Соотношение договор поставки, контрактации и энергоснабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании соотношения договоров поставки, контрактации и энергоснабжения, а также характеристика их между собой. Основные задачи работы:
1.изучить объект договоров поставки, контрактации и энергоснабжения;
2.проанализировать субъектный состав договоров;
3.рассмотреть порядок заключения, изменения и расторжения договоров;
4) рассмотреть особенности определения цены и сроков в договорах поставки, контрактации и энергоснабжения.

Содержание

Введение 3
§ 1. Объект договоров поставки, контрактации и энергоснабжения 4
§ 2. Субъектный состав договоров поставки, контрактации и энергоснабжения 13
§ 3. Порядок заключения и особенности определения цены и сроков в договорах поставки, контрактации и энергоснабжения 1 8
§ 4. Форма договоров поставки, контрактации и энергоснабжения. Изменение и расторжение договоров поставки, контрактации и энергоснабжения 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

ГРАЖДАНСКОЕ 2 часть+.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Энергия не вещь, а свойства различных объектов, например, воды, пара, магистральных, коммунальных внутридомовых или заводских  электрических сетей. Каждая вещь обладает энергией, и эта энергия есть информация, которую вещь способна передавать и «заряжать» ею другие вещи.

Поэтому невозможно обладать правом собственности или каким-либо иным вещным правом на электро (тепло) энергию, которая есть свойство вещей (сетей), своих или чужих, равно как невозможно обладать правом собственности на звук или запах. Отсюда следует, что общие правила о купле-продаже не должны применяться к энергоснабжению не только в случаях, определяемых правилами об энергоснабжении (ст. ст. 539-548 ГК РФ), но и                   в случаях противоречия общих правил о купле-продаже существу отношений, возникающих в связи со снабжением электрической или тепловой энергией.

В отношениях, связанных  с отчуждением вещи за плату, обязательства продавца и обязательства покупателя являются равноценными и корреспондирующими друг другу, «купля» невозможна без «продажи», «продажа» без «купли». Получение вещи предполагает платеж, а платеж предполагает передачу вещи. Если сторона, отчуждающая вещь                                 в собственность другой стороне, не надеется на получение платежа и                                не обязывает в юридическом смысле другую сторону произвести платеж,                    то соответствующий договор именуется не куплей-продажей, а дарением.                 В то же время, снабжение электрической или тепловой энергией может осуществляться не только за плату, но и безвозмездно. Например, промышленная корпорация – потребитель электроэнергии может безвозмездно подавать электро (тепло) энергию негосударственному учреждению профессионального образования, финансируемому им же, с целью обеспечения деятельности учреждения по подготовке квалифицированных кадров                          для работы на предприятиях корпорации. В этом случае, отношения между сторонами регламентируются специальным видом договора энергоснабжения – субабонентским договором, в котором корпорация будет выступать в качестве абонента энергоснабжающей организации, а учреждение – субабонента корпорации. Безвозмездный характер отношений не является препятствием                    для квалификации данного договора как договора энергоснабжения. Гипотетическую возможность заключения договоров о безвозмездном энергоснабжении не отрицает судебно-арбитражная практика.                            Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа при проверке в кассационном порядке дела по иску о взыскании задолженности (неосновательного обогащения) за фактически потребленную тепловую энергию указал в постановлении, что правовыми актами, законом или сделкой между истцом и ответчиком не установлены основания безвозмездного потребления ответчиком тепловой энергии за истца.11

Применение общих правил о купле-продаже к безвозмездному энергоснабжению противоречило бы существу сложившихся между сторонами отношений. К отношениям безвозмездного энергоснабжения должны применяться общие правила о договоре дарения (ст. ст. 572-582 ГК РФ),                  но только в том случае, если возникшие между сторонами проблемы, связанные с энергоснабжением, прямо не урегулированы договором о безвозмездном снабжении энергией или не противоречат существу сложившихся между сторонами отношений.

Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому вещь                      в собственность либо имущественное право к себе или к третьему лицу,                      либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом.

Поскольку энергия не является вещью, то она не может быть передана                  в собственность. По договору о безвозмездном энергоснабжении потребителю энергии предоставляется имущественное право требовать от дарителя подачи электрической или тепловой энергии. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ                    при наличии встречной передаче вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. Но при безвозмездном энергоснабжении одаряемого последний должен выполнять обязанности                       по надлежащему использованию энергии, а также иные обязательства, объективно присущие отношениям, возникающим при подаче электрической или тепловой энергии, например, обязанности по возврату энергоснабжающей организации использованной воды и парового конденсата.12 В качестве дарителя по договору безвозмездного энергоснабжения может выступать не любое лицо, а лишь энергоснабжающая организация или ее абонент, осуществляющие подачу энергии одаряемому. Если лицо безвозмездно предоставляет потребителю возможность требовать от энергоснабжащей организации или                ее абонента отпуска энергии, то отношения энергоснабжения возникают не между дарителем и потребителем, а между энергоснабжающей организацией (ее абонентом) и потребителем.

Обязательства по передаче товара в собственность покупателя, и встречные обязательства продавца по оплате товара определяют содержание договора купли-продажи. Содержание договора дарения заключается                          в безвозмездной передаче имущества или в безвозмездном освобождении                    от имущественной обязанности, наличие каких-либо встречных обязательств      со стороны одаряемого не позволяет квалифицировать договор в качестве дарения. Содержание же договора энергоснабжения определяется                                 не возмездностью или безвозмездностью отношений, (могут быть использованы как модель купли-продажи, так и дарения), но обязательствами по отпуску электрической (тепловой) энергии и встречными обязательствам                                 по организации надлежащего использования получаемой энергии. Квалификации энергоснабжения как договора купли-продажи препятствует                то обстоятельство, что условие об оплате получаемой электроэнергии                      не является необходимым условием договора энергоснабжения. Договор энергоснабжения не направлен на возникновение каких-либо вещных прав                  у потребителя на получаемую энергии в силу того, что энергия не вещь,                       а особое свойство вещей, иное имущество в терминологии ст. 128 ГК РФ.

Нельзя говорить о том, что энергия является «бестелесной вещью», которую «нельзя осязать», поскольку энергия не является имущественным правом. Указание в договоре энергоснабжения на его безвозмездный характер, как представляется, не влечет за собой квалификации энергоснабжения                         как договора дарения. Главное в этом договоре не возмездность или безвозмездность потребляемой энергии, а ее надлежащая подача и надлежащее потребление. Отсюда следует, что договор энергоснабжения является самостоятельным институтом в системе российского договорного права,                      к которому   субсидиарно   могут   применяться   правила   о   купле-продаже   или дарении. Поэтому и сам договор, кстати, именуется не договором                 купли-продажи электро (тепло) энергии, а договором снабжения энергией, энергоснабжением.

Именно  возможность существования опосредуемых гражданским правом безвозмездных отношений по энергоснабжению не позволяет считать договор энергоснабжения договором подряда или договором об оказании услуг,                      т.к. отношения по безвозмездному выполнению работ гражданским правом                  не регламентируются, а отношения по безвозмездному оказанию услуг имеют правовой характер в случаях, прямо указанных в законе (хранение вещей                        в гардеробах организаций, поручение и пр.).

