Состояние прав человека в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:50, реферат

Описание работы

Многие, оценивают это пятнадцатилетие различно, подчас противоположным образом, но, независимо от этого, очевидно, что страна существенно изменилась. Соответственно изменился взгляд на Конституцию: мы лучше понимаем, в чем она нам помогает, а в чем помочь не может, надо ли нам сохранять ее в неизменном виде или следует как-то исправить либо даже вообще заменить другой. Но понимание это у всех неодинаково, потому что общество наше остается расколотым, а это значит, что Конституция РФ пока что не выполнила своей интегративной задачи.

Содержание

Введение
1. Понятие прав человека
2. Классификация прав человека
3. Современное содержание прав и свобод человека в России
4. Механизмы защиты прав человека
5. Основные нарушения прав человека и угрозы правам человека в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

правоведение-реферат.docx

— 72.52 Кб (Скачать)

И нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный  гражданин будет гордиться, а  не переходить на другую сторону улицы  при виде человека в погонах. Тем, кто ставит своей главной задачей  собственную наживу, а не защиту закона - не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников  этих органов должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод граждан».

Не самым лучшим образом  отразилась на правах человека «сплошная  суверенизация», развернувшаяся в начале 90-х годов на всем пространстве бывшего  СССР, а затем и в границах Российской Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы принесенной  в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и независимость  отдельных наций и народов, но они не всегда сопровождались адекватным упрочнением социально-правового  статуса личности, соблюдением ее естественных и неотъемлемых прав. В результате положение индивида ухудшилось.

Во многих регионах стали  фактом широкомасштабные нарушения  прав человека, дискриминация людей  по этническому признаку, беженцы  в собственной стране, мгновенные превращения миллионов граждан  помимо их воли в «иностранцев». Интересы территориальной целостности ныне суверенных государств, ставились выше всех иных нравственно-гуманитарных ценностей, в том числе и прав человека.

Некоторые суверенитеты оказались  окрашенными кровью, Возникает принципиальный теоретический и практический вопрос о соотношении прав человека и  прав наций и народов на самоопределение. Налицо острейшее трудноразрешимое противоречие современности.

Конституция РФ подчеркивает, что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов государственной  власти. Сегодня ответственность  за выполнение обязательств в сфере  прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящих в состав Российской Федерации. Так, в Конституции РФ записано, что в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов  находится защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно конституции  и уставы субъектов РФ содержат разделы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, гарантиям прав и  свобод.

В целом можно сказать, что главное в рассматриваемой  проблеме - это не теоретическая  разработка прав и свобод человека и гражданина, а создание необходимых  условий, гарантий и механизмов для  их реализации, то есть практическая сфера.

4. Механизмы защиты  прав человека 

Конституция РФ определяет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и  свободы человека и гражданина. Конституционные  права и свободы обладают специфическим  набором средств и методов  своей защиты. К их числу относятся:

- конституционно-судебный  механизм (Конституционный Суд);

- судебная защита (суды  общей юрисдикции);

- административные действия  органов исполнительной власти;

- законная самозащита  человеком своих прав;

- международно-правовой  механизм.

Органы государства и  публичные учреждения, и правила  их деятельности, призванные конкретно  обеспечивать права и свободы, называются их гарантами. [12]

Все звенья российского государственного механизма подчинены определенным правилам деятельности, соблюдение которых  охраняет права и свободы личности в России. Так, в соответствии с  ч.2 ст.55 Конституции, в Российской Федерации  не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы  человека и гражданина.

Исполнительные органы власти, их должностные лица, согласно Закону РФ «Об основах государственной  службы» от 31 июля 1995 года обязаны  исходить из приоритета прав и свобод человека, соблюдать и защищать их (ст.5). В случае нарушения наступает  ответственность, согласно российскому  законодательству.

Идея прав и свобод человека и гражданина всегда была неотделима от их защиты в суде. Без демократически организованного компетентного  суда, руководствующегося при рассмотрении уголовных дел презумпцией невиновности, суда, основанного на принципах состязательности, гласности, нет прав и свобод.

В таком звене государственного механизма, как судебная власть, особенно важна роль Конституционного суда РФ. Конституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Порядок  образования и деятельности, компетенция  Конституционного суда РФ определяется Конституцией РФ (ст.125) и ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ» от 21.07.1994 г.

