2.2.
Анализ бюджетных
показателей Фонда
социального страхования
РФ
Общая
сумма расходов предусмотрена в
объеме 278918664,7 тыс. рублей, или 131,0 % к
ассигнованиям, утвержденным в бюджете
ФСС на 2006 год в действующих
условиях и 121,3 % в сопоставимых условиях,
из них на обязательное социальное
страхование - 198104134,6 тыс. рублей, на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний - 43079038,9 тыс. рублей.
Структура
расходов ФСС сформирована из трех
разделов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации:
«Общегосударственные вопросы» - 9732,5 тыс.
рублей (0,003 % общего объема расходов ФСС),
«Образование» - 15470415,6 тыс. рублей (5,5 %),
«Социальная политика» - 263438516,6 тыс.
рублей (94,4 процента).
Затраты
ФСС по разделу «Общегосударственные
вопросы» предусмотрены в сумме
3032,5 тыс. рублей на уплату ежегодного членского
взноса в Международную ассоциацию
социального обеспечения (МАСО) в
соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 декабря
2002 года № 891 «Об участии Фонда
социального страхования Российской
Федерации в деятельности Международной
ассоциации социального обеспечения»
и 6700,0 тыс. рублей на частичное финансирование
расходов на проведение 29-й Генеральной
ассамблеи МАСО.
По
разделу «Образование» предусмотрены
средства в сумме 15470415,6 тыс. рублей,
в том числе из этой суммы передается
457700,5 тыс. рублей (на 19,0 % больше, чем
в 2006 году) Минздрав соцразвития России
для осуществления мероприятий по обучению
по охране труда отдельных категорий застрахованных
граждан.
Также
предусмотрено, что ФСС передает
в федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий выработку государственной
политики и нормативно-правовое регулирование
в сфере здравоохранения и
социального развития, средства обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний на финансирование научно
- исследовательских работ по вопросам
охраны труда в размере 52146,5 тыс.
рублей.
На
оздоровление детей и подростков
предусмотрены средства в сумме
14973027,4 тыс. рублей, или 111,4 % к расходам
2006 года в действующих условиях и
103,1 % в сопоставимых условиях.
Затраты
ФСС, связанные с финансированием
расходов в связи со страховым
обеспечением по отдельным видам
обязательного социального страхования,
отражены по разделу «Социальная
политика». Основным видом расходов
ФСС на 2007 год (62,0 %) остаются расходы
на выплату пособий по социальному
страхованию. На их финансирование предполагается
направить 173063025,3 тыс. рублей (без учета
средств, направляемых из федерального
бюджета), или 143,7 % к ассигнованиям
на эти цели по бюджету ФСС на
2006 год. Большая часть этих средств
(57,1 %) будет израсходована на выплату
пособий по временной нетрудоспособности
(включая страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний) - 98787448,1 тыс. рублей. Это
составит 118,0 % к данному виду расходов
бюджета ФСС на 2006 год.
Затраты
ФСС на выплату пособий по беременности
и родам предусмотрены в Законопроекте
в сумме 23760236 тыс. рублей, или 149,7 % к
данному виду расходов по бюджету 2006
года, по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет - 36533338,7 тыс. рублей,
или более чем в 4 раза больше,
при рождении ребенка - 13147200,0 тыс. рублей,
или 114,9 %, и другие пособия и компенсации
- 834802,5 тыс. рублей, или 106,4 процента.
На
финансирование затрат по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний предполагается направить
43079038,9 тыс. рублей. Из них на пособия
по временной нетрудоспособности по
обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний - 1602943,1
тыс. рублей, или 96,7 % к уровню этих затрат
по бюджету ФСС на 2006 год; единовременные
страховые выплаты - 561085,8 тыс. рублей,
или 94,9 %; ежемесячные страховые выплаты
- 26095342,0 тыс. рублей, или 115,6 %; расходы
по доставке и пересылке страховых
выплат - 386518,2 тыс. рублей, или 99,3 %; затраты
на медицинскую, социальную и профессиональную
реабилитацию - 9358503,1 тыс. рублей, или 111,1
% к уровню 2006 года.
