Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Крайне привлекательным и, безусловно, исключительным по своим особенностям и значению предметом юридического изучения является римское право. Истоки его восходят к давно минувшим временам античности, представляя собой уникальную часть исчезнувшей цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную жизнь римского права в науке и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения и Нового времени. В современной юридической системе, римское право не имеет непосредственно действительного, практического значения.
1. Наличие двух недвижимых вещей, принадлежащих разным лицам на праве собственности (пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования).
2. Наличие общей границы между недвижимостями.
3. Более выгодное положение одного участка по отношению к другому, вследствие чего служащий участок может удовлетворять потребности соседа (в обеспечении водоснабжения, прохода или проезда, опоры для здания и др.).
Основная масса норм о сервитутах содержится в Гражданском кодексе РФ (статьи 216, 274-277, 553, 613 и 694) и Земельном кодексе (статья 23 и др.). Отдельные нормы содержатся в природоресурсном законодательстве (Водный кодекс, Лесной кодекс и др.), а также в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[5]. Поскольку речь идет о правах на недвижимость (прежде всего на земельные участки, но Гражданский кодекс признает возможность обременения сервитутами зданий, сооружений и др. недвижимости – ст. 277), следовательно, как и любые другие права на недвижимость, сервитуты подлежат государственной регистрации и считаются установленными с момента такой регистрации (статья 27 Закона о регистрации).
Далее рассмотрим поэтапно процесс установления сервитута.
Сервитут может возникнуть в результате юридического состава, включающего в себя один из двух юридических фактов (договор об установлении сервитута или судебное решение) и акт государственной регистрации сервитута.
Соглашение сторон всегда было самым распространенным основанием возникновения вещных прав. К сожалению, договор об установлении сервитута детально не урегулирован законодательством РФ, поэтому все необходимые сведения о форме, условиях, сторонах договора можно почерпнуть лишь из общих положений Гражданского кодекса о договорах.
Одной из сторон договора является собственник (именно собственник и никто другой) недвижимой вещи, обременяемой сервитутом (служащего участка). Другой стороной (сервитуарием) является собственник участка, в пользу которого устанавливается сервитут (кроме собственника сервитуарием может быть также лицо, имеющее право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения на данный участок). В некоторых случаях сервитуарий должен отвечать и определенным специальным требованиям (например, лицензией на недропользование).
Требования к форме договора об установлении сервитута нигде не сформулированы, но поскольку ст. 27 ФЗ Закона о регистрации говорит о том, что сервитут регистрируется лишь при наличии соглашения о сервитуте, можно сделать вывод о том, что должна быть соблюдена простая письменная форма соглашения о сервитуте (при ее несоблюдении стороны в случае спора лишаются возможности прибегать к свидетельским показаниям, но могут использовать иные доказательства – ст. 162 Гражданского кодекса РФ).
Условие о предмете является существенным в любом договоре, при отсутствии которого договор считается незаключенным. К предмету договора об установлении сервитута следует отнести прежде всего наименование самого сервитута и его конкретное содержание (например, право прохода в ночное время через участок соседа по тропе), а также сведения об участках, позволяющие достоверно установить их местоположение (адрес, кадастровый номер). Если это возможно, на кадастровом (для земельных участков) или ином плане недвижимости отметить, как именно будет осуществляться сервитут (т.е. отметить дорогу, тропу, водоем). План с отмеченным на нем сервитутом следует оформить приложением к договору, в силу прямого указания Закона о регистрации.
Некоторые авторы предлагают в качестве существенного рассматривать условие о цене. Это вряд ли можно признать справедливым, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 432 к существенным относятся условия, названные таковыми в законе или иных правовых актах (о цене же как существенном условии договора об установлении сервитута нигде не упоминается). Конечно, принцип возмездности сервитута, установленный п. 5 ст. 274 Гражданского кодекса, предполагает, что должна быть согласована плата за пользование чужой недвижимостью. Но, во-первых, эта плата может быть определена по правилам статьи 424, а, во-вторых, ничто не мешает сторонам заключить безвозмездный договор об установлении сервитута. При этом необходимо отметить, что 17 марта 2004 года Росземкадастром были утверждены "Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут".
Земельный кодекс говорит также о возможности установления срочных сервитутов (смешав тем самым сервитуты с арендой), с чем автор настоящей статьи не может согласиться, поскольку сервитут представляет собой вещное, а не обязательственное, право, а существование вещных прав не может обуславливаться каким-либо сроком ввиду их природы. Как бы то ни было в отношении земельных участков возможно установление срочных сервитутов, поэтому по соглашению сторон в договор об установлении сервитута можно включить условие о сроке, по истечении которого действие сервитута прекратится. Это не касается других объектов недвижимости, поскольку положения Земельного кодекса на них не распространяются, а Гражданский кодекс не говорит о существовании срочных сервитутов.
Сам по себе договор об установлении сервитута (как сделка) государственной регистрации не подлежит. Регистрации, согласно статье 27 Закона о регистрации, подлежит лишь право, возникшее на основании данного договора. В соответствии с вышеупомянутой нормой государственная регистрация сервитута производится на основании следующих документов: а). заявления сервитуария; б). соглашения об установлении сервитута (целесообразно заверить его нотариально, чтобы не возникло сомнений в подлинности подписей сторон). Сервитут считается установленным с момента его регистрации в Едином государственном реестре предприятий.
