Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 13:54, доклад
На сегодняшний день в российском законодательстве мы не найдем однозначного определения служебной тайны (СТ). Вместе с тем, проведя анализ нормативной базы, можно выявить содержание и основные принципы отнесения информации к СТ. По сути, СТ - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти на основании законодательства и не подлежит разглашению, кроме строго очерченных случаев.
Служебная тайна
На сегодняшний день в российском законодательстве мы не найдем однозначного определения служебной тайны (СТ). Вместе с тем, проведя анализ нормативной базы, можно выявить содержание и основные принципы отнесения информации к СТ.
По сути, СТ - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти на основании законодательства и не подлежит разглашению, кроме строго очерченных случаев.
Согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» СТ представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Однако ссылка на гражданское законодательство в данном случае весьма спорна, поскольку норм, каким-либо образом регламентирующих СТ, оно не содержит. Статьи, регулирующие секреты производства (ноу-хау), относятся к институту коммерческой тайны и не могут являться источниками правового регулирования правоотношений в области оборота СТ. Помимо этого, используемый в указе термин «служебные сведения» не позволяет нам как правоприменителям понять, что же входит в состав данных сведений, а соответственно, и выполнять требование правового акта.
Для того чтобы разобраться в сущности института СТ, попробуем обратиться к утвержденному Правительством РФ в 1994 г. Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти (Постановление № 1233).
При анализе юридической
Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определена пометка конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.
Положение предписывает руководителям
федеральных органов
Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:
акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
сведения о чрезвычайных ситуациях,
опасных природных явлениях и
процессах, экологическая, гидрометеорологическая,
гидрогеологическая, демографическая,
санитарно-эпидемиологическая и другая
информация, необходимая для обеспечения
безопасного существования
описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
В последнее время все чаще стали появляться публикации, в которых правозащитники выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности аппарата и прочим недоработкам. Вместе с тем, на наш взгляд, начинающий действовать с 01.01.2010 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» должен разрядить обстановку и хотя бы на время снизить накал страстей в научном мире.
В социалистический период развития России институт СТ входил в более широкую категорию «государственные секреты» и занимал определенную нишу в отечественной системе ограничений на доступ к информации. Вступление в силу Закона РФ «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института СТ, т.к. гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну определенного уровня важности, что явилось, по мнению ряда ученых, серьезной недоработкой с точки зрения системного подхода к защите государственно значимой информации.
Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к СТ и их защиты, нормы о СТ мы найдем более чем в 40 федеральных законах, в том числе: ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», ФЗ «О рынке ценных бумаг» и в иных. При этом необходимо акцентировать внимание на разнообразие правовых подходов, получивших закрепление в законодательстве. Так, в ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» упоминается СТ кредитной организации (ст. 41), в ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» в органах исполнительной власти циркулирует «конфиденциальная информация» (ст. 18), в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ряде других законов используется термин «служебная информация», в ФЗ «О таможенном тарифе» имеет место оборот информации, составляющей конфиденциальную информацию (ст. 14), Федеральный закон № 119-ФЗ от 20.08.2004 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предусматривает в ряду мер безопасности в отношении защищаемого лица обеспечение конфиденциальности сведений о нем. Эти примеры свидетельствуют о том, что не только терминология, но и содержание института служебной информации не имеет в законодательстве однозначного понимания. По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн.
Правовое регулирование на уровне федерального закона позволило бы заложить правовой фундамент для формирования системы оборота и защиты определенной категории сведений, составляющих СТ, обеспечить более эффективную реализацию конституционных принципов в части соблюдения баланса прав граждан на доступ к информации и ограничений таких прав в целях обороны, безопасности государства, прав граждан на защиту частной жизни.
Перед началом 2005 г. в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект закона «О служебной тайне», разработанный группой депутатов во главе с М.Гришанковым. Основные концептуальные положения законопроекта состояли в следующем:
1. СТ понимается как сведения, создаваемые или накапливаемые в органах государственной власти, органах местного самоуправления и создаваемых ими организациях и включающие как собственно сведения о деятельности конкретных органа или организации, так и полученные от иных субъектов сведения конфиденциального характера.
2. В режиме СТ должны охраняться переданные в указанные органы и организации сведения, составляющие коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, информация о гражданах (персональные данные), секреты производства. Этот принцип позволяет защитить права различных субъектов, передающих важную для них информацию в органы власти и подведомственные им организации.
3. Исходя из общественных и
государственных интересов,
4. Устанавливались права,
5. Согласно законопроекту органы
местного самоуправления не
6. Обязанности по соблюдению режима СТ должны включаться в трудовой договор, заключаемый с работником органа власти. Эти обязанности могут сохраняться после окончания трудового договора, если соответствующие обязательства были включены в него или оформлены специальным соглашением (ст. 11 законопроекта). В случае разглашения СТ трудовой договор может быть расторгнут, согласно Трудовому кодексу РФ.
7. Согласно законопроекту
8. Законопроект учитывает
Однако данный законопроект до сегодняшнего дня находится на проработке в Комитете Государственной Думы по безопасности без каких-либо надежд на активизацию работы над ним.
Но работать со СТ необходимо и сегодня. Используя аналитический и системный метод исследования нормативных предписаний, попробуем дать следующее определение СТ.
Итак, к СТ, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.
Следовательно, информация может быть отнесена к СТ, если она отвечает следующим требованиям:
1. Отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.
2. Является конфиденциальной
3. Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.
4. Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
Позволим себе сделать еще одно обобщающее определение СТ: это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.
Возможны другие варианты: СТ - несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.
С позиций документоведения СТ - это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т.е. то, что не относится к государственной тайне), ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.
Интересно рассмотреть организацию
вопроса оборота служебной