В Казахстане от непосредственного
финансирования средств массовой информации
государством отошли путем введения
системы государственных заказов.
Данный метод, использованный с успехом
в различных странах, также позволил создать
оптимальные условия для развития независимой
прессы. Социальный заказ способствует,
с одной стороны, снижению социальной
напряженности: выявляются и устраняются
болевые точки региона; повышается адресность
социальной политики; создаются новые
рабочие места в социальной сфере; повышается
оперативность решения социальных проблем;
расширяется вовлечение граждан в процесс
решения социальных проблем. С другой,
реальному усилению власти: происходит
оптимизация структуры управления; повышается
эффективность использования бюджетных
средств; происходит упрочение авторитета
власти. Связь государства с индивидом
осуществляется, основываясь на праве
граждан на удовлетворение интереса к
деятельности государства и других субъектов
общества закреплено в п. 3 ст. 18 Конституции
Республики Казахстан. А обратная связь
возможна благодаря вкладу средств массовой
информации республики Казахстан. Но пока,
что размеры этого вклада пока не соответствуют
потенциалу медиа-сообщества нашего государства.
Средства массовой информации должны
выбрать чёткую позицию защиты национальных
интересов. На данном этапе назрела необходимость
принятия нового Закона о средствах массовой
информации, который учёл бы современные
реалии обеспечения свободы слова, а также
защиты журналистов от давления собственников,
и ужесточил бы ответственность чиновников
за вмешательство в деятельность свободной
прессы. С другой стороны в гражданском
обществе для средств массовой информации
предполагается четкое определение меры
ответственности за нарушение законов.
Общество требует свободы слова, а не свободы
клеветы и дезинформации. Полная и достоверная
информированность граждан о деятельности
политических партий и независимых кандидатов,
обеспечение политического плюрализма
в деятельности средств массовой информации
являются неотъемлемым условием демократического
развития общества и государства. Особую
важность представляют собой проблемы
радио и телевидения. Вещание связано
не только с передачей политической информации,
но вся его деятельность происходит в
сфере общественного мнения и культуры.
Обеспечение свободы выражения мнений
и демократические традиции требуют того,
чтобы государство воздерживалось от
осуществления каких либо форм контроля
в области культуры за исключением вопросов,
связанных с образованием молодежи. Одним
из последних черт развития средств массовой
информации является конкуренция между
телеканалами в области вещания, газетными
изделиями, что приводит к повышению качества
информации, а значит и появления тенденции,
среди соответствующих издательств, к
повышению профессионализма журналистов,
потихоньку восстанавливаются система
информационных связей, улучшение материально-технической
базы полиграфии. Несмотря на общественную
нехватку средств необходимо создание
условий для формирования независимых
средств массовой информации, в том числе
и со стороны самих информационных органов
(в их числе и не правовыми методами (т.е.
не судебными)).Кроме того, нуждается в
дальнейшем совершенствовании и сам закон
«О средствах массовой информации» в части
более четкого определения взаимоотношений
собственников, редакций и журналистов,
повышения гарантий журналистской деятельности,
уточнения понятий, устранения противоречий,
изменения положений о рекламе [20, с. 28].В
унитарных государствах местное управление
регулируется по разному. Как правило,
центральное правительство посылает своего
представителя до средних звеньев государственного
управления. В компетенцию местных органов
в первую очередь входит: "принятие
местного бюджета, коммунальное обслуживание,
охрана окружающей среды, чистка улиц,
канализации, школы, больницы, охрана общественного
порядка. Полномочия местных органов управления
делятся на обязательные и факультативные.
Общий надзор центральное правительство
осуществляет через уполномоченных префектов,
которые назначаются министром внутренних
дел, администрацией главы государства.
Местное управление при унитарном устройстве
практически находится на самоуправленческих
началах, а местные представительные органы
и есть органы местного самоуправления.
