Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:48, реферат
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права включает в себя четыре компонента:
Прочитав эту главу, вы сможете: 1. Сказать, для чего в странах с рыночной экономикой применяется государственное регулирование. 2. Назвать основные экономические функции государства. 3. Рассказать о финансовой политике государства. 4. Описать принципы работы банковских систем. 5. Объяснить, почему государство проводит антимонопольную политику. 6. Определить понятия «инфляция», «бюджетный дефицит», «государственный долг».
8.1. Почему государство должно вмешиваться в бизнес? В главе 2 мы говорили о
централизованно планируемой В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Именно рынок и складывающиеся на нем отношения диктуют, что, как, сколько и для кого производить в стране. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство совсем не вмешивается в хозяйственную жизнь общества? В разных странах в разное время отно-шениек государственному вмешательству в экономику было неодинаковым. Например, в США и странах Западной Европы до конца прошлого века государство почти не вмешивалось в экономические процессы: экономика была организована по принципу свободной конкуренции. Позднее положение изменилось: государство стало применять различные методы воздействия на экономику. Такая деятельность получила название государственного регулирования экономики. Каковы цели государственного регулирования? Чем вызвана его необходимость? какие существуют виды, формы и методы государственного вмешательства в экономику? Ответам на эти вопросы посвящена эта глава. Исторические корни государственного регулирования Прежде всего давайте подумаем, какие функции выполняет (или должно выполнять) государство в современном обществе. Вы сами можете назвать некоторые из них: обеспечение безопасности страны, контроль за соблюдением законов и порядка, гарантия и защита прав и свобод каждого члена общества, включая право собственности и свободу предпринимательской деятельности. И в наше время многие люди по-прежнему считают, что роль государства в обществе должна ограничиваться только этими функциями и что государству не следует вмешиваться в бизнес. Однако практика показывает иное. Чтобы понять причины возникновения государственного регулирования в странах с рыночной экономикой, обратимся вновь к истории. В конце XIX века свободная конкуренция привела к созданию гигантских корпораций. Крупные фирмы выигрывали в экономическом соревновании с более мелкими и слабыми, «поглощали» их, становясь все больше и больше. Постепенно во многих «ключевых» отраслях экономики сложилась ситуация, при которой несколько фирм-гигантов контролировали работу целой отрасли. Такие фирмы называются монополиями. Монополии препятствовали созданию новых фирм в своих отраслях и, фактически не имея конкурентов, могли навязывать рынку свои, монопольно высокие цены. Таким образом, монополии стали противоречить самой идее свободного предпринимательства и рыночных отношений в экономике. Появилась потребность в защите экономических интересов людей — и предпринимателей, и потребителей.
1.1. Понятие, принципы,
предмет и метод
|
Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами: 1) характером положения участников правоотношения; 2) особенностью содержания правоотношений; 3) особенностью состава юридических фактов; 4)спецификой ответственности. Не вдаваясь в дискуссию
о том, должен ли в отрасли права
быть только один метод регулирования
или их может быть несколько, отметим,
что в сложенных отраслях, к
которым относится и Укажем, что регулируя хозяйственно-правовые отношения, используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа управление-предприниматель). К другим методам правового регулирования относятся следующие. Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений - МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником. В процессе государственного
регулирования Для регулирования Кроме того, используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде. |
Субъекты предпринимательского права:
1) физические лица,
2) юридические лица;
3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Граждане как субъекты предпринимательского права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наступлением совершеннолетия, поскольку этот вид занятий требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Прежде всего, необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает ее государственная регистрация.
В качестве
индивидуального
Юридические лица как субъекты предпринимательского права. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Признаки юридического лица:
1 организационное единство;
2) государственная регистрация в установленном законом порядке;
3) наличие обособленного имущества;
4) способность от своего имени приобретать и осуществлять субъективные права, выполнять юридические обязанности;
5) способность от своего имени выступать в суде в качестве истца и ответчика.
