитектурного решения, архитектурного объекта
Согласно Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурный проект — это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации. К архитектурным объектам относится внешний и внутренний облик зданий, сооружений и т.д. Архитектурное решение — это авторский замысел архитектурного объекта.
Содержание правила, изложенного в пункте 1 ст. 1259 ГК РФ, относит программу для ЭВМ к произведению литературы. Программа для ЭВМ отличается от других произведений литературы специфичной формой своего содержания. В связи с этим в отдельных случаях программа для ЭВМ признается научным произведением.
По желанию правообладателя она может быть зарегистрирована в Роспатенте.
Научные произведения отличаются от произведений художественной литературы и искусства. Это различие отметил Э.П. Гаврилов: «...работу автора над формой произведения науки можно оторвать от работы над содержанием, в то время как при создании произведений литературы и искусства этого сделать нельзя. Иными словами, у произведения науки содержание (научный результат) имеет свое собственное существование, не зависимое от формы произведения, в котором оно воплощено».
Перечень объектов авторского права не является исчерпывающим.
С развитием новых технологий развиваются такие объекты авторского права, как мультимедийные произведения, которые имеют признаки литературного, научного, аудиовизуального произведения.
Следующее деление произведений — по степени самостоятельности. Самостоятельные произведения принято именовать «оригинальными». Это такие произведения, которые автор или обладатель авторских прав может использовать по своему желанию. К ним относятся все вышеперечисленные произведения.
К производным (неоригинальным) произведениям относятся, например, переводы (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). Производные произведения представляют собой переработку другого произведения (ч. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Причем охрана неоригинальных произведений не должна нарушать прав на оригинальное произведение. Такие произведения являются основой оригинальных произведений.
Согласно Бернской конвенции переводы пользуются охраной наравне с оригинальными произведениями без ущерба для прав автора оригинального произведения.16
Различают
следующие виды переводов:
авторские, подстрочные и промежуточные.
Составные произведения строятся на основе оригинальных и производных произведений (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Составное произведение представляет собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ч. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Составное произведение включает в себя другие произведения, части произведений, официальные документы, не являющиеся объектами авторского права, произведения, перешедшие в общественное достояние, какими произведениями являются сборники, антологии, энциклопедии, хрестоматии, справочники, базы данных и др.
В зависимости от количества авторов, участвующих в творческом процессе, объекты авторского права делятся на произведения, созданные одним автором, и совместные (коллективные — два и более авторов) (ст. 1258 ГК РФ).17
Но основаниям доступности для общества произведения делятся на обнародованные и необнародованные, имеющие различный режим охраны (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).18
Обнародованные произведения доступны для всех.
Необнародованное произведение — это произведение определенной объективной формы, которое с согласия автора не опубликовано, не исполнено публично, не показано и т.д., т.е. не является доступным для публики. Обнародовать или не обнародовать произведение решает сам автор.
Обнародованные и необнародованные произведения российских и иностранных авторов и правообладателей, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются с момента создания произведений.
Авторское право распространяется также на обнародованные либо необнародованные произведения российских граждан, находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами России.
Произведение
будет считаться впервые
Таким образом, необнародованные иностранные произведения, находящиеся на территории России в определенной материальной форме, охраняются от противоправных действий по авторскому праву России. Однако охрана неопубликованного произведения может зависеть от территории последующего обнародования.
Если произведение в последующем будет опубликовано в России, то оно будет продолжать охраняться российским авторским правом. Но при опубликовании произведения за рубежом или в стране, которая не связана с Россией международным соглашением, произведение охраняться не будет вследствие истечения срока охраны.
Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федераций « вследствие истечения предусмотренного Гражданским кодексом срока действия исключительного права на них.
При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения (п. 4 ст. 1256 ГК РФ).
Наличие или отсутствие связи с трудовой деятельностью автора — основание, по которому объекты авторского права подразделяются на служебные и неслужебные произведения.
Служебное произведение - это произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей или в порядке выполнения им служебного задания работодателя (п. 1 ст. 1 295 ГК РФ).19
На практике бывает трудно разграничить произведения, созданные автором в рамках выполнения трудовых обязанностей и вне таковых. В связи с этим важно очертить круг обязанностей работника и раскрыть специфику данного ему служебного задания.
В соответствии с нормами трудового права служебные обязанности — это круг действий, возложенных на работника по трудовому договору, по определенной специальности, квалификации и должности и безусловных для выполнения.
Служебное задание — это заказ, поручение выполнить трудовую функцию (обязанность), данное работнику.20
Следовательно, можно сделать вывод, что произведения, которые созданы в порядке выполнения служебного задания, являются не только результатом деятельности юридического лица, но и его сотрудника-автора, чья творческая деятельность связана трудовым взаимоотношением с этой организацией.
Глава 3. Примеры из судебной практики.
«Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» в лице Южного филиала РАО (далее по тексту РАО) обратилась в суд в интересах истцов — авторов, их наследников, авторов–членов авторско–правовых организаций к ООО «Ю.» о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, указав, что 8 марта 2009 года на площадке ЗАО ЗСК «С.» ответчик организовал проведение концерта арт–группы «Х.», в ходе которого публично исполнялись произведения российских и зарубежных авторов. При этом ответчик договор с правообладателями либо с организацией, управляющей правами авторов на коллективной основе, не заключал, авторское вознаграждение за использование произведений не выплачивал, чем причинил авторам имущественный ущерб» 21
Рассматривая данную проблему суд руководстовался статьями ГК РФ ст. 1229, п.5 ст. 1242,ст. 1259ст. 1244, ст. 1270, 1301, 1313 ГК РФ. То есть в любом рассмотрении дела об авторских и иных правах необходимо точно выяснить является ли объект охраны объектом авторского права.
Суд распределил бремя доказывания юридически значимых по делу обстоятельств между сторонами, указав, что истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права на объект или права на его защиту, а ответчик обязан доказать выполнение им требований Закона.
Впоследствии, суд должен был выяснить насчет добросовестности истца и является ли он представителем субъекта авторского права и на каком основании.
«Судом установлено, что в соответствии с Уставом, зарегистрированным Министерством Юстиции РФ от 30.09.1993 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Общим Собранием 13.12.2007 года) Общественная организация «Российское Авторское общество» является основанными на членстве общественным объединением, созданным для защиты интересов объединившихся авторов — деятелей культуры на основе принципов добровольности, равноправия, законности, демократического самоуправления и гласности. Основной деятельностью РАО являются управление имущественными правами авторов (иных правообладателей) и защита авторских прав в случаях, когда их практическое осуществление и защита в индивидуальном порядке затруднительны (п.1 и п.п. «а» п. 6 Устава)»