Создание юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:05, реферат

Описание работы

Порядок возникновения и прекращения юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно-правовой формы.

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственно создание и государственную регистрацию. В правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.

Содержание

Основания возникновения юридических лиц как субъектов гражданского права……………………………….3
Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц………………………………...8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..14

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский  филиал

Гуманитарный  факультет 

Кафедра юриспруденции 
 
 
 

                Дисциплина  «Российское предпринимательское право» 
                 
                 
                 

СОЗДАНИЕ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 
 
 

                Контрольная работа

                студентки 4 курса

                очной формы обучения

                специальность 030501

                – Юриспруденция 

                Семеновой Татьяны Михайловны 

                Ст. преподаватель – Рыжкова Т.В. 
                 
                 
                 
                 
                 

Апатиты

2010 
 
 

    С  О Д Е Р Ж А Н И Е 

  1. Основания возникновения юридических  лиц как субъектов  гражданского права……………………………….3
  2. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц………………………………...8

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..14 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Основания возникновения юридических  лиц как субъектов  гражданского права
 

     Порядок возникновения и прекращения  юридических лиц устанавливается  законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно-правовой формы.

     Возникновение юридического лица включает в себя непосредственно создание и государственную  регистрацию. В правоприменительной  практике выделяют четыре основных порядка  создания юридических лиц.

     Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо создаётся на основе распоряжения (решения) собственника имущества  или уполномоченного им органа. Для  данного способа характерны три  основные стадии:

     1) издание  инициативного (распорядительного)  акта собственником или компетентным  органом; 

     2) организационная работа (подбор  кадров, выделение средств и т.д.);

     3) утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной  монополии в сфере создания  юридических лиц и придание  в нашем законодательстве большого  значения факту их государственной  регистрации этот порядок утратил  значение.

     Разрешительный  порядок. Для данного способа  характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица;  3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические  лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

     Явочно-нормативный  порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое  разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет  соблюдение установленного порядка образования и соответствие характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме. Для данного способа характерны:

     1) инициативный акт учредителей; 

     2) организационная работа;

     3) контрольная работа компетентного  органа. Этот порядок наиболее  распространён - как во всем  мире, так и у нас в стране.

     Договорно-правовой порядок предоставляет возможность  образования юридических лиц  путем заключения учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового  характера.

     Таким образом, можно сказать, что юридические  лица создаются: 1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные или муниципальные  унитарные предприятия); 2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные  общества и товарищества); 3) по воле учредителей, создающих имущественную  базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

     Одним из признаков любого юридического процесса, в том числе и процесса регистрации, является принцип формальной определенности, т.е. выраженности процедуры (порядка, процесса) в соответствующих нормах права. Легальной или легитимной регистрация может быть признана только тогда, когда полностью будет пройдена вся процедура, предусмотренная нормами права. В этой связи необходимо обратиться к источникам данных норм права, т.е. к тому, из чего (или из каких соображений) данные нормы права формируются. Подразумевая наиболее верный в этой ситуации позитивный тип правопонимания, можно прийти к тому выводу, что каждое государство самостоятельно (субъективно) определяет собственную волю в отношении объекта государственной власти. Но государство, стремящееся к эффективному и полноценному регулированию общественных отношений, должно в этом смысле придерживаться объективных целей (принципов), т.е. стремлений к сближению результатов регистрации в конкретном государстве к значениям, существующим объективно.

     Анализ  российского законодательства о  создании коммерческих организаций  позволяет выделить определенные принципы, на основе которых строится и функционирует данный институт, а именно: принцип законности; принцип достоверности; принцип инициативности; принцип последующего контроля за соблюдением принципов законности и достоверности при создании коммерческих организаций; принцип единообразия; принцип поэтапности.1

     Учреждение  юридического лица, в том числе  коммерческой организации, представляет собой процесс, основными этапами которого являются принятие предварительного решения о создании юридического лица и принятие решения об учреждении юридического лица.

