Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности сервитута в Российском законодательстве.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- описывается история развития сервитута;
- показывается понятие, порядок установления и государственная регистрация сервитута;
- рассматривается частный сервитут (основания возникновения и прекращения);
1. Сервитут в Российском гражданском праве 4
1.1. История развития сервитута 5
1.2 Понятие сервитута (сервитут, как обязательство, норма обязательственного права) 12
1.3 Порядок установления и государственная регистрация сервитута 13
2. Частный сервитут
2.1 Частный сервитут (основания возникновения) 15
2.3 Частный сервитут (основания прекращения) 17
3. Публичный сервитут
3.1 Публичный сервитут (основания установления) 18
3.2 Публичный сервитут(основания прекращения) 19
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Департамент образования города Москвы
ГОУ СПО Колледж по подготовке социальных работников № 16
Учебная дисциплина – гражданское право
Сервитут в Российском Гражданском праве
(курсовая работа)
Выполнил:
студент 2 курса группы П-101
Ромашкова Яна Александровна
Научный руководитель:
преподаватель Манина А.А
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сервитут в Российском гражданском праве
1.1. История развития сервитута
1.2 Понятие сервитута (сервитут, как обязательство, норма обязательственного права) 12
1.3 Порядок установления и государственная регистрация сервитута
2. Частный сервитут
2.1 Частный сервитут (основания возникновения)
2.3 Частный сервитут (основания прекращения)
3. Публичный сервитут
3.1 Публичный сервитут (основания установления)
3.2 Публичный сервитут(основания прекращения)
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема данной курсовой работы – «Сервитут в Российском гражданском праве» – актуальна в силу того, что, во-первых, среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, во-вторых, действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах., в-третьих, современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).
До рассмотрения публичного и частного сервитута в своей работе в отдельности хотелось бы выделить общие нормы действующего законодательства, которые распространяются как на публичные, так и на частные сервитуты.
Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения. На публичный и частный сервитут распространяются положения п. 1 ст. 275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок, обремененного сервитутом, к другому лицу. Согласно п. 2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Целью данной работы является исследование сущности сервитута в Российском законодательстве.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- описывается история развития сервитута;
- показывается понятие, порядок установления и государственная регистрация сервитута;
- рассматривается частный сервитут (основания возникновения и прекращения);
- описывается публичный сервитут (основания установления и прекращения публичного сервитута).
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере установления, государственной регистрации и прекращении сервитута.
Предмет исследования – сервитут в Российском законодательстве.
Новизна исследования – характеризуется тем, что в работе достаточно подробно описан исторический экскурс,что позволит разобраться в сущности сервитута по Российскому законодательству.
1. Сервитут в Российском гражданском праве
Сервитуты: понятие и виды
Потребность в обслуживании одного земельного надела другим возникала довольно часто. Например, земельный надел, обладающий всеми необходимыми качествами, удобствами и преимуществами, после смерти собственника перешел по наследству к двум его сыновьям. Он был разделен между ними таким образом, что один из них — Клавдий вынужден был добираться до своего надела только через участок брата Тиция. Братья находились в добрых отношениях между собой, поэтому проблем с дорогой не возникало. Но так могло продолжаться до первой ссоры между ними, после чего Тиций мог запретить Клавдию проезд через свой надел. Предвидя такой оборот, их отец перед смертью установил в завещании сервитут в пользу Клавдия на право проезда через земельный надел Тиция. Теперь уже право проезда Клавдия к своему участку не зависело от произвола Тиция, напротив, последний вынужден был терпеть ущемление своих интересов, ограничение права собственности при всех обстоятельствах. Земельный надел Тиция обслуживал участок Клавдия предоставлением проезда. Земельный надел Клавдия стали называть господствующим, поскольку его обслуживали, а земельный надел Тиция — обслуживающим, так как он предоставлял проезд. Отсюда и название сервитута, поскольку один земельный участок обслуживал другой предоставлением выгод, которых не имел последний. Сервитутные отношения возникали, как правило, между соседними земельными наделами, поэтому сервитутное право часто называли соседским.
Сервитут — это вещное право пользования чужой вещью в одном или нескольких, отношениях. По содержанию сервитутное право было весьма ограниченным.Сервитуты устанавливались, как правило, на право пользования чужой землей (или иной вещью) лишь в каком-то одном отношении (право проезда, провоза грузов, прохода пешком, прогона скота, право взять 20 ведер воды, напоить 20 голов скота и т. д.), а именно в том, недостаток которого испытывает господствующий земельный надел (например, недостаток или отсутствие воды, пастбища, дороги, иных необходимых в сельскохозяйственном производстве выгод).
.
1.1 История развития сервитута (Российское законодательство до 17 гг., после 17 гг. Советское законодательство)
Дореволюционные земельные правоотношения
Само слово «сервитут» было введено в общерусское законодательство только в ХVIII веке Положением о нотариальной части (ст. 159) и определялось как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям». Сервитуты подразделились на личные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и предиальные, принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости. Перечень сервитутов был установлен в Своде законов гражданских предиальных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4 тома 9 Свода законов Российской империи.