В
2006 году размер единовременной страховой
выплаты определялся в соответствии
со степенью утраты профессиональной
трудоспособности застрахованного
лица из максимальной суммы 46900 рублей.
Этот же максимальный размер предполагается
сохранить и на 2007 год.
Бюджетом
ФСС на 2006 год предусмотрено финансирование
расходов на оплату полной стоимости
путевок для застрахованных граждан
на долечивание в санаторно-курортных
учреждениях после стационарного
лечения по перечню заболеваний
и дополнительное финансирование расходов
на санаторно-курортное лечение
работников, осуществляемое в случаях
получения дополнительных доходов
за счет привлечения остатков средств
по обязательному социальному страхованию
на 1 января 2006 года по результатам исполнения
бюджета Фонда за 2005 год, поступления в
бюджет Фонда доходов по обязательному
социальному страхованию сверх установленных
сумм и снижения фактических расходов
на финансирование пособий по обязательному
социальному страхованию.
Предусмотрены
ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей,
или 111,4 % к уровню 2006 года, на оплату
полной стоимости путевок, предоставляемых
застрахованным гражданам только для
долечивания в санаторно-курортных
учреждениях после стационарного
лечения по перечню заболеваний,
утвержденному Правительством Российской
Федерации. Финансирование расходов на
санаторно-курортное лечение работников
в 2007 году не предусмотрено.
По
виду расходов «Аппараты органов
управления государственных внебюджетных
фондов» предусматривается сумма
10891953,0 тыс. рублей, или 109,3 % к уровню
этих затрат в 2006 году в действующих
условиях и 101,2 % в сопоставимых условиях,
включающая все расходы ФСС по
центральному аппарату и исполнительным
органам ФСС, связанные с осуществлением
обязательного социального страхования
и обязательного социального
страхования от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний.
По
статье «Внепрограммные инвестиции в
основные фонды» в бюджете ФСС на 2007 год
предусматриваются средства в сумме 669600,0
тыс. рублей на капитальное строительство
административных зданий для исполнительных
органов Фонда, в том числе 70000,0 тыс. рублей
- на социальное развитие системы ФСС.
По
результатам можно сделать вывод
о том, что отсутствуют расчеты,
обосновывающие размеры объемов
средств, передаваемых Фондом Минздрав
соцразвития России на финансирование
обучения по вопросам охраны труда отдельных
категорий застрахованных граждан в сумме
457700,5 тыс. рублей и на финансирование научно-исследовательских
работ по вопросам охраны труда в сумме
52146,5 тыс. рублей. Предусмотрены ассигнования
в сумме 3676192,5 тыс. рублей на оплату полной
стоимости путевок, предоставляемых застрахованным
гражданам только для долечивания в санаторно-курортных
учреждениях после стационарного лечения.
Не определена сумма передаваемых в 2007
году бюджету ФСС средств федерального
бюджета на финансирование реализации
мер социальной поддержки отдельных категорий
граждан по санаторно-курортному лечению,
включая проезд к месту лечения и обратно.
Не в полном объеме учтена потребность
ФСС в средствах, выделяемых из федерального
бюджета, на обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации, включая изготовление
и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Предложения
- с учетом положений Бюджетного
кодекса рассмотреть вопрос о
целесообразности создания в составе
бюджета ФСС целевого бюджетного
фонда обязательного социального
страхования от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний. При рассмотрении проекта
федерального закона «Об обеспечении
пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам граждан,
подлежащих обязательному социальному
страхованию» установить максимальный
размер пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам с учетом
уровня инфляции в 2006 году. Обосновать
размеры объемов средств, передаваемых
Фондом Минздравсоцразвития России
на финансирование обучения по вопросам
охраны труда отдельных категорий
застрахованных граждан и на финансирование
научно-исследовательских работ
по вопросам охраны труда. Рассмотреть
вопрос об увеличении объема средств
федерального бюджета, выделяемых в 2007
году ФСС, на обеспечение инвалидов
техническими средствами реабилитации,
включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических
изделий; увеличить стоимость родовых
сертификатов в части оплаты медицинской
помощи женщинам в период родов с
5,0 до 7,0 тыс. рублей.