Конституционный суд РФ наделен  свойственными только ему полномочиями. Деятельность Конституционного суда РФ в сфере защиты конституционных  прав и свобод граждан осуществляется по двум направлениям - по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

Суд - орган государственной  власти и судебная защита - один из видов  государственной защиты. Наряду с  государственной защитой прав и  свобод личности имеет место правозащитная  деятельность общественных организаций - профсоюзов, творческих союзов и др. Деятели этих организаций допускаются  к участию в уголовных делах  в качестве защитника обвиняемого.

Велика и ответственна роль в уголовном судопроизводстве адвокатуры. Адвокат вступает в уголовный  процесс в качестве защитника  подозреваемого или обвиняемого, либо представителя потерпевшего гражданского истца или гражданского ответчика.

«Тот факт, что в современной  России дискриминация приобрела  столь широкий размах, по мнению Владимира Петухова, не в последнюю  очередь связан с крайне низким уровнем  правозащитного потенциала самого общества. Это выражается не только в неумении и нежелании многих людей отстаивать свои права, но и в том, что в  последние годы широкое распространение  получили так называемые «неправовые» практики, когда люди вместо легальных, легитимных способов защиты своих интересов  прибегают к не вполне законным, а зачастую и противозаконным  способам решения своих проблем. Поэтому на сегодняшний день задачей  первоочередной важности является преодоление  сложившегося порочного круга, когда  власть, включая ее «силовую» составляющую, по сути, игнорирует права, интересы, устремления  рядовых граждан, а те отвечают ей, в свою очередь, «той же монетой». Ситуация может измениться только тогда, когда  общество поймет, что права человека – это не нечто, дарованное им свыше  раз и навсегда, а ценность, которой  следует дорожить и за которую  следует бороться. [20]

Конституция РФ закрепила  гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Статья 46 Основного  Закона предусматривает, что решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд. При  этом Конституция гарантирует также  каждому право на получение квалифицированной  юридической помощи, которая в  случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ст.48).

Заместитель руководителя аппарата Ассоциации юристов России Александр  Викторович Захаров напомнил, что  процесс защиты прав и свобод человека является одной из составляющих провозглашенной  Президентом России Дмитрием Медведевым борьбы с правовым нигилизмом. По его  мнению, необходимо последовательно  проводить политику, направленную на выработку правовой культуры, как  в отношении государственных  служащих, так и отношении граждан. [15]

Во всех законах, принимаемых  в последние годы, закреплено право  граждан на судебную защиту в форме  предъявления иска или жалобы. Защите подлежат любые права и свободы, а также охраняемые законом интересы, в том числе и политические (свобода слова, собраний, право на получение информации, избирательные  права и т.п.)

Практически сняты все  существовавшие до недавнего времени  ограничения в области защиты трудовых прав граждан. Расширены возможности  судебной защиты в области земельных  и налоговых отношений, право  социального обеспечения и т.п. Так, право на судебную защиту предусмотрено  законами РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об охране окружающей среды», «О гражданстве», ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и  другими нормативными актами.

В настоящее время судебная форма защиты субъективных прав и  свобод, а также охраняемых законом  интересов человека и гражданина является основной. Право на судебную защиту - одно из конституционных прав человека и гражданина. Но в отличие  от других прав оно является гарантией  всех иных прав и свобод человека и  гражданина. В этом его особенность  и основная ценность. 

Эффективная защита прав и  свобод граждан в сфере исполнительной власти требует четкого правового  закрепления не только прав граждан, но и обязанностей соответствующих  государственных органов. Роль регулятора в этой сфере призван выполнять  закон, который должен в полной мере соответствовать нормам Конституции  РФ.

В процессе реализации своих  конституционных прав и свобод человек  по большей части сталкивается с  органами государственного управления на различных уровнях и нередко  встречается с проявлениями беззакония и произвола. Именно ответственность  государственных служащих позволяет  контролировать их деятельность с целью  недопущения нарушений прав и  законных интересов, как отдельных  граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между  государственно-управленческими системами  и социумом.

Государственный служащий несет  предусмотренную федеральным законом  ответственность за действия или  бездействие, ведущее к нарушению  прав и законных интересов граждан.

