Сервитут. Понятия и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Крайне привлекательным и, безусловно, исключительным по своим осо­бенностям и значению предметом юридического изучения является рим­ское право. Истоки его восходят к давно минувшим временам античности, представляя собой уникальную часть исчезнувшей цивилизации, даже при­нимая во внимание многовековую повторную жизнь римского права в науке и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения и Нового времени. В современной юридической системе, римское право не имеет непосредственно действительного, практического значения.

Работа содержит 1 файл

Сервитуты понятия и виды(2)1.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Плату целесообразно устанавливать в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть установлена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком. При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Росземкадастр разработал методические рекомендации*(3) по оценке соразмерной платы за сервитут, в соответствии с которыми выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Соразмерность платы за сервитут убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения: размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее - реального ущерба); размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее - упущенной выгоды);

размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Соразмерная плата за сервитут как при ее единовременной выплате, так и при ее периодических выплатах должна быть эквивалентна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в течение всего срока, на который сервитут установлен, с учетом текущей неравноценности таких убытков, причиненных в разное время в течение этого срока.

Размер реального ущерба, который причинен собственникам незастроенных земельных участков или иного объекта недвижимости в результате установления сервитута, определяется в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости без учета ограничений прав собственника в результате установления сервитута и рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости с учетом ограничений прав собственника в результате установления сервитута. Рыночная стоимость иного объекта недвижимости определяется на основании отчета об оценке объекта недвижимости, выполненного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Под упущенной выгодой собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, понимается неполученный доход, который собственник земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены. Расчет размера упущенной выгоды осуществляется путем дисконтирования будущих неполученных за период восстановления нарушенного производства доходов, которые собственник земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены.

Доходом собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор вправе требовать от органов, установивших сервитут, изъятия у него данного земельного участка. Другими словами, в этом случае должно быть произведено изъятие земельного участка для государственных, муниципальных нужд.

Для собственника изъятие участка осуществляется в форме выкупа. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, установившие публичный сервитут, обязаны возместить собственнику, землепользователю, землевладельцу или арендатору все причиненные в результате изъятия участка убытки. Вместо изымаемого участка названные органы могут предоставить указанным лицам по их желанию равноценный земельный участок с возмещением убытков.

Выкуп земельного участка у собственника, возмещение убытков собственнику, землепользователю, землевладельцу и арендатору изымаемого земельного участка в связи с установлением публичного сервитута осуществляются за счет соответствующих бюджетов.

Фиксация сведений о наличии сервитутов на земельном участке имеет существенное значение для осуществления собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами своих прав, защиты их законных интересов. Эти сведения важны и в случае совершения гражданско-правовых сделок с землей, поскольку сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу. Причем это правило имеет силу, даже если в договоре о переходе участка на этот счет ничего не говорится. Проведение государственной регистрации сервитута дает возможность приобретателю узнать о его наличии.

В соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация сервитута проводится на основании заявления собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Для регистрации частного сервитута в государственный регистрирующий орган может быть представлено либо соглашение между лицами, владеющими соседними земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута. Регистрация публичного сервитута осуществляется на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок.

Если регистрация сервитута была произведена не по заявлению правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута. В установленный законом срок государственный орган, осуществивший регистрацию сервитута, обязан уведомить об этом правообладателя. Регистрация сервитутов возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок в Едином государственном реестре прав.

В документах об установлении сервитутов должны быть указаны его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого установлен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он установлен (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) обоих соседних участков ("господствующего" и "подчиненного").

Прекращение сервитута также подлежит государственной регистрации. Об этом вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав.

Согласно ст. 48 ЗК РФ частный сервитут прекращается по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством: по требованию собственника земельного участка ввиду отпадения оснований, по которым он установлен; при невозможности использовать земельный участок в соответствии с его назначением.

Публичный сервитут прекращается путем принятия нормативного акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен. Прекращение публичного земельного сервитута подлежит государственной регистрации.

По решению суда прекращение публичного сервитута возможно по общим основаниям прекращения действия нормативных актов, т.е. в случаях признания нормативного акта об установлении сервитута недействительным либо неприменении судом акта об установлении сервитута как не соответствующего закону. Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 



[1] Омельченко О.А. Римское право: Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: ТОН - Остожье, 2000. - с. 8

[2] МГИУ - Московский государственный индустриальный университет 

[3] Цельз (Авл Корнелий Celsus) - римский ученый эпохи Тиберия, скончавшийся в конце правления Нерона. 

[4] Дигест -  современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана»

[5] Далее – Закон о регистрации


Информация о работе Сервитут. Понятия и виды