Расходы
бюджета Фонда социального страхования
осуществляются исключительно на цели,
определенные законодательством РФ,
включая законодательство о конкретных
видах обязательного социального
страхования (пенсионного, социального,
медицинского), в соответствии с
бюджетами указанных фондов, утвержденными
федеральными законами субъектов РФ.
Все цели были выше перечислены автором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующая
в России система социального
страхования до сих пор сохраняет
черты, в большей степени характерные
для социальной помощи, чем страхования.
При достаточно высокой страховой
нагрузке на работодателей (почти 40% фонда
оплаты труда) уровень большинства
социальных выплат явно недостаточен
и не увязан с объемом вносимых
страховых средств. Правовое поле данного
института социальной защиты только
формируется. Отсутствует реальное
разделение системы социального
страхования и системы социальной
помощи. Термины, принципы и инструментарий
организации финансовых институтов
и систем социальных гарантий, которые
широко используются во многих развитых
странах в практике различных
видов социального страхования -
социальный и профессиональный риски,
эквивалентность страховых взносов
и выплат, увязка уровней социальных
рисков и страховых тарифов - эти
и другие классические элементы и
механизмы данных систем все еще
представляются отвлеченными категориями,
а не жизненно важными регуляторами
социальной зашиты населения.
Это
во многом объясняет массовую незаинтересованность
занятого населения в своевременной
уплате в полном объеме страховых
взносов (работниками, и работодателями)
в государственные внебюджетные
социальные фонды.
Приходится
констатировать серьезные отставания
в создании экономических условий
и институциональной базы для
формирования новых механизмов социальной
защиты в форме сбалансированных
между собой экономических отношений
и института социального страхования.
Так, существующее правовое положение
внебюджетных социальных фондов зауживает
их роль и функции, сводит их в основном
к финансовым учреждениям (“сборщиков
взносов” и “распределителей средств”).
Мировой опыт свидетельствует о
том, что основные виды социального
страхования (пенсионного, от несчастных
случаев на производстве, по безработице),
кроме финансовых задач по компенсации
утраты заработков (в связи с временной
и постоянной утратой трудоспособности
или места работы), выполняют целый ряд
других функций: оздоровление трудящихся
и членов их семей, организацию лечения,
проведения крупномасштабных национальных
программ по реабилитации инвалидов (медицинской,
профессиональной и социальной).
Следует
понимать, что формирование национальной
системы социального страхования
- дело непростое. Такая система органически
связана с системой заработной платы,
налоговой системой, политикой и
состоянием рынка труда, демографическим
положением в настоящем и его
прогнозным положением в будущем. Необходимо
критично признать, что пока формирование
системы социального страхования
не увязано с названными выше факторами,
которые во многом определяют качественные
ее характеристики (уровень пенсий
и других страховых выплат, качество
и объем услуг по лечению и
оздоровлению трудящихся), построить
эффективную систему социальной
защиты в стране не удастся.
Много
серьезных вопросов в этой связи
предстоит решить законодателям, и
прежде всего Государственной Думе.
В их числе совершенствование
законов по социальному страхованию
и обеспечению, их гармонизация с
другими видами права - трудовым, гражданским,
финансовым и административным, снятие
существующих законодательных противоречий
между ними.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция (Основной Закон) Российской
Федерации: [Принята общенародным голосованием
в 1993г.] // Научно-практический комментарий./
Под редакцией академика Б.Н. Топорнина.
- М.: Юристъ, 2000.
2.
Федеральный закон Российской Федерации
от 22.12.2005 № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на
2006 год».
3.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ
«Об Основах обязательного социального
страхования».
4.
Налоговый кодекс Российской Федерации// Собрание
законодательства РФ,- Часть вторая, имеющий
статус федерального закона под № 118-ФЗ.
- Бюджетная
система Российской Федерации, -URL:www.budgetrf.ru\.
Дата обращения 15.09.11
6.
Положение о фонде социального страхования
Российской Федерации (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996
N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997
N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005
N 484).
7.
Приложение к Федеральному закону «О бюджете
Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2007 год».
8.
Приложение к Федеральному закону "О
бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2006 год".