Российская Федерация как социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

Признаки социального государства и его функции. Проблемы создания социального государства в России.
Основные направления социальной политики РФ:
охрана труда и здоровья людей;
установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания;
установление государственных пенсий.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть

Работа содержит 1 файл

рф как соц государство.doc

— 113.50 Кб (Скачать)
  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при

     разработке  и реализации социальной политики и  федеральных социальных программ;

  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне

     минимального  размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также  для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

  • формирования федерального бюджета.

     Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта

     Российской  Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

  • оказания необходимой государственной социальной помощи

     малоимущим гражданам;

  • формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Социальная  политика государства должна исходить прежде всего из

     того, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен

     иметь возможность зарабатывать на себя и  на содержание своей семьи.

Ответственность же государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить. 
 
 
 
 
 
 
 

     Обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых граждан.

     1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

     2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

     Защита  государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

     Защита  материнства и детства, семьи  носит комплексный социально-экономический  характер и осуществляется путем  принятия разнообразных государственных  мер по поощрению материнства, охране интересов матери и

     Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:

     «. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.»

     Законодательство  об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

    1. получить бесплатные консультации по вопросам планирования
    2. семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;
    3. произвести искусственное прерывание беременности при
    4. различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;
    5. воспользоваться в период беременности, во время и после родов
    6. бесплатной специализированной медицинской помощью;
    7. получить во время беременности и в связи с рождением ребенка
    8. специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком
 

     Государственная политика в интересах  детей является приоритетной областью деятельности органов государственной  власти Российской Федерации  и основана на следующих  принципах:

    1. законодательное обеспечение прав ребенка;
      1. государственная поддержка семьи в целях обеспечения
  1. полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  2. установление и соблюдение государственных минимальных
  3. социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
  4. ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и
  5. законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  6. государственная поддержка органов местного самоуправления,
  7. общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Исходя из того, что демократическое государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равноправие женщины и мужчины, в Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.
 

     Развитие  системы социального  обслуживания

     Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб.

     Она включает государственные предприятия  и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, государственных предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.

     К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные  предприятия и учреждения социального  обслуживания, находящиеся в ведении  органов местного самоуправления.

     Социальное  обслуживание осуществляется также  предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

     Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

    1. комплексные центры социального обслуживания населения;
    2. территориальные центры социальной помощи семье и детям;
    3. центры социального обслуживания;
    4. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
    5. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
    6. социальные приюты для детей и подростков;
    7. центры психолого-педагогической помощи населению;
    8. центры экстренной психологической помощи по телефону;
    9. центры (отделения) социальной помощи на дому;
    10. дома ночного пребывания;
    11. специальные дома для одиноких престарелых;
    12. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
    13. геронтологические центры;
    14. иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

     Материальная  помощь предоставляется гражданам, находящимся:  

     Установление  государственных  пенсий, пособий и  иных гарантий социальной защиты 

     Согласно  ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом».

     Наличие соответствующих федеральных законов  является необходимой гарантией  реализации конституционного права  на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин – 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

     В настоящее время в России действует  несколько федеральных пенсионных законов. Это прежде всего Закон  РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных  пенсиях в РСФСР», Закон РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон от 21.05.1993г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и т.д.

      В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии:

    1. по старости (по возрасту);
    2. по инвалидности;
    3. по случаю потери кормильца;
    4. за выслугу лет.

     Граждане  могут обращаться за пенсией в  любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

     Пенсия  на общих основаниях устанавливается:

      1. мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже

      не  менее 25 лет;

      1. женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже

      не  менее 20 лет.

Пенсия  назначается пожизненно. 
 
 

     Повышение размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации может осуществляться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по каждому виду указанных выплат исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с учетом средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом, бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов и бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Развитие этой системы обеспечивается ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли. 
 
 
 
 
 

3. Заключение 
 

     Итак, я рассмотрела основные направления социальной политики Российской Федерации, а именно: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий,;

     Следует сказать, что «в любом демократическом  государстве между конституционным  требованием защиты личной свободы  и требованием идеи социального  государства существует известное  противоречие». Оно порождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личной свободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Литература 
 
 
 

     
  1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
  2. ФЗ от 2.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  3. ФЗ от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  4. ФЗ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  5. ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  6. ФЗ от 7.08.2000г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
  7. Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР».
  8. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».
  9. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.

Информация о работе Российская Федерация как социальное государство