Крестьянская реформа 1861 г. Дореволюционный земельный строй во многом определялся теми чертами, которые были приданы ему крестьянской реформой 1861 г. и последующими законодательными актами, принятыми в ее развитие. Основополагающим актом послужил Манифест об отмене крепостного права, принятый 19 февраля 1861 г.
Главной формой крестьянского землепользования служило надельное землевладение. Это касалось как бывших помещичьих, так и бывших казенных крестьян. Надельное владение служило своеобразным видом крестьянского сословного землевладения. Оно существовало в двух исторически сложившихся основных формах — общинной (на большей части территории России) и подворной (преимущественно на западе страны).
Разница между общинной и подворной формами землевладения состояла в том, что при подворном землевладении расположение и размеры участков отдельных дворов в полевых наделах оставались неизменными. Община же была своеобразным инструментом поземельного уравнивания своих членов. Это достигалось периодическими общими переделами и в промежутках между ними — частными переделами, отдельными «скидками» и «накидками». Уравнивание производилось в зависимости от изменения семейного состава дворов, на основании тех или других так называемых разверсточных единиц, принятых в данной общине, по ее усмотрению (например по количеству едоков в крестьянской семье, по рабочей силе и т. п.). Стремясь ограничить отрицательное влияние переделов на культуру земледелия, закон разрешал производить переделы в каждой общине не чаще, чем один раз в 12 лет.
Община, будучи господствующей в России формой крестьянского землевладения, являлась, с одной стороны, земельным обществом, с другой сельским обществом. Земельное общество выполняло функции земельного (прежде всего в части переделов земли) управления. Сельское же общество выступало местным органом общественного самоуправления с более широкими, чем земельное общество, функциями. Земельное общество, как объединение землепользователей, и сельское общество, как административная единица, не были обычно обособлены друг от друга в организационной структуре. Это еще более закрепляло сословный характер крестьянского землевладения. Члены общины были связаны круговой порукой в отношении выкупных платежей за землю, налогов, натуральных повинностей. В некоторых случаях (при стихийных бедствиях и др.) община организовывала взаимопомощь между своими членами. На нее возлагался ряд полицейских функций. Крестьянин мог выйти из общины лишь при условии отказа от земли, уплаты всех недоимок, податей, половины падающей на него выкупной суммы и поручительства общества за уплату остальной части. Выдел из общины с землей требовал ее согласия и практически был недоступен для отдельных хозяев.
Недостатки общинного землевладения не были секретом ни для специалистов, ни для правительства. Против таких земельных порядков в начале XX в. резко выступали многие прогрессивные деятели России. Но к преобразованию общинного землевладения приступили только после революции 1905 г. Они вошли в историю как столыпинская реформа. К тому времени выкупные платежи были отменены.
Столыпинская реформа. Основными нормативными актами столыпинской аграрной реформы были Указ «О новом льготном порядке выдела из общины» от 9 ноября 1906 г. и Закон Государственной Думы от 14 июня 1910 г. В этих актах были определены принципиальные положения земельных преобразований в стране. Для земельных обществ, в которых продолжительное время не было общих переделов, общинный порядок землевладения считался ликвидированным. Эти общества переходили к подворному порядку землевладения. Отдельные домохозяева рассматривались как частные собственники полос и участков.
Во всех обществах с общинным порядком землевладения каждому домохозяину предоставлялось право в любое время, а не только при общих переделах, требовать закрепления находящихся в его пользовании участков надельной земли в свою частную собственность. В случае несогласия общества закрепление участков земли проводилось путем нового землеустройства земским начальником — высшим административным лицом в уезде. Домохозяин получал право закрепить в свою частную собственность находящиеся в пользовании двора участки надельного землевладения даже в том случае, если в совокупности их размеры превышали норму, причитающуюся на долю двора в данном обществе на момент выдела.
Домохозяину предоставлялось также право требовать взамен закрепленных за ним чересполосных участков выделения ему «отруба», т.е. сведения всех отдельных участков к одному месту («отруб») и перенесения туда же усадьбы («хутор»), что должно было обеспечить создание независимых от общинных порядков самостоятельных крестьянских хозяйств.
Широко практиковалось в системе столыпинских землеустроительных мероприятий переселение крестьян из густо населенных губерний Центральной России на казенные земли, а на переселенческих участках опять-таки создавались отрубные и хуторские хозяйства. С помощью переселения решалась также задача отвлечь внимание крестьян от принудительного отчуждения соседних с ними помещичьих земель.
Столыпинская аграрная реформа наиболее полно проводилась до начала 1914 г., т.е. до мировой войны. За эти годы правом выйти из общины воспользовалось примерно 10— 15 % крестьянских хозяйств. Нельзя сказать, что крестьянское население не понимало выгод, связанных с частной собственностью на землю. Но в деревне была значительная прослойка бедняков, для которых владение землей на праве собственности само по себе еще не давало возможности встать на ноги.