Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Гражданскому процессу"
20. Понятие, условия и правовые последствия признания граждан безвестно отс-щими и объявления умершими. Признание безвестно отс-щим может последовать лишь при наличии юрид.состава, слагающегося из таких фактов, как: отсутствие лица в месте его постоянного жит-ва в течение 1 г.; отсутствие в течение этого срока сведений о месте его нахождения; невозможность установить место нахождения отс-щего. Правовые последствия признания лица безвестно отс-щим: на основании решения суда орган опеки и попеч-ва передает имущество безвестно отс-щего гражданина в доверительное управление опр-ному этим органом лицу; из имущ-ва выдается содержание лицам, которых безвестно отс-щий должен был содержать; по заявлению супруга безвестно отс-щего производится расторжение брака; прекращаются выданные безвестно отс-щим доверенности. В случае явки или обнаружения места пребывания гражд-на, признанного безвестно отс-щим, суд отменяет решение о признании его безвестно отс-щим. На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого гражданина. Если по истечении 3 л. со дня назначения доверительного управляющего решение о признании гражданина безвестно отс-щим не было отменено и не было обращения в суд об объявлении гражданина умершим, орган опеки и попеч-ва обязан обратиться в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим. Объявление гражданина умершим может последовать лишь при наличии юрид.состава, слагающегося из таких фактов, как: 1) отсутствие лица в месте его постоянного жит-ва в течение 3 л. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от опр-ного несчастного случая, такой срок сокращается до 6 мес. Если гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, он м/б объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 л. со времени окончания военных действий; 2) отсутствие в названные в п. 1 сроки сведений о месте его нахождения; 3) невозможность в течение этих сроков установить место нахождения отс-щего. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу суд.решения либо день его предполагаемой гибели от опр-ного несчастного случая. Закон связывает с объявлением гражданина умершим такие же последствия, которые наступают при смерти гражданина: наследники призываются к наследованию имущ-ва; прекращается брак с лицом, объявленным умершим; иждивенцы приобретают право на получение пенсий и пособий. В случае явки лица, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении лица умершим. Гражданин вправе потребовать и возврата своего имущ-ва, которое безвозмездно перешло к другим лицам после объявления отс-щего умершим. Это правило не распространяется на деньги и ценные бумаги, которые не м/б истребованы у так называемых «добросовестных приобретателей». Если же имущ-во перешло по возмездным сделкам, эти лица обязаны возвратить имущ-во лишь в случае, если будет доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин факт-ки жив. Если же имущество перешло к государству (выморочное наследство), оно возвращается во всех случаях либо возвращается его стоимость (если возврат имущества в натуре невозможен).
21. Понятие и признаки юрид.лица. Юрид.лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущ-во, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юрид.лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Выделяют след. признаки юрид. лица: организационное единство, имущ-ная обособленность, способность самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имущ-вом, самостоятельное выступление в гражд.обороте и в любом суде от своего имени. Организационное единство означает, что юридическое лицо обладает определенной устойчивой структурой, системой органов управления, имеет соответствую соподчиненность. В соответствии с нормами законодательства учредительные документы практически всех юридических лиц должны содержать положения о структуре органов управления, их компетенции и.д. Имущ-ная обособленность означает, что юридическое лицо обладает имуществом, отделенным от имущ-ва других лиц. При этом не имеет значения вид имущества, а также то, на основании какого из вещных прав (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) юридическое лицо обладает имуществом. Самост-ная имущ-ная отв-ть означает, что юридическое лицо несет самостоятельную гражд.-правовую ответственность по своим обязательствам своим имуществом. Учредители (участники) или собственники юридического лица, как правило, не несут ответственности по обязательствам юридического лица, также как и наоборот. Вместе с тем в ряде случаев из этого правила имеются исключения. В частности, могут нести субсидиарную (дополнительную) отв-ть: учредители (участники) общ-во с доп-ной отв-тью по обязательствам общ-ва, в пределах, определяемых его учредительными док-тами, но не менее чем в сумме, эквивалентной 1200 евро; участники полного товарищества и полные товарищи коммандитного товарищества по обязательствам товарищества всем своим имуществом; члены производственного кооператива, в том числе сельскохозяйственного производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в его уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Кроме того, содержит положения о том, что если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица м/б возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Самостоятельное выступление в гражданском обороте – внешнее выражение самостоятельности юридического лица. Оно означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в любом суде.
