Роль судебных органов при рассмотрении экономических споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

В нашем исследовании правосудие рассматривается как особый вид государственной деятельности, который отличается от других форм защиты гражданских прав и интересов наличием многочисленных специфических гарантий прав участвующих в деле лиц, гарантий законного, обоснованного и обеспеченного Конституцией Российской Федерации разрешения экономических споров. Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, арбитражная судебная власть разрешает правовые споры, применяя в случае необходимости меры государственного принуждения.

Работа содержит 1 файл

тема 23. место и роль2.docx

— 40.42 Кб (Скачать)

- -

Введение

 

Актуальность темы определяется развитием политической и экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране, и в результате которой появилось многообразие форм собственности и потребовались новые формы разрешения споров, возникающих в сфере экономики. Особая роль в условиях рыночной экономики принадлежит системе арбитражных судов. Этот вид правосудия содействует развитию партнерских деловых отношений, укреплению законности в сфере экономической деятельности.

Должны вводиться новшества, приспосабливающие суды к новым  экономическим условиям. Но все изменения  должны быть взвешенными и просчитанными. В судебной системе нет места  перманентной революции. Изменения  не должны подрывать стабильность судебной системы. Необходимо постоянно проводить  экспертизу всех экономических новаций, всех законопроектов, касающихся экономики, с точки зрения действующей и  будущей судебной практики.

С учетом преобразования экономики  России в систему рыночных

отношений с наличием разных форм собственности, расширением частных экономических связей, развитием предпринимательства с участием физических и юридических лиц, роль арбитражных судов становится весьма значимой.

В нашем исследовании правосудие рассматривается как особый вид  государственной деятельности, который  отличается от других форм защиты гражданских прав и интересов наличием многочисленных специфических гарантий прав участвующих в деле лиц, гарантий законного, обоснованного и обеспеченного Конституцией Российской Федерации разрешения экономических споров. Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, арбитражная судебная власть разрешает правовые споры, применяя в случае необходимости меры государственного принуждения. В нашем исследовании именно арбитражный суд является органом, призванным обеспечивать законность гражданского оборота, пресекать, устранять и предупреждать отклонения от нормального развития общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место и роль судебных органов при рассмотрении экономических споров

 

Нормальное развитие хозяйственных  отношений предполагает, что права  их участников реализуются, а обязанности  исполняются надлежащим образом, добровольно  и сознательно в соответствии с действующим законодательством  и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов.

Однако практика свидетельствует  о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных  ситуаций. Значительное их число относится  к имущественным спорам, возникающим  при заключении договоров, их исполнении.

Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права  нарушены или оспорены, возможность  обратиться в суд для их защиты.

Разрешение дела в судебном порядке экономических споров производится  в арбитражном суде, третейском суде. Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды: 
 
а) суды общей юрисдикции 
 
б) Конституционный суд 
 
в) Арбитражный суд.

Право на обращение в арбитражный  суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает  лишь после принятия сторонами мер  по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает  другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его  законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушёний, ссылаясь при этом на нормативные актом и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии.

Непосредственными задачами претензионной работы являются:

а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов  предпринимателей;

б) выявление причин и  условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и  товаров ненадлежащего качества и др. нарушения;

в) предупреждение нарушений  договорной дисциплины, действующего законодательства;

г) улучшение экономических  показателей хозяйственной деятельности организаций;

д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.

Претензионная работа, главной  целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую  деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством  устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно  рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов  предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов.

 

Само понятие арбитражного судопроизводства в различных странах понимается по-разному. В российском процессе арбитражное судопроизводство — это рассмотрение дел системой арбитражных судов. В Англии арбитраж — это упрощенное судопроизводство, в США — это третейский суд. Однако во всех трех случаях речь может идти о рассмотрении экономических споров. Терминологическое разночтение само определяет границы рассматриваемых вопросов в данной главе. Во-первых, это разрешение экономических споров судебными органами, во-вторых, третейское судопроизводство как альтернативный вариант рассмотрения экономических дел.

Современное зарубежное законодательство по-разному решает вопрос о том, какие суды должны рассматривать экономические споры. Как правило, эта дилемма решается одним из двух способов: либо создаются суды специальной юрисдикции, уполномоченные рассматривать экономические споры, либо такие дела подведомственны судам общей юрисдикции. Россия выбрала первый вариант, а США и Великобритания, например, предпочли второй.