В связи с этим существующие в Казахстане
маслихаты находятся в двояком положении,
и их исполнительные органы по логике
вещей должны быть местные администрации,
но последние по ключевым вопросам местного
управления выведены из под контроля маслихатов,
а акимы местных администраций назначаются
вышестоящими руководителями исполнительной
власти. Конституция - основа политико-правовых
мер государства, направленных на гармоничное
развитие административно-территориальных
единиц, в частности, местного самоуправления
[27].Поскольку организация и проведение
данных выборов освещались в прессе недостаточно,
а информация не предоставлялась в полном
и системном виде, отделом социально-политических
исследований КИСИ при Президенте РК в
ноябре-декабре 2001 года был осуществлен
анализ результатов прошедшего мероприятия,
для чего были организованы поездки сотрудников
в сельские округа, в которых имел место
эксперимент. В Алматинской области - Енбекшиказахский
район, Жанашарский сельский округ и Южно-Казахстанской
- Толебийский район, Верхне-Аксуский сельский
округ. Эксперимент выявил несовершенство
законодательной базы: решение такого
важного вопроса как законодательное
установление всех моментов, касающихся
избрания соответствующих акимов, прошло
без участия парламента. Тем самым порядок
избрания акимов сельского уровня всецело
зависит от исполнительной власти; не
определено, каким образом будет формироваться
местный бюджет, так как бюджеты сельских
и поселковых советов не имеют закрепленных
источников дохода или хотя бы долгосрочных
нормативов распределения налогов, сборов
и платежей с территории, поэтому бюджеты
местных самоуправлений будут по-прежнему
являться частью бюджета области и района
и никак не зависеть от эффективности
работы выборного акима (мнение одного
из участников эксперимента: "Данные
выборы - не нужны, так как местные акимы
не имеют никакой власти, даже собственного
бюджета у них нет");отсутствие четкой
регламентации: в рамках, какой из ветвей
власти должен находиться выборный аким,
каков баланс его подотчетности перед
местным населением и перед вышестоящим
органами власти и др.хотя срок, на который
избираются акимы, определен в два года,
тем не менее, не определен механизм переизбрания
акимов (мнение одного из участников эксперимента:
"Трудность состоит и в том, что районные
акиматы не могут уволить прежнего акима,
так как в законе не оговорен механизм
снятия с должности назначенного акима,
это является недочетом");Органы местного
самоуправления - это органы, которые избираются
непосредственно гражданами. Органы местного
управления - это органы, назначаемые центральной
властью. В этом их главное отличие: самоуправление
- избираемые органы, управление - назначаемые.
Однако выборность - не единственное свойство
и качество органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления должны
обладать определенным комплексом полномочий
и самостоятельностью. Закон о местном
самоуправлении и другие нормативно-правовые
акты, обеспечивающие реализацию конституционной
нормы, так и не приняты, несмотря на предусмотренный
для этого Конституцией двухлетний срок.
... 23 января был принят закон Республики
Казахстан «О местном государственном
управлении в Республике Казахстан», который
поставил местное самоуправление в еще
более неопределенное положение [10;16].
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис,
социальные корни
В период усиления
эволюционных процессов, изменения отношений
собственности, перехода от общества внеэкономического
принуждения к обществу естественных
экономических отношений и создания гражданского
общества активизируются поиски направлений
преобразования юстиции. Знаменательной
вехой в проводимой судебно-правовой реформе
явилось введение института присяжных
заседателей в уголовное судопроизводство.
Теперь в соответствии с п. 2 ст. 75 Конституции
Республики Казахстан «в случаях, предусмотренных
законом, уголовное судопроизводство
осуществляется с участием присяжных
заседателей».Преобразования должны быть
направлены на повышение уровня защиты
прав и законных интересов граждан и юридических
лиц. Безусловно, приоритетной задачей
является также создание и внедрение судов
присяжных. Суд присяжных является институтом,
который служит важнейшим фактором становления
гражданского общества в Казахстане. Само
понятие термина «присяжный заседатель»
означает - это общественный судья из граждан,
который методом случайной выборки включается
в список коллегии присяжных заседателей
для участия в рассмотрении конкретного
уголовного дела [32, с. 23].Еще одним условием
формирования гражданского общества в
Республике Казахстан является реализация
конституционно закрепленных прав и свобод
граждан нашего государства.«Права человека
являются той основой, на базе которой
развивались и выстраивались принципы
правового государства». [39]Возникновение
гражданского общества детерминировано
разграничением прав человека и прав гражданина.
Права и свободы человека - это один из
важнейших принципов международного права,
который закреплен в ряде таких документов
как Устав ООН, Декларациях о принципах
международного права (1970 г.), Заключительный
акт Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе (1975 г.) и некоторых других. Под
конституционными (основными) понимают
те права, свободы и обязанности, которые
провозглашены в конституции Республики
Казахстан в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права Согласно п.1 ст. 12 Конституции Республики
Казахстан права человека обеспечиваются
гражданским обществом, а права гражданина
-правовым государством. В социально-политической
жизни свобода человека выступает как
его право. Правовое государство признает
за индивидом определенную сферу свободы,
за пределы которой вмешательство государства
недопустимо. Обязанность "невмешательства"
государственной власти соответствует
праву индивида требовать соблюдения
этого. В случае нарушения данного права
оно обеспечивается судебной защитой.