22. Правоспособность юрид.лица. Органы юрид.лица. Под правосубъектностью юрид.лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности. Правоспособность юрид.лица - это его способность иметь гражд.права и принимать обязанности. Правоспособность возникает у юрид.лица в момент его создания, в то время юрид.лицо считается созданным с момента его гос.регистрации. В науке ГП различают общую (универсальную) и спец-ную правоспособность. Под общей правоспособностью понимается возможность субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осущ-ния любых видов деят-ти. Такая правоспособность характерна для граждан. Спец-ная предполагает наличие лишь таких прав и обязанностей, которые соотв-т целям его деят-ти и прямо зафиксированы в его учред-ных док-тах. Согласно ГК, юрид.лицо может иметь гражд.права, соотв-щие целям деят-ти, предусмотренным в его учредительных док-тах, а также предмету деят-ти, если он указан в учредительных док-тах, и нести связанные с этой деят-тью обязанности. Отдельными видами деят-ти, перечень которых опред-ся законодательством, юрид.лицо может заниматься только на основании спец.разрешения. В учредительных документах юрид.лица д/б предусмотрены виды деят-ти, которые будут осущ-ся коммерч.организацией. Виды деят-ти указываются в соответствии с Общегос-ным классификатором видов эконом. деят-ти, перечнем видов деят-ти, на осуществление которых требуется спец.разрешение. Т. обр., можно сделать вывод о том, что законодательство предусматривает правило специальной правоспособности для всех юрид.лиц. Естественно, государство заинтересовано в осуществлении предприятием именно определенных видов деятельности. Вместе с тем негосударственные коммерческие организации (имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли) должны иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осущ-ния любых видов деят-ти, не запрещенных законодательством. Это правило продиктовано особенностями рыночного механизма регулирования экономических отношений.
23. Местонахождение юрид.лиц. Место нахождения юридического лица имеет существенное значение при решении многих вопросов гражданского и гражданского процессуального права. Новый ГК вопрос о месте нахождения юридического лица решил иначе, чем ГК 1964 г. Местом нахождения юридического лица теперь является не место нахождения его постоянно действующего органа, а место его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 50 ГК). Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 50 ГК). Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой организации. Таким документом, к примеру, может быть проект договора аренды.
Место нахождения юрид.лица определяется местом его гос.регистрации, если в соответствии с законод-ми актами в учредительных док-тах юрид.лица не установлено иное. Место нахождения юрид.лица (так же, как и его наименование) указывается в его учредительных док-тах. Представительством явл-ся обособленное подразделение юрид.лица, расположенное вне места его нахождения, осущ-щее защиту и представительство интересов юрид.лица, совершающее от его имени сделки и иные юрид.действия. Филиалом явл-ся обособленное подразделение юрид.лица, расположенное вне места его нахождения и осущ-щее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства. Представительства и филиалы не явл-ся юрид.лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юрид.лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы д/б указаны в уставе создавшего их юрид.лица. Имущество представительства и филиала юрид.лица учитывается отдельно на балансе создавшего их юрид.лица. Руководители представительств и филиалов назначаются юрид.лицом и действуют на основании его доверенности. Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории РБ, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законод-ву функции. Представительство иностранной организации имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую.
24. 24. Образование юрид.лиц, их учредит.док-ты. Выделяют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный. Согласно распорядительному порядку, юридические лица создаются по распоряжению (указу, постановлению, приказу) собственника либо уполномоченного им органа. В частности, в таком порядке создаются государственные унитарные предприятия. Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе учредителей с согласия соответствующего государственного либо иного органа. В частности, такой порядок создания предусмотрен для предприятий с иностранными инвестициями. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии согласия соответствующего облисполкома, а также местных исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией на размещение предприятия на подведомственной территории. Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законодательством. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации. Юрид.лицо действует на основании устава (акц-ные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, многие некоммерческие юридические лица), либо учредительного договора и устава (ООО, ОДО), либо только учредительного договора (полные и коммандитные товарищества). Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями. В учредительных документах должны содержаться следующие сведения: наименование юрид.лица; место его нахождения; цели деятельности; порядок управления деятельностью юридического лица; виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией; сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах) и др.
25.Способы прекращения
юрид. лиц Реорганизация, её формы. Г
26. Ликвидация юрид. лиц. Ликвидация м/б добровольной и принудительной. В соответствии с Положением о гос.регистрации и ликвидации (прекращении деят-ти) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом 1999 г., коммерческая организация м/б ликвидирована по решению: собственников имущества (учредителей, участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными док-ми; хозяйственного суда; регистрирующего органа в случаях: нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законод-вом; неосуществления предпринимательской деятельности в течение шести месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законод-вом; препятствования собственника имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами; систематического грубого нарушения законодательства о труде. Порядок ликвидации юридических лиц состоит из следующих стадий: выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса; продажа имущества ликвидируемого юридического лица; выплата денежных сумм кредиторам в порядке очередности (требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; выплата выходных пособий, оплата труда, выплата вознаграждений; обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды; по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; всех остальных кредиторов). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юрид.лиц и ИП.