     На  первом этапе учредители совершают  комплекс подготовительных действий, явно свидетельствующих об их намерении  создать юридическое лицо. К таким  действиям относятся, в частности, составление бизнес-плана будущей  организации, разработка учредительных  документов, выбор ее наименования, поиск помещения для ее местонахождения, подбор кандидатур для избрания в органы юридического лица, открытие накопительного банковского счета для внесения уставного капитала и т.д.

     Подобные  действия, определенно выражающие намерение  учредителей в будущем принять окончательное решение о создании юридического лица, представляют собой последствия принятия учредителями предварительного решения о его создании.

     Единственным  учредителем предварительное решение принимается, как правило, в устной форме. В случае принятия предварительного решения о создании юридического лица несколькими учредителями оно облекается в письменную форму с целью регламентации отношений учредителей по созданию нового субъекта права.

     После принятия учредителями предварительного решения о создании юридического лица и совершения подготовительных действий, явно свидетельствующих об этом, учредители принимают окончательное  решение о создании юридического лица.

     Окончательное решение о создании юридического лица именуется в законодательстве «решением об учреждении». Зачастую в нормативно-правовых актах отсутствует разграничение предварительного и окончательного решений учредителей о создании юридического лица, что приводит к смешению двух самостоятельных юридических фактов, а также влечет неверную оценку значения и правовых последствий каждого из них.

     Решение об учреждении принимается учредительным собранием и оформляется его протоколом. Если учреждение юридического лица осуществляется одним лицом, решение об учреждении принимается им единолично.

     Решение об учреждении юридического лица всегда принимается в письменной форме  и должно содержать результаты голосования  учредителей и принятые ими решения  по вопросам учреждения юридического лица, утверждения его устава, избрания органов управления, утверждения  денежной оценки не денежных вкладов  в уставный капитал. Решение об учреждении акционерного общества, принимаемое одним лицом, кроме того, должно содержать сведения о размере уставного капитала, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты. Для правильного применения законодательства о создании коммерческих организаций стратегически важно иметь четкий понятийный аппарат данного явления, который в настоящее время отсутствует.

     Правовой  основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

     Состав  учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

     Он  может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

     Содержание  учредительных документов в общем  виде определяется ст. 52 ГК РФ, а для  отдельных видов юридических  лиц - в соответствующих разделах ГК РФ и специальных нормативных актах.

     Создание  юридического лица осуществляется путем  его учреждения и последующей  государственной регистрации.

     Учреждение  юридического лица представляет собой  деятельность учредителей по совершению подготовительных действий и выполнению требований законодательства в целях  принятия решения об учреждении и  последующей государственной регистрации  юридического лица.

     Местом  нахождения юридического лица признаётся место его государственной регистрации, если в соответствии с законом  в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного.

      2. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц 

     Государство контролирует создание юридических  лиц, что реализуется в форме  государственной регистрации.

     Действующий порядок регистрации юридических  лиц определен в ГК РФ, Федеральном  законе от 8 августа 2001г. №129-ФЗ « О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей»  и других правовых актах.

     В соответствии со ст. 51 ГК РФ, юридическое  лицо подлежит государственной регистрации  в уполномоченном государственном  органе в порядке, определяемом Законом  «О государственной регистрации  юридических лиц».1 Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

     Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного  органа – по месту нахождения иного  органа или лица, имеющего право  действовать от имени юридического лица без доверенности.

     Статьей 12 Федерального закона « О государственной  регистрации юридических лиц»  установлен следующий перечень документов, которые необходимо представить  при государственной регистрации  создаваемого юридического лица:

     а) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

     В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют  установленным законодательством  Российской Федерации требованиям  к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в  этих учредительных документах, иных представленных для государственной  регистрации документах, заявлении  о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюдён установленный для  юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в  том числе порядок оплаты уставного  капитала  (уставного фонда, складочного  капитала, паевых взносов ) на момент государственной  регистрации, что и в установленных  законом случаях, вопросы создания юридического лица согласованы с  соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Информация о работе Создание юридических лиц