Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:46, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме «Сроки в гражданском праве». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной темы.
Сроки являются из важнейших и наиболее распространенных оснований возникновения, изменения и прекращения, гражданских прав и обязанностей. Значение сроков сегодня, в условиях становления и развития новых экономических отношений, велико. Институт сроков по-прежнему требует всестороннего, полного изучения.
Введение
Глава 1. Понятие, значение и виды сроков в гражданском праве
Понятие и значение сроков в гражданском праве
Классификация сроков в гражданском праве
Глава 2. Порядок исчисления сроков в гражданском праве
2.1. Правила исчисления сроков в гражданском праве
2.2. Определение начала течения сроков в гражданском праве
Глава 3. Исковая давность в гражданском праве
3.1. Понятие и виды сроков исковой давности
3.2. Начало течения срока исковой давности и последствия его исчисления
Заключение
Список используемых источников и литературы
Порядок совершения действий в последний день срока предусмотрен ст. 194 ГК. По общему правилу необходимое юридически значимое действие может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Отправление документов, пакетов и т.д. почтой или телеграфом приравнивается к своевременному исполнению, поскольку было совершено в последний день срока (о чем имеется отметка почты или телеграфа). Правило это является общим и потому распространяется не только на органы суда, прокуратуры, милиции, но и на все остальные учреждения, организации. В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указывается, что письменные заявления, сданные в организации связи до 24 часов последнего дня срока считаются сделанными в срок. Поэтому днем предъявления иска следует считать дату почтового штемпеля отделения связи, через которое отправляется исковое заявление в суд 5.
Однако
если то или иное действие должно быть
совершено лично в организации
или учреждении, то срок истекает в
тот час, когда в ней по установленным
правилам прекращаются соответствующие
операции. Так, в банках счета клиентов
обслуживаются с 12 до 16 часов, следовательно,
срок истекает в 16 часов. Вместе с тем если
клиент не был принят по вине работников,
то считается, что выполнение действий
не просрочено (п. 3 ст. 405 ГК), хотя они и
были совершены в следующий рабочий день.
Глава
3. Исковая давность
в гражданском праве
3.1 Понятие и виды сроков исковой давности
Действующее гражданское законодательство под исковой давностью понимает срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). При этом сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ). Это же относится и к основаниям приостановления и перерыва течения исковой давности, которые установлены нормами ГК РФ и иными федеральными законами. Применение этих норм обязательно для судебных органов.
Полагаем
что искОвая давность в обJективном смысле
гЀажданско-правовой институт, т.б. систбма
нормзРкмнодательства, регулирующих отношения,
связанные с защитой гражданских прав
(сроки, возникновение и т.д.), тогда как
исковая давность в субъективном смысле
– это право лица,
чьи интересы нарушены, воспользоваться
сроком для защиты нарушенных гражданских
прав.
Институт исковой давности в гражданском праве имеет цель дисциплинировать участников оборота, стимулировать их к осуществлению принадлежащих им прав и исполнению обязанностей. Известно, что неопределенность в гражданско-правовых отношениях в целом противоречит их сущности. Действительно, основание давности заключается в том, что общество нЃждается в прочном Яорядке и всякаянеопределенность отношений, спосоСная колебать приобретаемые праТа, вкзбуждает против себЏ протест. Поэтому нормы данного института носят императивный характер.
Исковая давность не может применятся к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом.
Исковую давность следует отличать от сроков, которыми ограничивается существование материального права, т.е. от пресекательных сроков
истечение которых означает прекращение субъективного материального права лица.
Разграничение сроков исковой давности и пресекательных сроков должно проводится по признаку их воздействия на материальное гражданское право. Если срок исковой давности может послужить препятствием к осуществлению материального права в принудительном порядке, то срок пресекательный прекращает существование самого материального гражданского права. И в этом случае, как совершенно правильно утверждает М.А. Гуревич, пресекательный срок – это граница существования субъективного материального права6. При этом важно подчеркнуть, что правопрекращающее действие пресекательного срока видно из содержания нормы, определяющей тот или иной пресекательный срок. В гражданском законодательстве нет общей нормы, предусматривающей в целом применение пресекательных сроков. Поэтому теоретическое обоснование необходимости, разумности установления законом того или иного пресекательного срока возможно лишь с учетом характеристики конкретного вида материального права, согласно которому применяется данный срок.
Кроме этого основного признака разграничения сроков исковой давности и пресекательных сроков следует иметь ввиду и другие важные признаки. Для сроков исковой давности установлено строгое правило о том, что изменение их, а также изменение порядка их исчисления соглашением сторон не допускается. Некоторые сроки, относящиеся к пресекательным, могут быть по соглашению сторон изменены в сторону удлинения, или даже договорами могут устанавливаться новые сроки, если иное не предусмотрено законом или иным нормативным актом. Однако подобное изменение или применение пресекательных сроков по соглашению сторон возможно лишь тогда, когда это разрешено нормой права. Во многих случаях предусмотренные законом пресекательные сроки не могут изменяться по соглашению сторон, т.е. они императивны.
Гражданское законодательство общий и специальные сроки давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ) и применяется ко всем гражданским правоотношениям, если иное не предусмотрено законом. Специальные сроки исковой давности устанавливаются лишь для защиты отдельных, указанных в федеральном законе прав.
Как правило, специальные сроки больше7 или меньше трех лет. Однако, не смотря на трехлетний срок, к специальным следует отнести и срок исковой давности по ничтожным сделкам, поскольку начало течения срока исковой давности является отступлением от общего правила и устанавливается вне зависимости от того, узнало лицо или должно было узнать о нарушенном праве.
