Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:21, шпаргалка
Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве.
Гражданское законодательство имеет частно - публичную направленность. Если же следовать прежним установкам, проявившимся при разработке нового гражданского законодательства, а именно - что оно является только частным правом, в котором не может быть ничего публичного, нашему обществу и дальше будут угрожать социальные потрясения. Забвение публичных интересов в угоду частным уже явилось причиной нежелательных эксцессов в обществе.
В период разработки ГК РФ многими учеными высказывалось суждение о необходимости отказа от включения в Кодекс норм, направленных на учет интересов государства и всего общества, т.е. публичных интересов. Обосновывалось это тем, что гражданское право - это исключительно частное право.
В настоящее время новое гражданское законодательство в основном сформировано и есть возможность проанализировать, насколько оно является частно - правовым.
В качестве аргументов, доказывающих частно - правовую природу гражданского законодательства, обычно приводят следующие: неприкосновенность собственности, свобода договора, возможность беспрепятственного осуществления гражданских прав и т.д. Однако анализ соответствующих норм показывает, что все эти положения далеко не категорично свидетельствуют о частно - правовой природе гражданского права. В ст. 421 ГК закреплен принцип свободы договора. В то же время в Кодексе есть множество изъятий из данного принципа, когда о свободе договора можно говорить весьма условно (или даже об отсутствии такой свободы).
Содержание
ст. 445 ГК ("Заключение договора в
обязательном порядке") убедительно
подтверждает, что гражданское
Суждения
о беспрепятственном
Для
выполнения социальных программ используется
известная часть
Особая значимость для общества некоторых объектов гражданских правоотношений предопределила необходимость установления особых правил регулирования отношений. Это касается земли, природных ресурсов, оружия, ядов, наркотических средств, валюты и т.д.
Еще одной причиной публицизации гражданского права является потребность общества в обеспечении защиты интересов экономически слабой стороны. Здесь можно особо отметить нормы, регулирующие отношения с участием граждан - потребителей. Наконец, необходимость развития нормальных рыночных отношений обусловила ограничение деятельности монополий, пресечение недобросовестной конкуренции. Таким образом, гражданское законодательство не может не включать норм, направленных на учет и обеспечение публичных интересов. Поэтому говорить только о частном характере гражданского права представляется ошибочным.
Гражданское законодательство имеет частно - публичную направленность. Если же следовать прежним установкам, проявившимся при разработке нового гражданского законодательства, а именно - что оно является только частным правом, в котором не может быть ничего публичного, нашему обществу и дальше будут угрожать социальные потрясения. Забвение публичных интересов в угоду частным уже явилось причиной нежелательных эксцессов в обществе.
В то же время признание наряду с частным также и публичного характера гражданского законодательства будет ориентировать на вдумчивое отношение как к разработке нормативных актов, так и к их применению. В этом случае усилия будут направлены на достижение баланса интересов - частного и публичного. Это поможет предупредить эксцессы в обществе, а также позволит более адекватно регулировать имущественные отношения, обеспечит возможность усиления роли государства в экономике страны.
Переориентирование
во взглядах на роль гражданского права,
признание за ним функции не только частного,
но и публичного регулятора общественных
отношений позволит обеспечить более
эффективное влияние государства на экономические
процессы.
2.
Концепция развития
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации".
Предлагаемые
в Концепции развития гражданского
законодательства Российской Федерации
изменения и дополнения раздела
III ГК РФ "Общая часть
Гражданский кодекс России
К настоящему времени назрела необходимость внесения в ГК двух принципиальных изменений системного характера.
В
круг отношений, регулируемых гражданским
законодательством и
В не меньшей степени необходимо создание в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права, имеющих своей основой право собственности и объединенных развернутой системой общих норм вещного права. Несмотря на то, что в условиях демократического общества, развитого рынка и правового государства эти институты должны составлять основу и ядро стабильности гражданского права, в действующем законодательстве многие из них отсутствуют, а другие лишь намечены "пунктирно" с серьезными при этом искажениями. В отличие от большинства развитых западных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы. Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства.
В Концепции предлагается несколько по-иному взглянуть на соотношение частных и публичных элементов в гражданском праве. Поиск баланса между указанными элементами характерен для всей истории развития гражданского права. Концепция предлагает свое видение этого баланса, основанное на достижениях европейской доктрины частного права и учитывающее отечественные реалии, которые отражаются в судебной практике.
В ряде случаев предлагается отказаться от публичных элементов регулирования в пользу частноправовых подходов. Таковы предложения об отказе от санкции конфискационного характера, содержащейся в статье 179 ГК, и об ограничении сферы применения аналогичной санкции для противонравственных сделок (статья 169 ГК). Сюда же относятся правила, допускающие соглашения участников хозяйственных обществ. На это направлено и ограничение круга ничтожных сделок, смещение акцента на оспоримость сделок, когда лишение их юридической силы зависит от частной воли участников правоотношения.
В особое направление
Ряд
таких положений Концепции
В особое направление
предлагаемого Концепцией развития
гражданского законодательства можно
выделить те ее положения, непосредственной
целью которых является обеспечение стабильности
гражданско-правового регулирования и
устойчивости гражданского оборота.
3.
Понятие гражданского права,
1. Термин «гражданское право» употребляется в научной и учебной литературе, а также в юридической практике в нескольких значениях:
1. субъективное право особого рода,
2. отрасль национального права
3. система законодательства
4. часть науки о праве
5. учебная дисциплина.
Гражданское право, как право, принадлежащее субъекту гражданских отношений, это основная на нормах естественного и позитивного права возможность его определенного поведения, защита которого гарантированна государством.
Характерными чертами гражданского права в таком понимании является то, что оно: принадлежит лицу, являющемуся участником гражданских отношений; может быть основано как на положениях законодательства, так и на договоре сторон, на обычаях, на нормах морали и т.п.; независимо от оснований возникновения обеспечивается юридической защитой при помощи публично-правовых средств (судом, нотариусом, органами государственной власти).
В значении отрасли национального права гражданское право может быть определено как совокупность концепций, идей и правовых норм, которые на принципах диспозитивности, юридического равенства и инициативы сторон устанавливают статус частного лица и обеспечивают защиту его интересов.
Характерными чертами гражданского права, как отрасли национального права, является то, что оно: есть проявление частного права на национальном уровне;
Представляет собой совокупность концепций, правовых идей, принципов, отраженных в актах законодательства и др. нормах.
Служит целям обеспечения гражданского права, как отрасли национального права, являются его предмет, метод, принципы правового регулирования, а также функции, которые оно выполняет.