 

Переход к рыночной экономике  предопределил принципиально новые  формы разрешения споров, возникающих  при осуществлении предпринимательской  деятельности. К настоящему времени  в нашей стране упразднено государственное арбитражирование хозяйственных споров и создан специальный орган правосудия — Арбитражный суд. Любой из арбитражных судов Российской Федерации функционирует в качестве составной части единой системы. Это означает, что все арбитражных суды Российской Федерации являются федеральными судами, применяют единое материальное и процессуальное законодательство, обеспечивая равную для всех возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Система арбитражных судов  Российской Федерации установлена  Федеральным конституционным законом 406 арбитражных судах в Российской Федерации» от 5 апреля 1995 г. Создана трехзвенная система, состоящая из: — Высшего Арбитражного суда Российской Федерации; — федеральных арбитражных судов округов; — арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

По новому законодательству Высший Арбитражный Суд РФ освобождается  от рассмотрения множества дел как  суд первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две  группы дел:

1) дела о признании  недействительными актов Президента  РФ, Совета Федерации и Государственной  думы РФ, Правительства РФ, не  носящих нормативного характера,  в случае их несоответствия  закону я нарушения прав и  законных интересов организаций  и граждан;

2) экономические споры  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации,  а также споры, возникающие  между самими субъектами Российской  Федерации.

Все остальные дела по первой инстанции будут рассматриваться  арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Дела в порядке надзора  по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов  будет рассматривать только одна судебная инстанция — Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ.

Главной задачей Пленума  Высшего арбитражного Суда РФ становится изучение и обобщение судебно-арбитражной  практики и дача разъяснений арбитражным  судам применению законодательства.

Федеральные арбитражные  суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов  РФ, принятых ими в первой и апелляционной  инстанциях. Всего в Российской Федерации  действуют десять федеральных арбитражных  судов округов.

Арбитражные суды субъектов  РФ рассматривают в первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции  Высшего Арбитражного Суда РФ, а  также рассматривают в апелляционной  инстанции повторно дела, рассмотренные  в том суде в первой инстанции.

б) Основные принципы организации

и деятельности арбитражных  судов.

Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности  разбирательства дел (ст. 6 Федерального конституционного закона РФ «Об арбитражных  судах в Российской Федерации»).

Указанные принципы организации  и деятельности арбитражных судов  закреплены также в Арбитражном  процессуальном кодексе РФ, принятом Государственной Думой 5 апреля 1995 г, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от  1 сентября 2002 г., за исключением _1 "Подведомственность" главы 4, введенного в действие с 7 августа 2002 г. и главы 36, введенной в действие с 1 января 2003 г..

Важное значение для реализации вступивших в законную силу решений и других актов арбитражного суда имеет их обязательность. Неисполнение судебных актов рассматривается как неуважение к суду и влечет ответственность, установленную законом (ст. 13 АПК).

Арбитражный суд, сохраняя объективность  и беспристрастность, создает необходимые  условия для всестороннего и  полного исследования обстоятельства дела); предоставляя сторонам равные права  в собирании необходимых доказательств. Если сторона имела возможность представить решающее доказательство, до не представило его, она вряд ли получит удовлетворение своих требований.

Оперативности разрешения споров способствует установленный законодателем  достаточно короткий срок рассмотрения дела в арбитражном суде. Дело должно быть рассмотрено и решение принято  в срок, не превышающий двух месяцев  со дня поступления искового заявления  в арбитражный суд (ст. 114 АПК).

Новый Арбитражный процессуальный кодекс существенно расширяет единоличное  рассмотрение споров судом первой инстанции. По сравнению с коллегиальным такой порядок рассмотрения споров более экономичен и позволяет оперативнее разрешать дела. Коллегиальное рассмотрение споров в суде первой инстанции применяется лишь при рассмотрении дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и дел о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, по решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. С учетом того, что все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях по-прежнему будут рассматриваться коллегиально, это не приведет к снижению гарантий защиты прав сторон и качества разрешения споров.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся, в частности, следующие  споры:

— о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено  законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами — так называемые, «преддоговорные споры»;

—         об изменении условий или о расторжении договоров;

—         о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

—         об истребовании собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

—         о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

—         о возмещении убытков;

— о признании недействительными ненормативных актов государственных органов и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— об обжаловании отказа в государственной регистрации  либо уклонения от государственной  регистрации в установленный  срок;

Новый АПК отнес к подведомственности арбитражных судов также споры  о защите чести, достоинства и  деловой репутации предпринимателей.

Кроме того, арбитражный  суд рассматривает иные категории  дел:

—  об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, о признании факта владения земельным участком);

Информация о работе Роль судебных органов при рассмотрении экономических споров