Роль судебных органов при рассмотрении экономических споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

В нашем исследовании правосудие рассматривается как особый вид государственной деятельности, который отличается от других форм защиты гражданских прав и интересов наличием многочисленных специфических гарантий прав участвующих в деле лиц, гарантий законного, обоснованного и обеспеченного Конституцией Российской Федерации разрешения экономических споров. Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, арбитражная судебная власть разрешает правовые споры, применяя в случае необходимости меры государственного принуждения.

Работа содержит 1 файл

тема 23. место и роль2.docx

— 40.42 Кб (Скачать)

—  О несостоятельности (банкротстве) предпринимателей.

Для споров, возникающих  при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических  связей, если коммерческое предприятие  хотя бы одной из сторон находится  за границей, а также споров предприятий  с иностранными инвестициями, международных  объединений и организаций, созданных  на территории Российской Федерации, между  собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими  субъектами права Российской Федерации  установлена возможность их рассмотрения в специально созданном органе — международном коммерческом арбитраже в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993г. «О международном коммерческом арбитраже».

Разрешение указанных  споров осуществляется двумя постоянно  действующими арбитражными учреждениями — Международным коммерческим арбитражным  судом (МКАС) или Морской арбитражной  комиссией (МАК), созданными при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Положения  об этих органах приведены в приложениях 1 и 2 к указанному закону.

Разбирательство дел в  МКАС осуществляется в соответствии в с Регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой в редакции от 1 мая 1995 г. Иные нормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров, например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются. Кроме ограниченного числа случаев, прямо предусмотренных в Законе «О международном коммерческом арбитраже».

Процедура рассмотрения споров в МКАС отличается ярко выраженной состязательностью, что в первую очередь означает весьма ограниченные возможности проявления инициативы со стороны суда в ходе рассмотрения спора. С другой стороны, это ставит успех в достижении своих целей участниками спора в зависимость от эффективности их процессуального поведения. Бездействие или отсутствие необходимой активности одного из участников процесса не может быть компенсировано активностью арбитров в выяснении его позиции.

В МКАС споры рассматриваются, как правило, коллегией арбитров, состоящей из трех человек. При этом спорящие стороны вправе участвовать  я формировании решающего их спор состава путем избрания арбитров. Для облегчения выбора стороны могут  воспользоваться списком арбитров, утверждаемым Торгово-промышленной палатой. Вместе с тем, список арбитров является обязательным в случае, когда арбитр назначается за сторону, не воспользовавшуюся  предоставленным ей правом избрать  арбитра, а также при избрании председателя состава.

Третейские суды

Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих  в процессе предпринимательской  деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

Существует два вида третейских судов:

1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

2) постоянно действующие  суды - часто создаются при Торговой  палате, ассоциациях, финансово-промышленных  группах; не являются юридическим  лицом, хотя могут существовать  в виде автономной некоммерческой  организации.

Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии  письменного соглашения всех сторон спора.

Деятельность третейского  суда регулируется Уставом и Регламентом:

а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

в) решение третейского  суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и  сроке, указанных в решении.

Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о  принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

Арбитражный суд может  отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

Международный экономический  арбитраж

 

Это третейские суды, рассматривающие  внешне-экономические споры.

Существуют следующие  международные экономич. арбитражи:

1) Лондонский международный  третейский суд;

2) Международный арбитражный  суд медждународной торговой палаты в Париже;

3) Арбитражный институт  торговой палаты в Стокгольме;

4) Международный коммерческий  арбитражный суд при торгово-промышленной  палате РФ.

Если решения таких  судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям  в суде действует прокурорский надзор.

Протест против решений любых  судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

 

В соответствии с Основным законом  государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная  защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в  том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).

В то же время в России и за рубежом  все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты  активно занимаются созданием классификаций  альтернативных форм разрешения споров, изучая историю вопроса, проводя  сравнительно-правовой анализ практики судебных и иных органов различных  государств, разрешающих правые конфликты. Поиск альтернатив государственным  судам для разрешения споров обусловлен рядом факторов, которые дифференцируются в зависимости от развития конкретного  общества, государства, культуры, законодательства, устройства судебной системы, эффективности  ее работы, степени развития и сложности  экономических и иных отношений  и других обстоятельств. К одному из основных факторов развития АРС  относят недостаточную эффективность  работы судебной системы при рассмотрении отдельных категорий дел, которая  может заключаться в перегруженности  судов, длительности судебного разбирательства, неквалифицированном рассмотрении дел, а также других недостатках, присущих судебной системе того или  иного государства.

В результате этого можно говорить о том, что доступ населения к  правосудию существенно ограничивается. Часто можно слышать о том, что по этой причине граждане и юридические лица просто не хотят обращаться в суд соответствующей юрисдикции.

Прежде чем более подробно изучить  альтернативные способы разрешения правовых конфликтов, необходимо обратить внимание на то, что формы защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности можно  подразделить на юрисдикционные <1> и неюрисдикционные.

--------------------------------

<1> Юрисдикция (от лат. jurisdictio - суд, судопроизводство) - круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. См.: Большой энциклопедический словарь // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/339958.

К юрисдикционным формам защиты можно отнести судебный порядок урегулирования спора, административный и иной порядок, при условии его установления на уровне федеральных законов. К неюрисдикционной форме можно отнести самозащиту, третейское разбирательство, разбирательство дел международными коммерческими арбитражами, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров сторонами, посредничество, переговоры, иные виды разрешения споров.

Юрисдикционная форма защиты

Судебный порядок как юрисдикционная форма включает в себя государственные органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции (в качестве самостоятельной формы судебной защиты можно рассматривать право на обращение в межгосударственные органы по защите прав граждан и организаций, в частности в Европейский суд по правам человека).

В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного  судопроизводств. Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ")).

Административный порядок, как  относящийся к юрисдикционной форме, осуществляется государственными органами исполнительной власти в основном в предварительном внесудебном порядке, например налоговыми органами, когда последними предоставлено право бесспорного взыскания. Следует не забывать о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России), которая может рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.

 

 

Что такое медиация

Процедура медиации представляет собой процесс переговоров между  двумя конфликтующими сторонами  в присутствии еще одного, третьего лица, которое следит за тем, чтобы  переговоры между сторонами велись в определенно установленных  и структурированных рамках. Третье лицо никоим образом не заинтересовано в разрешении конфликта и не имеет  права навязывать какой-то из сторон конфликта свое мнение или решение. В некоторой степени медиация является альтернативным разрешением различных споров. Чаще всего данная процедура используется для примирения двух сторон сложившегося спора.

Процедура медиации может  проводиться в таких сферах, как  споры в банковской и страховой  области, межкорпоративные и внутрикорпоративные  споры, конфликты на работы и сопровождение  проектов, реализация которых может затрагивать интересы нескольких сторон. Также медиация может применяться в межкультурных конфликтах и в образовании, в семейных спорах и спорах, связанных в интеллектуальной собственностью или с авторским правом.

Задачи медиации

Основная задача медиации заключается в разрешении споров, налаживании процесса коммуникации и анализе конфликтной ситуации таким образом, чтобы обе стороны  смогли самостоятельно выбрать тот  оптимальный вариант решения, который  максимально удовлетворяет их потребности  и соответствует их интересам. Кроме  этого задачами медиации являются: определение интересов сторон, поиск  идей, ведение переговоров с учетом интересов сторон, выбор и оценка возможных вариантов решения  спора, операционализация вариантов, выработка объективных критериев оценки, а также выявление перспектив для выигрыша обеих сторон и выработка социального плана и достижение компромисса в решении конфликта.

Медиация как  способ разрешения конфликтов

Важно, чтобы в процедуре  медиации принимали участие обе  стороны конфликта и при содействии юристов, которые окажут помощь в  правильном оформлении окончательного соглашения в момент урегулирования споров на основе достигнутой договоренности. По согласию каждой из сторон в процесс  медиации может привлечено и третье лицо, чье присутствие поможет  лучше осознать и понять сложившуюся  ситуацию. Что касается третьего лица в решении споров, то оно является скорее нейтральной стороной, которая  имеет скорее фундаментальное значение, так как ее цель заключается в  содействии проведения споров между  сторонами таким образом, в результате которого они смогут найти правильно решение в споре.

Медиатор организовывает процедуру переговоров так, чтобы  можно было помочь выявить настоящие  интересы сторон и проанализировать их. Тем более что стороны зачастую не всегда проявляют готовность говорить друг с другом о личностных приоритетах. Без помощи нейтральной стороны достигнуть соглашения в большинстве случаев просто не удается. Поэтому медиатором является человек или группа людей, которые не заинтересованы в конфликте, однако оказывают помощь конфликтующим в решении имеющегося спора.

Различают несколько видов  и техник процедуры медиации: трансформативная и нарративная медиация, восстановительная и оценочная, а также медиация, которая ориентирована на решение проблем, основанная на понимании и семейно-ориентировочная медиация. Процесс медиации формируется на таких принципах, как добровольность, конфиденциальность, независимость медиатора и его непредвзятость, гибкость процедуры, формат проведения медиации и правомочность сторон.

Информация о работе Роль судебных органов при рассмотрении экономических споров