Юридическое
лицо имеет свое наименование, содержащее
указание на его организационно-правовую
форму (товарищество на вере, закрытое
акционерное общество и т. п.). Наименования
некоммерческих организаций, а также
государственных и
Российское юридическое лицо описано в Гражданском кодексе как организация. А любая организация лиц – это, прежде всего, сущность, которая создана с определенной целью. Все мы прекрасно помним поговорку «один в поле не воин». Ее смысл всем понятен и не вызывает никаких сомнений. В случае с юридическим лицом в РФ эта поговорка так же не теряет своего смысла. А что такое цель? Это преследование каких-то интересов, которые могут быть различными в зависимости от многих факторов. И вот именно вариабельность целей дала предпосылку для появления разновидностей юридических лиц, о которых и пойдет речь в этой теме. Мы ответим на вопросы «какие бывают юридические лица» и «каковы характеристики отдельных видов юридических лиц».
ГК РФ выделяет следующие основные виды юридических лиц:
4Основных вида
Такую классификацию юридических лиц обозначает гражданское право. Для наглядности ниже представлена схема разделения юридических лиц.
Теперь, когда обозначены виды юридических лиц и представлена схема, самое время перейти к рассмотрению основных критериев их классификации.
Основными критериями
классификации юридических лиц
6Основных критериев
По форме собственности юр. лица разделяют на частные и государственные. Из этого деления становится понятным, что государственные юридические лица (в том числе и муниципальные) преследуют общегосударственные цели. Вторые, соответственно, наоборот.
По целям деятельности юридические лица делят на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие ставят перед собой цель получения прибыли и распределения ее между участниками. Некоммерческие в приоритет ставят другие цели, нежели получение прибыли, хотя, они в праве заниматься предпринимательской деятельностью для достижения первых. Распределять полученную прибыль между участниками они права не имеют.
По составу учредителей юридические лица можно классифицировать на те, участниками которых могут быть только юр. лица; которые создаются государством; и остальные, которые могут быть созданы любыми субъектами права.
По характеру прав участников выделяют организации, в отношении которых участники имеют обязательственные права; организации, на которые участники имеют право собственности или вещные права и организации, на которые учредители не имеют имущественных прав.
По объему вещных прав на используемое обособленное имущество юридические лица делятся на те, которые: обладают правом собственности на имущество; обладают правом оперативного управления имуществом; обладают правом хозяйственного ведения на имущество.
И, наконец, по составу учредительных документов юридические лица классифицируют как уставные, договорные и уставно-договорные юридические лица.
Подводя итоги,
хотелось бы сказать, что представленная
Сде́лка — действия физических и юридичес
Таким образом,
сделку характеризуют следующие
признаки[источник не указан
В немецкой доктрине, которая и выработала в свое время учение о сделке, сделка определяется как способ достичь правовых последствий посредством выражения частной воли в пределах дозволенных правопорядком. Такое понимание сделки изложено в Мотивах ГГУ. Это понятие выражает компромисс между теорией частной воли и теорией закона. Первая из этих теорий говорит о том, что воля и волеизъявление определяют сделку, без них сделка невозможна. Вторая теория возражает, что воля и волеизъявление не имеют значения до тех пор, пока они не признаны правопорядком. Аналогичные споры отражены и в работах российских дореволюционных цивилистов.
Для понимания сделок необходимо учитывать еще один важный момент: сделки носят интеллектуальный характер. Мы можем договориться, что сделка есть, можем договориться, что сделки нет. Именно это отличает её от, например, фактических действий. Кроме того, необходимо отличать сделки от сделкоподобных действий. В отношении фактических действий нормы о сделках, в частности, о последствиях недействительности, в отношении сделкоподобных действий такие правила применяются лишь частично.
Содержание[убрать]
|
Основная статья: Недействительность сделки
Условия действительности сделки вытекают из её определения как правомерного юридического действия субъектов гражданского права, порождающего тот правовой результат, к которому они стремились. То есть чтобы обладать качеством действительности сделка в целом не должна противоречить закону.
Это требование выполняется при одновременном наличии следующих условий:
Невыполнение одного из перечисленных условий влечет недействительность сделки, если иное не предусмотрено законом.
Под содержанием сделки понимается совокупность всех составляющих сделку условий, порождающая определенный правовой результат. Законность содержания означает соответствие условий сделки требованиям законодательства. По своему содержанию сделки могут отличаться от установленных законом диспозитивных норм (признаются сделками по аналогии закона) либо вообще не быть ими предусмотрены (признаются сделками по аналогии права), но в любом случае они не должны противоречить основам правопорядка и нравственности и в целом — общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости.
Субъектами, уполномоченными
на совершение сделки, являются дееспособные физическ
Однако, способность
лица к совершению сделки нельзя сводить
лишь к вопросу его