Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:38, курсовая работа
Для достижения указанной цели необходимо:
изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;
проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;
определить основные способы защиты правнесовершенолетнего;
Выявить проблемы и несоответствие в правовом регулирование защиты прав ребенка.
Введение
Глава 1. Несовершеннолетние как субъект гражданских правоотношений
Международное и российское правовое регулирование положения детей
Права ребенка в свете семейного законодательства
Личные неимущественные права ребенка
Имущественные права ребенка
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних детей.
2.1. Способы защиты прав несовершеннолетних детей
2.2. Проблемы правового регулирования защиты прав ребенка
Заключение
Список использованных источников и литературы
при отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72);
при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76);
при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов").
Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать причины, по которым они сочли нужным не следовать пожеланиям ребенка16
Обязательно согласие ребенка, достигшего 10 лет:
при изменении его имени и (или) фамилии по просьбе родителей или одного из них (п. 4 ст. 59 СК РФ);
при передаче на усыновление (ст. 132). Исключение из этого правила допускается в случае, предусмотренном п. 2 ст. 132;
при записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений (п. 2 ст. 136), за исключением ситуации, предусмотренной в п. 2 ст. 132;
при
изменении усыновленному
при решении вопроса о сохранении за ребенком присвоенных ему после усыновления имени, отчества и фамилии, если усыновление отменено (п. 3 ст. 143);
при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 3 ст. 154);
при восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72).
Вышеназванные действия не могут быть совершены против желания ребенка, даже если оно представляется неразумным и необоснованным17.
Согласно ст. 19 ГК РФ каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
Это право реализуют родители (а при их отсутствии - заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке.
Имя, отчество, фамилия ребенка выступают как средства индивидуализации личности.
Родители свободны в выборе собственного имени своему ребенку. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем.
Отчество ребенка определяется именем отца. В настоящее время субъекты РФ имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальной традиции.
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством субъектов РФ. В данном случае субъекты РФ также вправе установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями. Однако принимаемые ими нормы не должны нарушать принципа равноправия супругов в браке.
В том случае, если родители ребенка не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства.
Если отцовство в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия - по фамилии матери.
Под защитой понимаются: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. При этом объектом защиты являются лишь права ребенка, предусмотренные ст. 54-58, 60 СК РФ. Важной гарантией соблюдения прав ребенка также является наделение его правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (п. 2 ст. 56 СК РФ).
Согласно ст. 64 СК РФ и ч. 1 ст. 48 ГПК РФ защита прав и интересов несовершеннолетних возлагается в первую очередь на их родителей, которые являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Помимо родителей права и законные интересы ребенка могут защищаться и другими законными представителями.
Помимо законных представителей обязанности по защите прав ребенка в семье возложены на органы опеки и попечительства, прокурора и суд.
Следует отметить, что Семейный кодекс, определяя перечень организаций, уполномоченных защищать права ребенка, не содержит указание на возможность возложения задач по защите детства и семьи на общественные организации, хотя в цивилизованных странах значительную часть бремени по защите прав детей берут на себя гражданское общество, неправительственные организации. В связи с этим необходимо согласиться с предложением ряда авторов о включении в ст. 56, 121 СК РФ нормы, касающейся права осуществлять функции по защите прав и законных интересов ребенка "лицензируемыми общественными организациями".
1.2.2. Имущественные права ребенка
Семейный кодекс выделяет также имущественные права ребенка в семье, тем самым подчеркивая имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.
Существуют разные источники содержания ребенка в семье:
необходимая для поддержания нормальных условий жизни несовершеннолетнего часть заработка (дохода) родителей, усыновителей;
причитающиеся ему алименты, если родители (один из них) не заботятся о его обеспечении;
пенсии, различного рода пособия, положенные несовершеннолетнему по закону, и др.
В соответствии с п. 4 ст. 60 СК РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка.
Согласно п. 5 ст. 38 СК РФ вещи, приобретенные супругами-родителями исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и т.д.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому, с кем проживают дети. Следовательно, можно сказать, что у ребенка фактически возникает право собственности на перечисленные вещи, хотя они приобретались его родителями. Аналогичный вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами за счет своего общего имущества на имя их общих несовершеннолетних детей.
В
целях защиты интересов несовершеннолетних
при разделе имущества, являющегося общей
совместной собственностью супругов,
суд в соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ может
в отдельных случаях отступить от начала
равенства долей супругов.
ГЛАВА
2. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ
ДЕТЕЙ
2.1.
Способы защиты прав
несовершеннолетних
детей
Защита
прав ребенка в административном
порядке осуществляется правоохранительными
органами и органами опеки и попечительства
(ст. 8 СК).
К первым относятся:
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
-
предъявление в суд, орган
-
непосредственно участвуя в
- внесение предостережения о недопустимости
нарушения прав ребенка в дальнейшем и
представления об устранении нарушений
закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре
РФ»);
-
опротестование актов других
административных органов,
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции"19, ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"20). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"21 в обязанности этих комиссий входит:
- предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
- организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
- подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:
-
расширение круга детей,
- введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);