Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении гражданского законодательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1-Рассмотреть систему гражданского законодательства;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности и структура действующего гражданского законодательства
Структура гражданского законодательства РФ…………………………5
Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей законодательства…………………………………………………………..11
Глава II. Перспективы развития и совершенствования гражданского законодательства………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………….34
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Особенности и структура действующего гражданского законодательства
Глава II. Перспективы
развития и совершенствования
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….34
В последнее время большое значение приобретают общетеоретические проблемы, связанные с определением основных направлений развития гражданского законодательства в условиях рыночной экономики. Прежде всего, речь идет о роли государства в соответствующем законодательстве в обеспечении развития экономики и повышения жизненного уровня. При этом имеется в виду не механический рост числа принимаемых законов, а необходимость повышения их качества и эффективности воздействия на процессы становления в России нового общества, на удовлетворение потребностей всех социальных групп населения.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении гражданского законодательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1-Рассмотреть систему гражданского законодательства;
2-Проанализировать гражданское законодательство России в условиях федерализма; рассмотреть особенности и перспективы развития гражданского законодательства на современном этапе.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки учёных, прежде всего в области теории права и цивилистики. В дореволюционном праве вопросам исследуемой проблемы пристальное внимание уделяли А.Боровиковский, Е.В. Васьковский, А.Г. Гойхбарг, A.M. Гуляев, Д.И. Мейер, А.В. Завадский, Р.Иеринг, Н.М. Коркунов, П.И. Люблинский, К. Малышев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и другие видные ученые, детально рассматривавшие пробелы и иные разновидности неопределенности в праве как объективную предпосылку толкования и развития права . Разработкой данной проблематики в современной российской правовой науке в разное время занимались: В.И. Акимов, А.И. Александров, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Е.А. Березина, A.И. Бобылев, М.М. Богуславский, В.В. Витрянский, Н.Н. Вопленко, Д.А. Гаврилов, Гадамер Г.-Х, И.Р. Гальперин, И.Я. Дюрягин, А. Кабалкин, В.Н. Карташов, В.В. Лазарев, И.П. Малинова, Т.Я. Насырова, П.Е. Недбайло, B.C.Нерсеценц, Т.Н. Нешатаева, А.С. Пиголкин, JI.B. Половова, М.Г. Розенберг, С.В. Сарбаш, JI.B. Соцуро, Б.П. Спасов, -В.В. Суслов, В.А. Шабалин, А.С. Шабуров, И.Е. Фарбер, Н.И. Хабибуллина, Т.Я. Хабриева, А.Ф. Черданцев, Б.С. Эбзеев, А.Эрделевский ,В.Ф. Яковлев и др.
Нормативно-правовую базу и основу данного исследования составили Конституция РФ, международные договоры, ГК РФ и иные акты гражданского законодательства, а также соответствующая судебно-арбитражная практика.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с гражданским законодательством. Предметом выступают нормы Гражданского кодекса РФ, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих гражданско-правовые отношения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Особенности и структура действующего гражданского законодательства
1.1 Структура гражданского законодательства РФ
Федеративному государству, каковым в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является Российская Федерация, соответствует федеративная система законодательства, состоящая из федерального и регионального законодательства (законодательства субъектов Федерации). Наиболее существенное влияние на систему законодательства оказывает форма государственного устройства и социально-экономический строй. Система законодательства унитарного государства принципиально отлична от системы законодательства федеративного государства[18].
Современное законодательство субъектов Федерации уже носит системный характер. Оно представляет собой не простую совокупность нормативных правовых актов, а упорядоченную и согласованную систему законодательства. Законодательство субъектов РФ конкретизирует, дополняет федеральное законодательство, составляя с ним единое целое. Признание системности регионального законодательства позволяет правильно определить взаимоотношения нормативных правовых актов этого уровня с федеральным законодательством как взаимосвязанных, но относительно обособленных нормативно-правовых образований. Законодательство субъектов РФ обладает такими качествами, как взаимосвязанность, целостность, структурированность и иерархичность.
Важно подчеркнуть, что составляющие единую федеративную систему законодательства РФ подсистемы (федеральная и региональная) должны находиться в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом главенствующую роль играет Конституция, которая определяет связи между составляющими данную систему нормативными правовыми актами.
