Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:38, курсовая работа
Для достижения указанной цели необходимо:
изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;
проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;
определить основные способы защиты правнесовершенолетнего;
Выявить проблемы и несоответствие в правовом регулирование защиты прав ребенка.
Введение
Глава 1. Несовершеннолетние как субъект гражданских правоотношений
Международное и российское правовое регулирование положения детей
Права ребенка в свете семейного законодательства
Личные неимущественные права ребенка
Имущественные права ребенка
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних детей.
2.1. Способы защиты прав несовершеннолетних детей
2.2. Проблемы правового регулирования защиты прав ребенка
Заключение
Список использованных источников и литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ТЮМЕНСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
КАФЕДРА
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ЗАЩИТА
ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ДЕТЕЙ
Выполнила
студентка 2 курса
заочного отделения
группа СЮ-21 _______ О.В. Ивушина
Научный руководитель
ст. преподаватель
кафедры
ГПД ________ О.В. Климова
Нижневартовск, 2011
Введение Глава 1. Несовершеннолетние как субъект гражданских правоотношений
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних детей. 2.1. Способы защиты прав несовершеннолетних детей 2.2. Проблемы правового регулирования защиты прав ребенка Заключение Список
использованных источников и литературы |
3 6 6 13 15 20 22 22 30 42 44 |
ВВЕДЕНИЕ
В законодательстве Российской Федерации (РФ) уделяется немало внимания вопросам положения несовершеннолетних и их защите. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.
Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов1.
Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом2.
За 90-е годы государством сделан шаг вперед в направлении укрепления правовой защиты детства. Продолжающееся реформирование российского общества во многом определяет дополнительные трудности в решении такой сложной проблемы, как правовая защита несовершеннолетних. По этой причине, исходя из названных ранее особенностей развития несовершеннолетнего, обращение к проблеме формирования единого правового статуса ребенка в современных российских условиях представляется весьма своевременным.
В нашей стране юридические нормы, регламентирующие правовую защиту несовершеннолетних, фактически входят в состав многочисленных обособленных отраслей права. Такая ситуация неизбежно порождает как коллизии, так и пробелы в правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних. Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России ("Об образовании", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О рекламе" и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". И этих противоречий немало3.
Вот почему необходим комплексный правовой подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и создания системы органов для регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних.
Среди литературы, имеющей отношение к защите прав несовершеннолетних, значительное место занимает Семейный Кодекс РФ (СК РФ), комментарии законов, способствующие развитию практики применения норм права.
Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
Итак, отметим, что объектом исследования является не ребенок как таковой, а совокупность существующих общественных гражданско-правовых отношений, как минимум одной из сторон в которых выступает несовершеннолетний. Цель данной работы состоит:
Для достижения указанной цели необходимо:
И, таким образом, ответить на вопрос – каково же в настоящее время положение несовершеннолетних в нашей стране и степень их правовой защищенности.
Данная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и библиографии.
ГЛАВА
1. НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИЕ
КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ.
1.1. Международное и российское правовое регулирование положения детей.
Международное и национальное законодательство о правах детей имеет свою историю. В рамках настоящего исследования внимание будет обращено лишь на те нормы законодательства, которые закрепляют необходимость учета, обеспечения и защиты интересов детей4.
В XIX в. государства взяли на себя ответственность за защиту прав ребенка. Еще до образования Организации Объединенных Наций обеспечение прав детей рассматривалось в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних5. В связи с этим Лига Наций в 1924 г. приняла Женевскую декларацию прав ребенка, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития.
Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту — особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка"6 - документ по своей юридической силе иной, чем Декларация.
Если оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.
Конвенция предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение понятия "ребенок", которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний7.
Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия. Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего)8.
В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.
Государства, которые присоединялись к Конвенции (в июне 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР и с 15 сентября 1990 г. вступила в силу для нашего государства), несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. При этом национальное законодательство, определяющее правовой статус детей, должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции. Исходя из этого, провозглашенный Конвенцией приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, семьи, а также необходимость их наилучшего обеспечения - это принципы, которым должны следовать государства-участники и которые должны найти отражение в национальном семейном законодательстве.
Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию на 1999 год).