Правовой характер свободы
индивида проявляется в различных
сферах общественной жизни. В современном
демократическом государстве объективное
право, свободы воплощаются в
субъективных правах личности, разнообразных
по своему конкретному содержанию.
Но главное в них -- это права
индивида на положительные действия
государства в его интересах.
Степень развитости и гарантированности
свобод граждан обуславливаются
зрелостью правовых начал государственности,
объективным социально-историческими,
политическими, экономическими и духовными
предпосылками. Говоря о правах и свободах,
мы в качестве субъекта рассматриваем
человека и гражданина. Здесь прослеживается
та же логика, что и в определении приоритетов
при классификации прав и свобод - она
отражена во Всеобщей декларации прав
человека и в Международных актах по
правам человека. Право на жизнь - Право,
находящееся под максимальной правовой
защитой. Именно таким образом оно закреплено
в международных документах, где очень
четко определяются случаи, ограничивающие
это право. Право на жилище и его неприкосновенность
- это право пользоваться жилищем на законных
основаниях, регулируемое федеральным
законодательством. Предполагается система
мер, способствующих обеспечению жильем
граждан из муниципального и государственного
фонда, проведение кредитно-финансовой
политики и т.д. Гарантируется защита от
проникновения в жилище без согласия на
то лиц законно занимающих это помещение
и защита от незаконного лишения жилища.
Данное право может быть ограничено только
в тех случаях, которые оговорены в федеральном
законе. В случае нарушения его используются
те же статьи, что и при нарушении любых
прав человека и гражданина и предоставляется
право обжаловать в суд незаконные действия,
восстановить свои прав и получить соответствующую
компенсацию. Право на определение национальной
принадлежности и пользование родным
языком (пп. 1,2 ст. 19 Конституции Республики
Казахстан).Право на свободу передвижения,
выбора места жительства, выезда за пределы
Республики Казахстан (пп. 1,2 ст. 21 Конституции
республики Казахстан).Право на свободный
труд, выбор деятельности; право на условия
труда, соответствующие санитарно-гигиеническим
требованиям; право на решение трудовых
споров законными способами, включая право
на забастовку - международные документы
стали основой для включения в Конституцию
Республики Казахстан положений, закрепляющих
право на свободный труд, вознаграждение
и гарантии условий труда. Права человека
в сфере экономики неотделимы от прав
и свобод социальных права на охрану материнства
и детства - как всем известно, "семья
- ячейка общества", поэтому социальное
здоровье общества определяется по защищенности
семьи, прав детей. В Законе "О браке
и семье", отражены основные принципы
прав материнства, отцовства и детства.
Существует немало гарантий, которые предлагает
государство в защиту этих институтов
- это и программы социальной поддержки
малоимущих, охрана здоровья, гарантированная
Конституцией Республики Казахстан и
т.д. Юридическая поддержка этих прав осуществляется
законодательно -- Семейный кодекс Республики
Казахстан регулирует условия создания
семьи и расторжения брака, правовую защиту
семьи от произвольного вмешательства,
алиментные отношения, вопросы содержания
и воспитания детей, оставшихся без родителей.
Гарантии прав и свобод семьи лежат не
только в отрасли семейного права - так
трудовой законодательство регулирует
условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.
Гарантии культурных прав: Ряд статей
Конституции Республики Казахстан прямо
устанавливает систему государственной
защиты прав и свобод граждан. Прежде всего,
гарантируется государственная защита
прав и свобод, причем, в последующих статьях
эти гарантии конкретизируются: Гарантия
судебной защиты; право обжаловать в суд
решения и действия (бездействие) органов
местного самоуправления, общественных
объединений и т.д.; право обращаться в
международные правоохранительные организации
по защите прав и свобод человека - инструментом
реализации данных прав является вся судебная
система Республики Казахстан, наличие
в Республике Казахстан международно-правового
механизма защиты прав и свобод человека.
Хотя идея прав человека уходит в глубокую
древность, ее четкая классическая формулировка
связывается обычно с Декларацией Независимости
Т. Джефферсона (1776 г.), где говорилось об
"определенных неотчуждаемых правах,
среди которых право на жизнь, свободу
и стремление к счастью", а также лозунгами
и документами Великой французской революции
конца XVIII века. [44]Современное понимание
прав человека отражено во Всеобщей Декларации
прав человека, принятой ООН в декабре
1948 года, а также в ряде других позднее
принятых ООН документах, объединенных
в Международном биле о правах человека.
