Статус некоммерческих организаций

Автор: x*******@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

Современное гражданское право России к субъектам гражданских прав относит особый вид юридических лиц - некоммерческие организации. Понятие применялось и ранее в научной литературе и правовых актах (возможно как переводческая калька английского термина «non commercial»), как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором», деятельность которого в настоящее время в России регламентируется на трех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и местном.

Содержание

Глава 1 Понятие и виды некоммерческих организаций 5

1.1 Понятие, признаки некоммерческих организаций 5

1.2 Источники правового регулирования создания, деятельности и прекращения деятельности некоммерческих организаций 7

1.3 Классификация некоммерческих организаций 15

Глава 2 Создание и прекращение некоммерческих организаций 23

2.1 Общий и специальный порядки создания некоммерческих рганизаций 23

2.2 Прекращение деятельности некоммерческих организаций 25

Заключение 32

Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.03 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1 Понятие и  виды некоммерческих организаций 5

1.1 Понятие, признаки  некоммерческих организаций 5

1.2 Источники правового  регулирования создания, деятельности  и прекращения деятельности некоммерческих  организаций 7

1.3 Классификация некоммерческих  организаций 15

Глава 2 Создание и  прекращение некоммерческих организаций 23

2.1 Общий и специальный  порядки создания некоммерческих  рганизаций 23

2.2 Прекращение деятельности  некоммерческих организаций 25

Заключение 32

Список используемой литературы 34

ВВЕДЕНИЕ

Современное гражданское  право России к субъектам гражданских  прав относит особый вид юридических  лиц - некоммерческие организации. Понятие  применялось и ранее в научной  литературе и правовых актах (возможно как переводческая калька английского  термина «non commercial»), как одно из возможных  определений той сферы социальной активности, которая не связана с  экономикой, бизнесом и извлечением  прибыли. Теперь эту сферу все  чаще называют «третьим сектором», деятельность которого в настоящее время в  России регламентируется на трех уровнях  государственной власти: федеральном, региональном и местном.

«Третьим» этот сектор стал в связи с тем, что государство - это «первый сектор». Бизнес - это  «второй сектор». И, следовательно, «третий сектор» - некоммерческие организации.

Законодательное закрепление  особенностей их правового статуса, прежде всего, основывается на том, что  извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, а их участие  в гражданских правоотношениях  должно соответствовать тем целям, которые определены в документах, регламентирующих их деятельность (уставные документы, положения) Барков А.В. Особенности  правового положения некоммерческих организаций в сфере социальной защиты: многовековой опыт правоприменения. // Юрист. - 2007. - № 1. - С. 63..

Ведущиеся теоретические  дискуссии и правоприменительные  проблемы в совокупности ставят некоммерческие организации в положение объекта, представляющего интерес для  изучения, прежде всего в рамках учебной дисциплины «Гражданское право» Бараненков В.В. Понятие юридического лица в современном гражданском  праве России. // Государство и  право. - 2003. - № 11. - С. 56..

Данная работа, прежде всего своей целью ставит именно определение значимости некоммерческих организаций в гражданском праве. Для достижения поставленной цели я  стремилась решить следующие задачи: определить место института некоммерческих организаций как субъектов гражданского права; охарактеризовать действующую  структуру некоммерческих организаций; определить источники правового  регулирования некоммерческих организаций; проанализировать положение некоммерческих организаций в условиях современного законодательства.

Надо сказать, что  в правовой литературе существуют некоторые  исследовательские работы, касающиеся правового положения юридических  лиц являющихся некоммерческими  организациями. Наибольший интерес, конечно же, представляют работы, основанные на сравнительном исследовании норм действующего законодательства и существовавшего ранее. Этим отличаются публикации Е.А.Суханова, А.И.Масляева, Г.А.Кудрявцевой. Предлагаемые авторами совершенствования законодательства, как правило, основаны не только на выявленных теоретически противоречиях законодательства, но и на учете основных тенденций правоприменительной практики.

Структура представленной курсовой работы выглядит следующим  образом: введение, две главы и  заключение.

В 1 главе рассматриваются  понятие, признаки, источники правового  регулирования некоммерческих организаций  и их классификация.

Во 2 главе рассматривается, способы создания и прекращение  деятельности некоммерческих организаций.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса юридические  лица, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками являются некоммерческими организациями  Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.94. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 50.

.

Признаками некоммерческой организации в соответствии с  законодательством Российской Федерации  являются: отсутствие у нее целей  извлечения и распределения прибыли. По Гражданскому Кодексу некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы, и соответствующую этим целям. В Законе «О некоммерческих организациях»  этот принцип был уточнен. Закон  содержит положение, что предпринимательской  деятельностью, служащей достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствующей  этим целям, признается приносящее прибыль  производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации. К разрешенной  предпринимательской деятельности отнесено приобретение и реализация долей, паев, ценных бумаг, имущественных  и неимущественных прав, участие  в хозяйственных обществах, если доходы от них используются в порядке, не противоречащем требованиям данного  закона.

Важной особенностью является то, что выделение некоммерческих организаций из ряда прочих юридических  лиц возможно только при одновременном  наличии у такой организации  обоих характеризующих ее признаков: а) отсутствие цели извлечения прибыли  в качестве основной цели деятельности; б) отсутствие права распределять полученную прибыль от предпринимательской  деятельности между участниками.

Исключение составляют потребительские кооперативы, которые  вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности в рамках уставной правоспособности, между своими членами (ст. 116 ГК).

Основное предназначение некоммерческих организаций - осуществление  деятельности в целях, направленных на достижение общественных благ, в  частности, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целях, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан  и организаций, разрешения споров конфликтов, оказания юридической помощи, а также  в иных подобных целях ФЗ «О некоммерческих организация» от 12 января 1996 г. // СЗ. 1996. № 3. Ст. 152 п. 2..