«В докладе Госдепа  о состоянии прав человека в мире в 2008 году впервые ясно сказано об ухудшении ситуации в России - раньше констатировалось состояние, но отрицательная  динамика не подчёркивалась» - комментирует Лев Пономарев – «Хуже всего, разумеется, там, где нарушается право  на жизнь - там, где просто убивают. Это  система исполнения наказаний. За прошлый  год в результате избиений скончались, по крайней мере, 4 человека - это  те смерти, которые признаны прокуратурой и по которым заведены уголовные  дела. Расследуются и другие случаи - их, на самом деле, намного больше. И везде эти смерти наступили  в результате «наведения порядка» в  колониях администрацией или после  введения туда спецназа Минюста. Ухудшается ситуация с положением в колониях кавказцев. Слова президента Российской Федерации о важности борьбы с  экстремизмом воспринимаются правоохранительными  органами исключительно как указания о борьбе с инакомыслием. Совершенно законные для демократического общества обвинения оппозиции в адрес  властей и государственной политики воспринимаются как разжигание межнациональной  вражды, что дает основания для  обвинений по ст. 282 УК РФ. Такой подход предельно извращает смысл борьбы с ксенофобией. Если я в чем  и согласен полностью с нашим  президентом, так это в том, что  коррупция - основная проблема России. Но как правозащитники могут принимать  участие в этой борьбе? Оказывается, могут. Во-первых, вокруг нас сложилась  адвокатская среда, которая имеет  опыт участия в антикоррупционных  делах, и сама не коррумпирована. Во-вторых, мы можем проводить профессиональную экспертизу документов, причем наши эксперты никак не связаны с коррупционерами. И наконец, мы можем взаимодействовать  с государственными правозащитными и правоохранительными структурами, которые называют борьбу с коррупцией своей приоритетной задачей. Некоторый  опыт у нас есть, и мы хотим  существенно расширить нашу работу в этом направлении». [17]

Наряду с традиционными  институтами политической системы  созданы новые государственные  и общественные учреждения по контролю, охране и защите прав и свобод человека.

Конституция РФ предусматривает  особую должность Уполномоченного  по правам человека, который назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой.

Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам  и должностным лицам. Он руководствуется  в своей деятельности Конституцией РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законодательством РФ, а также  общественными принципами и нормами  международного права и международными договорами РФ.

Деятельность Уполномоченного  по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Уполномоченный рассматривает обращения, жалобы граждан  Российской Федерации и находящихся  на территории России иностранных граждан  и лиц без гражданства, в которых  заявители сообщают о нарушенных правах и свободах и требуют их восстановления или недопущения  незаконных действий против них.

В 2006 году к Уполномоченному  поступило более 32 тысяч жалоб  граждан. В жалобах граждан отражен  весь спектр проблем современной  жизни российского общества, существующие нарушения всех конституционных  прав человека и гражданина. Если условно  распределить жалобы граждан по видам  прав, то можно более конкретно  представить проблемы современного гражданского общества России, а именно: большего всего к Уполномоченному  поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права - 46,7%; жалоб  по защите социальных прав человека - 34,3%; жалобы по проблемам защиты экономических  прав граждан - 15,7%; обращений и жалоб  в защиту нарушенных культурных прав человека - 0,33%.

Обращаются к Уполномоченному  наиболее активные члены гражданского общества, защищающие свои права в  судебном или административном порядке, но не согласные с решениями, принятыми  по их жалобам и не смирившиеся  с ущемлением их конституционных  прав.

Важным средством обеспечения  прав человека является право Уполномоченного  представлять ежегодный доклад Президенту РФ и Федеральному Собранию о состоянии  соблюдения прав человека в Российской Федерации и другие специальные  доклады федеральным органам  власти. Эти доклады подлежат опубликованию  в печати.

«Ситуация с правами человека в России неудовлетворительная». К  таким выводам пришел Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Лукин отметил, что, по его  мнению, главной проблемой остается огромный разрыв между бедными и  богатыми. Тревожным сигналом Лукин  называет недоверие граждан к  правительству. Также Лукин отмечает, что плохо обстоят дела и с  образованием, пишет издание «Газета». [16]

Информация о работе Состояние прав человека в современной России