Шпаргалка по "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:51, шпаргалка

Описание работы

Гражданское право 35 вопросов

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки ПРАВО.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

  3) приобретение лицом (группой лиц)  прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 18 Закона). 

  24.  Техническое регулирование,  регулирование единства  измерений и обращения  с отходами.

  Действующее законодательство РФ содержит специальные  нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Для примера можно привести Федеральные законы «Об электроэнергетике», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», «О лекарственных средствах», «О карантине растений», «О ветеринарии» и др.

  Межгосударственные  нормативные акты и межгосударственные стандарты в рассматриваемой  области принимаются на заседаниях Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, образованного в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, участником которого является РФ.

  Основополагающая  роль в специальном регулировании  отводится Федеральному закону «О техническом  регулировании». Этот акт регулирует отношения, возникающие:

  - при разработке, принятии, применении  и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  - при разработке, принятии, применении  и исполнении на добровольной  основе требований к продукции,  процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  - при оценке соответствия.

  Законодательство  в данной сфере состоит и из иных принимаемых в соответствии с Законов о техническом регулировании  федеральных законов, иных нормативных  правовых актов РФ. Акты федеральных  органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер. Исключения сделаны лишь для технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну. Правовое техническое регулирование в указанных случаях может осуществляться федеральными органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона о техническом регулировании.

  Техническое регулирование — правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления, применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

  Для контроля за соблюдением требований, предъявляемых к качеству, важно  обеспечить единство измерений различных параметров продукции, работ или услуг.

  Единство  измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин  и погрешности измерений не выходят  за узаконенные границы с заданной вероятностью (ст. 1 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»).

  Защитить  права и законные интересы предпринимателей и потребителей, экономики в целом  от отрицательных последствий недостоверных  результатов измерений призван  Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».

  Обеспечение единства измерений в Российской Федерации достигается следующими способами. Во-первых, к применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории РФ устанавливает Правительство РФ. Во-вторых, в качестве исходных для воспроизведения и хранения единиц величин в целях передачи их размеров всем средствам измерений данных величин используют государственные эталоны, признанные решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходных на территории Российской Федерации.

  Деятельностью, направленной на обеспечение единства величин, занимается метрологическая служба. Государственная метрологическая служба включает, помимо других структур, государственные научные метрологические центры, которые несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов величин. Метрологические службы могут создаваться в органах управления и организациях, если это необходимо для обеспечения требуемой точности измерений.

  Метрологические службы юридических лиц подлежат аккредитации на право проверки средств  измерений.

  В целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор, в соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ.

  Правовые  основы обращения с отходами производства и потребления закреплены Федеральным  законом «Об отходах производства и потребления». Целями регулирования отношений, возникающих при обращении с отходами, являются предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

  Отходы  производства — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или  продуктов, которые образовались в  процессе производства, а также товары, утратившие свои потребительские свойства (Ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). 

  25.  Обеспечение безопасности  при осуществлении  предпринимательской  деятельности.

  Нормальное  функционирование и развитие сферы  предпринимательства в экономике  любой страны требует наличия  определенных условий, обеспечивающих эти процессы. Одним из важнейших условий выступает безопасность предпринимательства.

  Понятие безопасности вообще вводится в Законе РФ “О безопасности” – это “состояние защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз”.  

  От  безопасности вообще отличается понятие  безопасности предпринимательской  деятельности. Под безопасностью  предпринимательской деятельности следует понимать состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности на всех стадиях его функционирования от внешних и внутренних угроз, имеющих негативные, прежде всего экономические, а также организационные, правовые и иные последствия.

  Система безопасности предприятия может  включать в себя ряд подсистем:

  • экономическая безопасность;
  • техногенная безопасность;
  • экологическая безопасность;
  • информационная безопасность;
  • психологическая безопасность;
  • физическая безопасность;
  • научно-техническая безопасность;
  • пожарная безопасность.

  Безопасность  предпринимательства может оцениваться  с помощью различных критериев, то есть признаков, на основании которых делается оценка.

  Во-первых, ее можно оценить с организационной  стороны. В этом случае предполагается сохранение как самой фирмы, так  и ее организационной целостности, нормальное функционирование основных подразделений (отделов, служб и т.п.). Основные подразделения фирмы (например, отдел снабжения, производственный отдел, финансовый отдел или бухгалтерия, служба маркетинга) выполняют все свои функции для достижения основной цели фирмы.

  Во-вторых, это оценка с правовой стороны. Имеется в виду постоянное обеспечение соответствия деятельности фирмы действующему законодательству, что выражается в отсутствии претензий со стороны правоохранительных органов (или контрагентов) к фирме. Кроме того, отсутствуют потери от сделок с внешними партнерами вследствие нарушения последними законодательства (умышленно либо неумышленно). Это обеспечивается юридической экспертизой всех осуществляемых операций и сделок, заключаемых договоров.

  В-третьих, с информационной стороны. Безопасность может быть оценена как сохранение состояния защищенности внутренней конфиденциальной информации от утечки или разглашения в различных формах.

  В-четвертых, с экономической стороны. Это  проявляется в стабильных или  имеющих тенденцию к росту  основных финансово-экономических показателях деятельности фирмы (таких как собственный капитал, объем годового оборота, прибыль, рентабельность). В них отражаются общие результаты обеспечения безопасности с организационной, правовой, информационной и собственно экономической сторон. Сюда могут входить такие показатели, как отсутствие штрафов, санкций со стороны государственных органов за нарушение законодательства (например, налогового, антимонопольного), отсутствие потерь от сделок с недобросовестными контрагентами.

  Таким образом, в наиболее общем виде о безопасности фирмы свидетельствуют сохранение ее как целостного структурного образования и юридического лица и устойчивые (либо растущие) значения основных финансово-экономических показателей. Применительно же к конкретной стороне деятельности фирмы, могут использоваться специфические показатели ее безопасности.

  Однако  в процессе хозяйствования субъекты предпринимательской деятельности могут испытывать воздействия различных  физических и юридических лиц, которые  несут негативные последствия, прежде всего для экономического состояния фирмы. В этом случае возникает понятие угрозы безопасности предпринимательства. Причем наиболее важное значение для субъекта предпринимательской деятельности приобретают угрозы экономической безопасности, поскольку все потери (организационные, информационные, материальные, имиджа фирмы) в конечном счете выражаются именно в экономических потерях, то есть потерях финансовых средств (и все прочие угрозы в основе имеют, как правило, экономические мотивы).  

  26.  Локальные нормативные  акты работодателя  как средство обеспечения  правовой безопасности

  Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, принимают локальные  нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

    В случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

  Коллективным  договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных  нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

    Нормы локальных нормативных  актов, ухудшающие положение работников  по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

  Некоторые локальные нормативные акты работодатель должен принимать, учитывая мнение представительного органа работников, что предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Примерами таких актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 190 ТК РФ), графики отпусков (статья 123 ТК РФ). Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть дополнен коллективным договором, отраслевыми и иными соглашениями.

  Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников, то он является недействительным. Недействителен и локальный нормативный акт, принятый без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Если представительный орган работников отсутствует в организации, то в этом случае работодатель посредством коллективного (с участием работников) и индивидуального договоров (с участием представителя работников) устанавливает и согласовывает условия труда. Если локальный нормативный акт недействителен, то применяются законы или иные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статья 8 ТК РФ).

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданское право"