Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

С Социальной политика в современном государстве постоянно должна усовершенствоваться, необходимы новые механизмы по её развитию, методы реализации, в основе которых должно лежать прямое комплексное оказание населению социальных услуг.

Работа содержит 1 файл

социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Основные  положения социального  обслуживания инвалидов  и лиц пожилого возраста 

     Социальной  политика в современном государстве  постоянно должна усовершенствоваться,  необходимы новые механизмы по её развитию, методы реализации, в основе которых должно лежать прямое комплексное оказание населению социальных услуг.

     Одной из важнейших задач является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.

     Категория лиц находящихся в зоне риска достаточно велика, каждый из нас в какой - то степени в такой зоне находится. Но в данной работе мы рассмотрим, пожалуй, самую важную в системе социального обслуживания зону риска это – инвалиды и лица пожилого возраста.

     Инвалидность  и старость - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

     Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека и инвалида становится реальной и тогда, когда он наделён юридическим  правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага, а данный орган юридически обязан такое благо предоставить.

     Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого  обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

     Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность  гражданина, которую он не может  преодолеть самостоятельно. Причинами  ее возникновения могут быть самые  различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и прочее.1 

     Право на социальное обслуживание имеют: граждане Российской Федерации; иностранцы и  лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В зависимости от социального положения нуждающихся, а также по их желанию, форма услуг может принимать следующие формы: бесплатную, форму частичной или полной оплаты.

     Бесплатно оказываются социальные услуги: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

     На  условиях полной оплаты социальные услуги оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

     Деятельность  в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  строится на принципах:

     1) Адресность. Предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых.

     2) Доступность. Обеспечивается возможность  бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

     3) Добровольность. Социальное обслуживание  осуществляется на основании  добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого  законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

     4) Гуманность. Граждане, проживающие  в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

     5) Конфиденциальность. Сведения личного  характера, ставшие известными  работникам учреждения социального  обслуживания при оказании социальных  услуг, составляют профессиональную  тайну. Работники, виновные в  ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

     6) Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального  обслуживания является профилактика  негативных последствий, возникающих  в связи с возникшей у гражданина  жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и так далее)2

     Перечни социальных услуг определяются с  учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных  государством социальных услуг для  граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

     Контроль  над деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения, органами образования  в пределах их компетенции.

     Общественный  контроль осуществляют общественные объединения, занимающиеся в соответствии с учредительными документами вопросами защиты интересов  граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц с психическими расстройствами. Одним из таких объединений является Независимая психиатрическая ассоциация России

     Надзор  за соблюдением законности в данной сфере, осуществляют органы прокуратуры, чья помощь должна быть наиболее оперативной.

     Действия  или бездействие государственных  органов, учреждений, организаций и  должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан, могут быть обжалованы в суд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  социального обслуживания инвалидов и лиц  пожилого возраста 

     Существует  несколько видов социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов все они прописаны в федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

В соответствии со статьёй 16. данного закона « Формы социального обслуживания»

1. Социальное  обслуживание граждан пожилого  возраста и инвалидов включает:

1) социальное  обслуживание на дому (включая  социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное  социальное обслуживание в отделениях  дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

3) стационарное  социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное  социальное обслуживание;

5) социально-консультативную  помощь.

2. Гражданам  пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

3. Социальное  обслуживание по желанию граждан  пожилого возраста и инвалидов  может осуществляться на постоянной  или временной основе.

     Далее закон рассматривает каждый из этих видов более подробно раскрывая суть, содержание и цель этого закона.

     Социальное  обслуживание на дому

      1. Социальное обслуживание на  дому является одной из основных  форм социального обслуживания, направленной на максимально  возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

      2. К числу надомных социальных  услуг, предусматриваемых федеральным  перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

      1) организация питания, включая  доставку продуктов на дом;

      2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных  товаров первой необходимости;

      3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

      4) поддержание условий проживания  в соответствии с гигиеническими  требованиями;

      5) содействие в организации юридической  помощи и иных правовых услуг;

      6) содействие в организации ритуальных услуг;

      7) другие надомные социальные  услуги.

      3. При обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов, проживающих  в жилых помещениях без центрального  отопления и (или) водоснабжения,  в число надомных социальных  услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

      4. Кроме надомных социальных услуг,  предусмотренных федеральным и  территориальными перечнями гарантированных  государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

      5. Социальное обслуживание на  дому осуществляется соответствующими  отделениями, создаваемыми в муниципальных  центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

      6. Порядок и условия зачисления  на социальное обслуживание на  дому определяются федеральным  органом исполнительной власти  по социальной защите населения.

     Социально-медицинское  обслуживание на дому

       Социально-медицинское обслуживание  на дому осуществляется в отношении  нуждающихся в надомных социальных  услугах граждан пожилого возраста  и инвалидов, страдающих психическими  расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.

       Социально-медицинское обслуживание  на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Информация о работе Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста