Российская Федерация как социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

Признаки социального государства и его функции. Проблемы создания социального государства в России.
Основные направления социальной политики РФ:
охрана труда и здоровья людей;
установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания;
установление государственных пенсий.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть

Работа содержит 1 файл

рф как соц государство.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

«Нижегородский  колледж экономики, статистики и права» 
 
 
 
 
 

Р Е Ф  Е Р А Т

 ПО  ПРЕДМЕТУ 

«псо» 
 

Специальности

«Право  и организация  социального обеспечения» 
 
 
 
 

Тема  работы – 

Российская  Федерация как  социальное государство

 
 
 
 

Работа  студентки  Турусовой Виктории Сергеевны 

2 курса, группы  № 09СОЮ – 91 

                             Работу проверила         Архангельская Ирина Анатольевна     
 
 
 
 
 

              Оценка 
             
             
             
             
             

2010г 

     Оглавление. 
 
 
 

  1. Введение
  2. Основная часть  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 
 

     Социальное  государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 Признаки социального государства. 

     Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

     С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

  1. Демократическая организация государственной власти.
  2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
  3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

     а) достойных условий существования;

     б) социальной защищенности;

     в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

  1. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  2. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
 

     2.2 Функции социального государства. 

     
  1. поддержка социально незащищенных категорий  населения;
  2. охрана труда и здоровья людей;
  3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  10. забота о сохранении мира в обществе.
 
 
 

     2.3 Проблемы создания социального государства в России. 

     Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

  1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
  2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
  3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
  4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
  5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
  6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);
  7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
  8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
  9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
 
 
 

     2.4 Основные направления социальной политики РФ 

     Охрана  труда и здоровья людей

     В демократическом обществе гражданин  сам распоряжается своими способностями  к труду самостоятельно или на основе договора (ст. 37 К. РФ).

     Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.

     Право свободно распоряжаться своими способностями  к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из Уголовного Кодекса Российской Федерации исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.

     Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер  против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется  бесплатное содействие в подборе подходящей работы и

       Ф.З. «О занятости населения  в РСФСР». трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

     Следует отдельно отметить, что занятыми считаются  граждане:

  • работающие по найму, в том числе выполняющие работу за

     вознаграждение  на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу);

  • временно отсутствующие в связи отпуском,

     нетрудоспособностью, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

  • самостоятельное обеспечивающие себя работой, в том числе

     предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а  также членов производственных кооперативов;

  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую

     должность;

  • проходящие службу в Вооруженных Силах, железнодорожных,

     внутренних  и пограничных войсках, органах  безопасности и внутренних дел;

  • обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-

технических училищах, а также проходящие очный  курс обучения в высших, средних  специальных и других учебных  заведениях.

     Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность).

     где идет такая потеря воды, что человек  должен прямо на рабочем месте  иметь возможность попить воды. Также  необходимо выдавать молоко, если это  положено по закону. При этом даже если выплачивается высокая зарплата, в любом случае молоко обязаны выдавать»

     Наряду  с охраной труда важной составной  частью социальной политики государства  является охрана здоровья граждан. В  Российской Федерации в обязанность  государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

     В России элементарные меры в течение  последних лет позволили сократить  количество несчастных случаев. Сейчас в России делается принципиально новая спецодежда, предъявляются новые требования к компьютерной технике и освещению рабочих мест, к запыленности и шумам. 

     Одной из характерных черт социального  государства является его ответственность  за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума2.

     Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

     Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

Информация о работе Российская Федерация как социальное государство