В нормах ГК РФ четко определено, какие сделки являются ничтожными. В ст. 168 кодекса предусмотрено общее правило, по которому сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима. В соответствии со ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности является ничтожной. К ничтожным также относятся сделки мнимые и притворные (ст. 170 ГК РФ), а также сделки, совершенные недееспособными гражданами (ст. 171 ГК РФ). В науке точно раскрывается смысл ничтожной сделки: она является недействительной с момента ее заключения, поэтому не порождает прав и обязанностей, ее заключающих. В науке обоснованно утверждается, что ничтожная сделка фактически не является сделкой, а характеризуется как правонарушение8. Поэтому суды в своих решениях не должны признавать данные сделки ничтожными, так как они являются таковыми на основании закона. Задача судов состоит в том, чтобы правильно применить последствия такой сделки. На практике широко распространенными являются ничтожные сделки о приватизации государственной собственности, которые заключаются умышленно. Поэтому последствия таких соглашений предусмотрены в виде конфискации всего исполненного сторонами в доход государства.
Сделки, заключенные недееспособными гражданами, также ничтожны, но их юридическое последствие – обязанность сторон возвратить друг другу все исполненное по сделке. Закон предусматривает для этого правила исключение, когда по требованию опекуна такая сделка судом может быть признана действительной, если она заключена к выгоде недееспособного.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
С 1 января 1995 г., т.е. со дня введения части первой ГК РФ, по 26 июля 2005 г., т.е. по день вступления в силу Федерального Закона «О внесении изменения в статью 181 Гражданского кодекса Российской Федерации9», срок исковой давности по ничтожным сделкам составлял 10 лет, что было вполне оправданно, особенно применительно к приватизационным сделкам, совершенным до принятия соответствующих законодательных актов, т.е. в отношении приватизации предприятий в начале 90-х гг. XXв. (до принятия Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»1991 г10.).
Кроме того, длительное непредъявление иска заинтересованным лицом свидетельствовало о том, что он довольно значительный период времени не принимал меры для осуществления защиты своего права. При этом предъявление соответствующего иска по истечении долгого времени, в зависимости от изменившейся ситуации, существенным образом сказывалось на правах и интересах широкого круга третьих лиц, уже вступивших за данный период в имущественные отношения с лицом, к которому предъявлен иск.
В
особенности это касалось сделок,
совершенных в процессе приватизации
государственных и
Нельзя не отметить, что во время работы Государственной Думы третьего созыва (2000-2003 гг.) были подготовлены законопроекты, регламентирующие рассматриваемые отношения. Один из законопроектов предлагал изменить срок исковой давности в ст. 181 ГК РФ до трех лет, не меняя остальную часть статьи.
Второй законопроект – «О сроке исковой давности по ничтожным сделкам, совершенным в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» - предлагал не вторгаться в «тело» Гражданского кодекса Российской Федерации, а используя отсылочные нормы, касающиеся возможности специального регулирования отношений, связанных с приватизацией (ст. 217 ГК РФ), устанавливал трехлетний срок исковой давности по ничтожным приватизационным сделкам.
Федеральным Законом
«О внесении изменения в статью 181
Гражданского кодекса Российской Федерации»
законодатель, сократив срок исковой давности,
не изменил начало его течения. И если
применительно к 10 годам момент совершения
сделки для начала течения срока исковой
давности оправдан, то для трехлетнего
срока момент течения срока, думается,
должен быть связан с субъективным правом
лица, чьи права нарушены. Речь идет о моменте,
когда лицо узнало или должно было узнать
о нарушенном праве. Следует отметить,
что подобная «формула» изложена в п. 2
ст. 181 ГК РФ, где речь идет об оспоримой
сделке. Такая же норма содержится в ст.
200 Кодекса «Начало течения срока исковой
давности»: течение срока исковой давности
начинается со дня, когда лицо узнало или
должно было узнать о нарушении своего
права.
3.2 Начало течения срока исковой давности и последствия его исчисления
Определение начального момента течения срока исковой давности имеет важное теоретическое и практическое значение, так как от этого зависит правильное исчисление срока, а следовательно, адекватная защита нарушенного права. По мнению И.Е. Энгельмана, отвлеченное право на иск принадлежит каждому, но право осуществляется беспрепятственно; нет надобности, и нет возможности предъявить иск – право на иск не сделалось положительно существующим11.
По общему правилу, изложенному в п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. С учетом этого довод вновь назначенного (избранного) руководителя о том, что он узнал о нарушенном праве возглавляемого им юридического лица лишь со времени своего назначения (избрания), не может служить основанием для изменения начального момента течения срока исковой давности, поскольку в данном случае заявлено требование о защите прав юридического лица, а не прав руководителя как физического лица. Указанное обстоятельство не является основанием и для перерыва течения срока исковой давности12.
Для обязательств с определенным сроком исполнения в соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ исковая давность течет с момента окончания срока исполнения (со следующего за датой исполнения дня.)
В
обязательственных
Возможны обязательственные правоотношения, в которых одним из условий соглашения является обязанность должника не совершать определенное действие. Тогда нарушением права кредитора будет совершение должником запрещенного действия. С этого момента возникает право на иск, а значит, и должно быть определено начало течения срока давности. Таково, например, условие издательского договора, по которому автор обязуется в течение срока действия договора не выпускать в свет свое произведение без письменного на то согласия со стороны издательства, с которым заключен договор13. В случае нарушения указанного условия издательство имеет право расторгнуть договор и взыскать с автора понесенные от этого нарушения убытки. Конечно, при рассмотрении вопроса о начале течения срока давности по таким спорам суды учитывают факт, когда издательству стало известно и должно было быть известно о нарушении автором своей обязанности не передавать свое произведение другому издательству.