На практике не всегда удается найти оптимальное соотношение  некоммерческой и предпринимательской  деятельности в рамках одной организации  Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Гражданское право. Часть 1. - М.: Проспект, 1996 г. - С. 145.. Иногда предпринимательская деятельность настолько «увлекает», что прочие направления отходят на второй план.

В связи с этим законодателем  в качестве общего для всех некоммерческих организаций правила установлен запрет на распределение ими прибыли, полученной от предпринимательской  деятельности, между своими участниками. Как отмечается в литературе, зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между  участниками юридического лица является наиболее действенным способом отсечения  некоммерческих организаций от профессионального  бизнеса Макальская М. Л., Пирожкова  Н.А. Некоммерческие организации в  России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. - М.: Изд. «Дело и Сервис», 2003. - С.145..

Как правило, прибыль, полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности, должна расходоваться ею в целях, для достижения которых она создана. Об это свидетельствуют и нормы  законов об отдельных видах некоммерческих организаций.

Например, Федеральный  Закон Российской Федерации «Об  общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г.) отмечает, что общественные объединения  могут создаваться «для защиты общих  интересов и достижения общих  целей» их членов, а также для  содействия реализации прав и законных интересов граждан. Закон отмечает, что цели общественного объединения  подлежат закреплению в уставе.

Хотелось бы отметить, что не следует забывать о том, что большинство государственных  некоммерческих организаций созданы  для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют  дело государственные и муниципальные  органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных  гражданах, содействие воспитанию и  образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных  Конституцией Российской Федерации, и  многое другое из того, что не может  быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.

Деятельность большинства  некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций нацелена на решение  насущных проблем конкретного населенного  пункта или регионаНемалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения некоммерческих организаций, действующих в масштабе всей Российской Федерации.

Таким образом, Третий сектор успешнее развивается там, где  представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления ориентируют  и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.

 

1.2 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

Законодательство  о некоммерческих организациях в  Российской Федерации стало складываться лишь в 1990-х годах, хотя в отдельных  нормативных актах, регулирующих развитие культуры, науки, образования, здравоохранения  и социальной защиты, признавался  специальный статус организаций, действующих  в общественных интересах, в противоположность государственным или частным, в том числе -- и в, части наделения их налоговыми и иными льготами.

В тех же 90-х годах  термин «некоммерческая организация» получает в законодательстве России все более широкое применение -- он содержится более чем в 40 законодательных  актах.

Особое значение для  развития нормативного понятия «некоммерческая  организация» в России сыграл опыт местного нормотворчества -- два акта правительства Москвы:

ь Положение «О регистрации  некоммерческих организаций в г. Москве», утвержденное Распоряжением  мэра Москвы от 29 декабря 1992 года;

ь Временное Положение  «О негосударственных некоммерческих организациях в г. Москве», утвержденное Распоряжением мэра Москвы от 30 апреля 1993 года.

Эти акты впервые дают комплексную характеристику нормативных  признаков, порядка создания, деятельности и иных важных черт некоммерческой организации. В отличие от «общественных» «некоммерческие организации» могут, согласно этим Положениям, создаваться  либо гражданами, либо гражданами и  юридическими лицами, либо только юридическими лицами без ограничений минимального числа учредителей, которые предусмотрены  в Законе «Об общественных объединениях».

Возможными формами  юридических лиц, создаваемых инициативным путем без влияния государства, ранее были: общественное (религиозное) объединение (как правило, членское) и коммерческая организация (кооператив, малое предприятие, совместное предприятие  и пр.). С принятием московских Положений впервые появилась  легальная возможность образовывать юридические лица именно для некоммерческих целей.

Однако московский опыт не решил задачи регулирования  правового статуса некоммерческих организаций во всей России, поскольку  не получил распространения в  других регионах и не был поддержан  законодательством федерального уровня.

Нормы, регулирующие правовой статус некоммерческих и благотворительных организаций, оставались бессистемно разбросанными в актах различной юридической силы, причем основным способом регулирования избирались преимущественно подзаконные акты.

С принятием части  первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (от 30 ноября 1994 года, официально опубликован 8 декабря 1994 года в «Российской  газете», введен в действие 1 января 1995 года) ситуация кардинально изменилась. Нормы о некоммерческих организациях сведены в единый раздел «Некоммерческие  организации» Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.94. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 116-123., в котором приведен перечень видов некоммерческих организаций, в том числе тех, которые могут  заниматься благотворительностью (благотворительные  и иные фонды), даются основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов некоммерческих организаций, порядок получения и использования  ими имущества, а в некоторых  случаях и требования, которые  должны быть включены в учредительные  документы некоммерческих организаций.

Вступивший в силу Федеральный закон «О некоммерческих организациях» во многом восполнил  пробелы и исправил несовершенства, имеющиеся в §5 «Некоммерческие  организации» ГК РФ. Данный закон определил  основные формы некоммерческих организаций  и закрепил основные принципы их функционирования ФЗ «О некоммерческих организация» от 12 января 1996 г. // СЗ. 1996. № 3. Ст. 140.. Однако, естественно, он не в состоянии содержать  подробного регулирования всех аспектов некоммерческой деятельности, осуществляемой в самых различных организационно-правовых формах. В частности, значительные отличия  существуют в правовом регулировании деятельности государственных и негосударственных некоммерческих организаций, а в рамках негосударственного сектора специфического регулирования требуют некоммерческие организации, созданные коммерческими организациями, или созданные по инициативе ряда физических лиц, либо отдельным гражданином.

Информация о работе Статус некоммерческих организаций