Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 13:54, доклад
На сегодняшний день в российском законодательстве мы не найдем однозначного определения служебной тайны (СТ). Вместе с тем, проведя анализ нормативной базы, можно выявить содержание и основные принципы отнесения информации к СТ. По сути, СТ - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти на основании законодательства и не подлежит разглашению, кроме строго очерченных случаев.
Рассмотрим эти изменения с
позиций построения правовой нормы,
направленной на регламентацию режима
служебной тайны в
Во-первых, изменилось основание отнесения
документа к категории
Во-вторых, появился перечень вопросов,
которые не могут содержаться
в документе, отнесенном к категории
ограниченного распространения. Содержание
данного перечня уже нашло
свое отражение в ст. 8 Федерального
закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и защите
информации», и вопрос о целесообразности
его дополнительного
В-третьих, обратило на себя внимание, что используемая в поправках терминология не соответствует действующему законодательству. Так, нормативно закрепленным является термин «информация ограниченного доступа» (к примеру: подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона об Информации…), что в дальнейшем, полагаем, потребует редакционной доработки положений Регламента.
Иные изменения коснулись
Следует отметить, что понятие «служебная
тайна» не является исключительно порождением
отечественной юридической
В США под режим СТ подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т.п. В этих странах за неправомерное распространение таких сведений установлена уголовная ответственность.
В российском же законодательстве мы видим следующее.
Ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации предусмотрена ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 140 («Отказ о предоставлении гражданину информации») Уголовного кодекса РФ. Под действие этих статей подпадают и такие деяния, как неправомерное установление режима СТ для определенной категории сведений, затрагивающих права и свободы гражданина.
Ответственность за разглашение сведений, составляющих СТ, предусмотрена ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Разглашение информации с ограниченным доступом») и ст. 155 («Разглашение тайны усыновления (удочерения)»), ст. 183 («Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайны»), ст. 293 («Халатность») Уголовного кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ (ст. 37, 243) предусматривает ряд положений, определяющих дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность лица, разгласившего сведения, составляющие СТ, причем в случае разглашения указанных сведений на работника возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба. Федеральный закон «О коммерческой тайне» (ч. 3 ст. 14) устанавливает гражданско-правовую ответственность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления за разглашение или незаконное использование этой информации должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.
Подводя итоги, следует сказать, что формальных требований к защите СТ нет, поскольку не существует такого юридического понятия. Как защищать СТ и что вообще подразумевать под данным понятием, - вопрос остается открытым.
Сложности в защите конфиденциальных данных (СТ, коммерческой тайны или персональных данных) сегодня заключаются не столько в технической плоскости (как защитить), сколько в правовой и организационной. Для того чтобы информация была надежно защищена, достаточно лишь разработать политику информационной безопасности и внедрить процесс мониторинга ее соблюдения и актуализации. Тем не менее до утверждения федерального закона о СТ, выпуска подзаконных актов Президента и Правительства РФ, устанавливающих способы защиты информации, механизмы реализации законодательных норм, эта работа не будет иметь смысла.