В судебном порядке можно требовать принудительного установления сервитута, если сосед отказывается заключать договор об установлении сервитута. В исковом заявлении об установлении сервитута, которое подается в районный суд по месту нахождения недвижимости (статья 30 Гражданского процессуального кодекса РФ), должны быть указаны фактические обстоятельства, которые позволяют говорить о необходимости установить тот или иной сервитут. Так, сервитут прохода или проезда через соседний участок может быть установлен, если потенциальный сервитуарий докажет, что иначе как через участок соседа попасть на свой участок он не может. Таким образом, если суд установит, что удовлетворение нужд собственника иначе как посредством установления сервитута невозможно, он должен вынести решение об установлении сервитута. Целесообразно, конечно, чтобы судебным решением была установлена и плата за пользование обремененным участком, в противном случае стороны вновь окажутся в подвешенном состоянии, когда сервитуарий будет пользоваться своим правом, а плата за пользования в силу ее неопределенности не будет взиматься (спор о конкретной сумме опять-таки придется решать в судебном порядке). Плата за пользование может взиматься как единовременно, так и в виде периодических платежей.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации вступившее в силу законное решение суда является основанием для государственной регистрации сервитута. Иногда закон сам прямо указывает на возможность установления сервитута в том или ином случае. Так при продаже земельного участка без расположенного на нем здания или сооружения, если в договоре купли-продажи участка условия пользования соответствующей частью земельного участка не определены, продавец сохраняется за собой право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением (статья 553 Гражданского кодекса РФ). Поскольку специальных правил о регистрации сервитута в силу прямого указания Гражданского кодекса Законом не установлено, представляется, что и в этом случае у заинтересованного собственника недвижимости имеется лишь право требовать заключения соглашения о сервитуте или обращаться в суд с заявлением об установлении сервитута, а регистрации такого сервитута производится в общем порядке – при предоставлении договора об установлении сервитута или судебного решения.
Сервитут прекращается свое действие в случае отпадения оснований, в связи с которыми он был установлен (например, была проложена новая дорога к участку сервитуария). В этом случае стороны опять-таки могут договориться полюбовно, заключив соглашение о сервитуте, или разрешать спор в судебном порядке. Некоторые авторы полагают, что сервитут может быть прекращен и простым расторжением договора об установлении сервитута. Представляется, что это невозможно, также как невозможно прекратить возникшее право собственности, расторгнув уже исполненный договор купли-продажи. Другое дело, если договор был признан недействительным или незаключенным и применены последствия недействительности сделки, в этом случае сервитут считается неустановленным, а запись о нем подлежит исключению из Единого государственного реестра предприятий.
5. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИТУТА В ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Гражданское законодательство вводит понятие права ограниченного пользования земельным участком - сервитут, которое обременяет чужой земельный участок и устанавливается либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением между собственником и землепользователем или землевладельцем. Также договор о сервитуте может быть заключен в силу прямо указания закона. Земельный кодекс РФ помимо предусмотренного гражданским законодательством частного сервитута ввел понятие публичного сервитута, который устанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения (в целях ремонта инженерных сетей, линий и транспортной инфраструктуры, забора воды и водопоя, проведения изыскательских, исследовательских работ, свободного доступа к прибрежной полосе и др.). Такого рода сервитуты устанавливаются федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъекта РФ и органов местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно Земельному кодексу РФ в результате установления публичного сервитута, так же как и при установлении частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным, например при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе.
Кроме того, Земельный кодекс РФ предусматривает отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют предусмотренным Гражданским кодексом РФ частным сервитутам, например для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т.п. Основное отличие между частными и публичными сервитутами будет в способе установления сервитута и в тех интересах, для которых он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в этом случае речь идет о частном сервитуте. При этом права сторон по использованию земельного участка будут определяться договором. Если же через уже существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это, скорее всего, будет сделано на основе установления публичного сервитута. В этом случае права по использованию земельного участка будут определяться нормативным правовым актом, установившим сервитут.
В пункте 3 ст. 23 ЗК РФ установлены следующие виды публичных сервитутов для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным. В первом случае при установлении сервитута указывается срок, на который он устанавливается, второй случай не предусматривает указания о сроке.
При установлении публичных и частных сервитутов изъятие земельных участков не производится. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, а пожизненного владельца, постоянного пользователя, арендатора - прав владения, пользования и в установленных законом случаях распоряжения своим земельным участком.
В то же время собственники (владельцы, пользователи, арендаторы) земельных участков испытывают определенные стеснения, неудобства в их использовании, в реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком. Экономическая ценность земельного участка может уменьшиться. Поэтому закон предусматривает, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, на котором он установлен.
Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут.
Собственник обремененного частным сервитутом земельного участка также вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату. Причем в отличие от публичных сервитутов здесь нет специального условия о наличии существенных затруднений в использовании земельного участка как необходимого для возможности требовать плату.