Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:26, дипломная работа
основными целями настоящей работы является теоретическое раскрытие содержания института юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ:
1.Раскрыть понятие юридических лиц, систему (виды), отличие от физических лиц (граждан).
2.Рассмотреть классификацию юридических лиц.
3.Рассмотреть структуру возникновения, прекращения и реорганизации юридических лиц.
4.Рассмотреть элементы системы юридических лиц в гражданском праве РФ.
5.Провести сравнение отдельных видов юридических лиц.
Юридические лица определения, системы (виды), отличие от физических лиц (граждан).
Понятие юридических лиц и их отличие от физических лиц (граждан). Классификация (виды) юридических лиц
Органы юридических лиц. Филиалы и представительства
Возникновение (создание) юридических лиц
Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Элементы системы юридических лиц в гражданском праве РФ
Хозяйственные товарищества
Хозяйственные общества
Акционерные общества
Производственные кооперативы
Сравнительная характеристика отдельных видов юридических лиц
Проблемы юридических лиц рассматривающиеся в арбитражном суде
Перспективы развития системы юридических лиц, возможные изменения в законодательстве
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке, определенном законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе (для коммерческих организаций) фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Регистрация коммерческих организаций производится в настоящее время, как правило, муниципальными органами, а также специальными регистрационными палатами.
Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлен перечень документов необходимых (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала; Свидетельство об уплате государственной пошлины).
Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствия его учредительных документов закону влечет отказ о государственной регистрации. Отказ по другим мотивам, в том числе нецелесообразности создания юридического лица, не допускается.
Отказ, а также уклонение от регистрации обжалуется в арбитражном суде с учетом правил о подсудности споров.
Сведения о регистрации юридических лиц подлежат опубликованию. Данные государственного реестра юридических лиц должны быть открыты для всеобщего ознакомления с тем, чтобы любой участник имущественного оборота мог удостовериться в статусе своего реального или потенциального контрагента - юридического лица.
Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.
Реорганизация представляет собой способ прекращения юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации). Реорганизация юридических лиц осуществляется в таких формах, как:
Таблица 1.1
Виды реорганизации | Правопреемство, переход прав и обязанностей | В установленных законом случаях реорганизация проходит | ||
К кому | Документы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Преобразование организационно-правовой формы лица а -> A | К вновь
возник- шему юридичес- кому лицу |
Передаточ-
ный акт |
С согласием
управо-
моченных государ- ственных органов | |
Слияние нескольких лиц с образование нового лица А+В=С |
1 | 2 | 3 | 4 |
Присоединение
к
существующему лицу А+А=А2 |
К присоеди-ненномулицу |
||
Разделение на несколько новых лицА=В+С |
К вновь создавшемуся лицу |
Разделительный баланс |
По решению уполномоченных органов или суда. Если решение не выполняется, в установленный срок может быть назначен внешний управляющий |
Выделение новых лиц из оставшегосяА=>В |
По общему правилу, юридическое лицо реорганизуется добровольно, т.е. по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства.
Решением уполномоченного государственного органа определяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица, назначенный ими орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществляет ее в указанный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществлять реорганизацию.
Реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в случаях, установленных судом, возможны лишь с согласия уполномоченных государственных органов. При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц составляется передаточный акт, при разделении и выделении - разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются лицами, принявшими решение о реорганизации, и представляются, вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих или изменений в учредительных документах существующих юридических лиц.
Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации, а в форме присоединения - только с момента внесения в единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц являются не предоставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам.
Ликвидация - это способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Ликвидация так же как и реорганизация может быть в принудительном и добровольном порядке.
Добровольный порядок предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. Принудительный порядок ликвидации по решению суда применяется при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании недопустимыми нарушениями законодательства.
Решение о ликвидации выносится судом по иску государственного органа или уполномоченного органа местного самоуправления.
Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязаны незамедлительно известить об этом регистрирующие органы. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности.
Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. К комиссии с момента ее назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени она выступает в суде.
Процедура ликвидации установлена ст. 63 ГК РФ, состоящая из 5 этапов, на каждом из которых перед ликвидационной комиссией (ликвидатором) ставятся определенные задачи:
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Во вторую очередь производятся расчеты по выходным пособиям, оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, и выплате вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В пятую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются только после полного расчета с предыдущим.
Выплата денежных сумм кредиторам 1-4 очередей производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, с пятой - по истечению месяца с этой даты.
При недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов, должно быть передано его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственное право в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами
Утверждение ликвидационного баланса является основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование.
Несостоятельными могут быть признаны по решению суда коммерческие организации, за исключением казенных предприятий, потребительского кооператива, благотворительные и иные фонды. Те же организации могут совместно с кредиторами объявить о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Банкротство (несостоятельность) в ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным совершать указанные действия, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.
Информация о работе Система юридических лиц в рыночной экономие