В этой связи особое значение в законодательном регулировании общественных отношений приобретает разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. К сожалению, в конституционной модели отсутствуют единые критерии разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71 - 73 Конституции). Указанная проблема непосредственно затрагивает и гражданское законодательство.
В современной юридической
Однако, поскольку нормы гражданского
права имеются в
Общественные отношения, которые требуют единообразного регулирования на территории всего государства, должны быть, безусловно, урегулированы на федеральном уровне. Исходя из содержания ст. 71 Конституции, Российская Федерация осуществляет регулирование общих положений по всем институтам гражданского права. То же закреплено и в Гражданском кодексе РФ. В ведении Федерации также, безусловно, должно оставаться принятие, во-первых, проименованных Гражданским кодексом законов, во-вторых, иных законов, которые развивают и детализируют установленные им общие положения. Субъекты РФ не могут устанавливать в своих актах гражданско-правовые нормы, которые по своему характеру относятся к правовым основам единого рынка. Это - исключительная прерогатива Федерации[1].
Региональные нормы
Следует отметить, что субъектам Федерации не может быть предоставлено право устанавливать в своих регионах различные экономические правопорядки, препятствующие образованию единого экономического пространства. Кроме того, единообразные позитивные правовые решения, часто встречающиеся в региональном законодательстве, должны быть сигналом федеральному законодателю о необходимости урегулирования соответствующих отношений, после чего субъекты Федерации должны привести свои нормы в соответствие с федеральным законодательством. Для субъектов Федерации должно быть исключено принятие гражданских кодексов. Но, с другой стороны, как показывает анализ регионального законодательства, многие нормы гражданского права на уровне субъектов Федерации никак не нарушают правовые основы единого рынка, а, наоборот, способствуют экономическому развитию субъектов Федерации и России в целом.
Региональная подсистема гражданского законодательства состоит из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Согласно ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и ее субъектов, последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Причем такие акты обладают приоритетом по отношению к федеральному законодательству.
Современное законодательство субъектов Федерации в сфере их ведения содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие определенные имущественные отношения. Например, Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве" регулирует отношения, возникающие при осуществлении ремесленной деятельности в городе Москве как составной части малого предпринимательства, имеющей приоритетное право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы. Нормы гражданского права в данном Законе регулируют отношения по договору на обучение ремесленной деятельности, устанавливают содержание договора (ст. 10), порядок и средства индивидуализации ремесленной продукции и работ (ст. 12) и др [3].
В рамках совместного ведения Федерации
и ее субъектов (ст. 72 Конституции
РФ) неизбежность наличия норм гражданского
права в законодательстве субъектов
Федерации непосредственно
Регулирование этих отношений практически
во всех субъектах Федерации
На федеральном уровне отсутствуют
нормативные правовые акты, регулирующие
отношения в области
В настоящий момент рано говорить о том, что система гражданского законодательства субъектов РФ сложилась в полной мере. Следует надеяться, что в обозримой перспективе законодательство субъектов РФ в этой сфере будет постоянно развиваться с учетом потребностей современного общественного развития.
Отнесение Конституцией РФ гражданского законодательства к ведению Федерации не означает, что субъект Федерации не может включить в свой нормативный акт (в сфере совместного ведения или в сфере ведения субъекта РФ) гражданско-правовую норму в тех случаях, когда существует объективная необходимость и те или иные общественные отношения не урегулированы или урегулированы недостаточно полным образом на федеральном уровне. Это позволяет обеспечить учет определенных региональных особенностей.
Далеко не все нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в отрасль гражданского законодательства. Нормы гражданского права могут содержаться также в иных отраслях законодательства и на уровне субъектов РФ, например в земельном, жилищном и других комплексных отраслях, отнесенных Конституцией к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Такие нормы не перестают быть нормами своей отрасли права - гражданского права. Общественные отношения могут регулироваться субъектами РФ не только с помощью включения в правовые акты отдельных норм гражданского права, но и путем издания "гражданских" нормативных правовых актов, содержащих в основном именно гражданско-правовые нормы.
Специфика правового
регулирования в тех или иных
субъектах Федерации
1.2 Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей законодательства
Этот вопрос имеет и иной аспект, помимо затронутого выше. Многие федеральные законы и кодексы затрагивают вопросы гражданского права.
Информация о работе Структура и перспективы развития гражданского законодательства