Необходимо  отметить, что энергоснабжение всегда останется энергоснабжением независимо от того, подается электроэнергия за плату или безвозмездно, точно также как цессия всегда останется цессией и не так важно, что происходит уступка права требования за плату (договор купли-продажи имущественного права) или безвозмездно (договор дарения), важно,                         что происходит прекращение права требования у одного лица и возникновение его у другого. Поставка всегда будет поставкой и здесь важно не то, что вещи, определенные родовыми признаками поставляются к определенному сроку                      за плату, а то, что они поставляются к определенному сроку. Наряду                             с поставкой на основании договора оптовой купли-продажи вполне мыслима поставка на основании договора дарения или на основании односторонне-властного распоряжения собственника имущества организации – поставщика, или на основании административного акта. То же самое следует сказать и                      о контрактации, которая возникла первоначально именно в административном праве и только затем «перекочевала» в договорное гражданское право. Суть контрактации заключается не в продаже своими силами произведенной сельхозпродукции к определенному сроку, а в помощи по организации сельскохозяйственного производства, которую обязана оказать хозяйству заготовительная организация. Именно эта помощь (рабочей силой, методическими рекомендациями, обучением, семенами, сельхозтехникой,                   тарой и пр.) и превращает контрактацию в контрактацию.

Таким образом, законодатель не случайно не использует применительно                 к энергоснабжению термин «купля-продажа электроэнергии», применительно                     к поставке – термин «оптовая купля продажа», применительно к контрактации –«оптовая купля-продажа сельскохозяйственной продукции».

 

 

 

 

2. Субъектный  состав договоров поставки,                                  контрактации и энергоснабжения

 

Ключевой  особенностью договора поставки выступает  тот факт, что                  для рассматриваемого соглашения предусмотрен специальный субъектный состав. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин –индивидуальный предприниматель. Поставщик продает либо производимые                   им товары, либо товары, закупленные для продажи.

Кто выступает  покупателем? Ответ на этот вопрос можно дать, установив значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).13 В том случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ). Таким образом, данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Впрочем, субъектом договора поставки может быть и некоммерческая организация, если такого рода деятельность разрешена их учредителями и осуществляется                     в рамках их целевой правоспособности.

Кроме того, в  договоре поставки может принимать  участие самостоятельная фигура, именуемая получателем (ст. 509 ГК РФ). Получатель                           в данном случае не является стороной по договору, хотя на него могут быть возложены определенные обязанности, прежде всего, обязанность принять товар, а иногда и произвести оплату (ст. 516 ГК РФ).

При квалификации соглашения как договора поставки играет роль цель приобретения товара. Однако юридическая цель договора поставки может иметь переменный характер. В одних случаях покупатель в качестве основы рассматривает цель приобретения прав собственности на товар в связи                          с осуществлением предпринимательской деятельности, в других – в связи              с приобретением товара для хозяйственных нужд, т.е. для целей, не связанных               с личным, семейным, домашним и иным подобным потреблением.                     Таким образом, и такой договор будет носить смешанный характер.

В связи с рассмотренными особенностями целей договора поставки небеспочвенным является спор о том, может ли долгосрочный договор поставки рассматриваться как смешанный договор с элементами предварительного договора и договора купли-продажи. В литературе отражена дискуссия о предварительном характере договора поставки по прямым длительным хозяйственным связям, когда не согласованы существенные условия в спецификациях к нему.14

Фактически же такой долгосрочный договор зачастую содержит элементы различных договоров: договора об организации заключения договора поставки товаров и собственно договора поставки, поскольку спецификации будут неотъемлемой частью этого долгосрочного соглашения. Однако долгосрочный договор поставки, тем не менее, сохраняет свою целостность как самостоятельный вид договора – договор поставки.15

Специфическими для контрактации являются стороны договора. Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции является предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках. Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования                                    в предпринимательской деятельности.

Таким образом, для договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующего сельскохозяйственную продукцию. Главное заключается в том, что такое лицо реализует сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных препятствий для того, чтобы относить                           к договорам контрактации также договор на реализацию гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими                         на приусадебных или дачных участках.

Государство и граждане, не имеющие статуса  предпринимателя,                             не могут участвовать в договоре контрактации. В случае закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд интересы государства представляют специальные лица – государственные заказчики.                    В этой роли, как правило, выступают органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

Производитель продукции, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.

Информация о работе Соотношение договор поставки, контрактации и энергоснабжения