[5;5] По своему содержанию права и свободы
человека подразделяются на: Личные или
гражданские, гарантирующие свободное
развитие личности (например, права на
жизнь, свободу и безопасность личности,
гражданство и равенство перед законом,
и другие) (ст. ст. 10-18 Конституции Республики
Казахстан);Политические, обеспечивающие
возможности широкого и активного участия
человека в государственных и общественных
делах (например: права на социальный и
международный порядок, на участие в управлении
своей страной и многие другие) (ст. 23; 32;
33 Конституции Республики Казахстан);Экономические,
социальные и культурные права и свободы,
обеспечивающие необходимые условия жизнедеятельности
личности в соответствующих сферах общественной
жизни, например: право на собственность,
предпринимательство, на труд и свободу
выбора работы, на достойный уровень жизни
и другие (ст. 24; 25; 26; 28; 29; 30; 31 Конституции
Республики Казахстан).Сегодня признание
и действительное соблюдение прав и свобод
человека - важнейший критерий демократичности
и гуманистичности любой страны. Защита
прав человека в международном масштабе
не может рассматриваться как вмешательство
во внутренние дела страны. Безусловно,
огромную роль в распространении в мире
принципов прав человека сыграли различные
органы ООН: Генеральная Ассамблея, Экономический
и Социальный Совет (ЭКОСОС), Комиссия
по правам человека, Центр по правам человека.
Комиссия по правам женщин, ряд важных
специализированных международных организаций
ООН, например, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ. Проблема
прав человека находится также в поле
зрения международных организаций, независимых
от ООН и созданных на основе принятых
международных договоров: Комитета по
правам человека. Комитета против пыток
и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения
и наказания, Комитета по правам ребенка
и других. Благодаря деятельности этих
органов обеспечивается контроль за выполнением
международных договоров. [3;6]Казахстан
осуществил в последнее время важные мероприятия
по внедрению в свое правовое пространство
международных норм и принципов соблюдения
прав и свобод человека, а также норм гуманитарного
права. С этой целью он ратифицировал Женевские
конвенции о защите жертв войны 1949 г. т
дополнительные протоколы к ним, Конвенцию
о правах ребенка, Конвенцию о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин,
Конвенцию о ликвидации и предупреждении
преступления геноцида и наказания за
него. Конвенцию о ликвидации всех форм
расовой дискриминации и Конвенцию против
пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения
и наказания.
3.2 Омбудсмен (уполномоченный
по правам человека) как институт
защиты прав и свобод человека
Термин "омбудсмен"
имеет древнегерманское происхождение.
У германских племен так именовалось лицо,
собиравшее виру (денежный штраф) за убийство.
Не случайно омбудсменами в Швеции называют
любых лиц, уполномоченных представлять
чужие интересы -- индивидов или юридических
лиц.Однако в конституционно - правовом
смысле термин "омбудсмен" означает
специальное должностное лицо, особый
государственный институт, призванный
контролировать деятельность органов
власти во взаимоотношениях с гражданами,
не допускать и устранять нарушения их
прав и свобод. Поэтому в западной публицистике
омбудсмена образно называют "сторожем
сторожей".Таким образом, омбудсмен
или же уполномоченный по правам человека
- должностное лицо, осуществляющее наблюдение
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина, наделенное в пределах своей
компетенции полномочиями принимать меры
по восстановлению нарушенных прав и свобод
человека и гражданина [4;7].В нашей республике
организация деятельности Уполномоченного
(омбудсмена) обеспечивается Национальным
Центром по правам человека, который является
государственным учреждением, имеет печать
и бланки с изображением Государственного
герба Республики Казахстан и своим наименованием
на государственном языке, а также соответствующие
счета в банковских учреждениях. Деятельность
Национального Центра осуществляется
на основании Положения о Национальном
Центре по правам человека, утверждаемого
Президентом Республики Казахстан по
представлению Уполномоченного. Целью
этого центра является осуществление
информационно-аналитического, организационно-правового
и иного обеспечения деятельности Уполномоченного
[4;7].Порядок формирования и срок полномочий
омбудсменов оговаривается конституциями
или конституционными законами. В Казахстане
этот срок полномочий - 5 лет со дня его
назначения, причем одно и то же лицо не
может быть назначено на должность Уполномоченного
более двух раз подряд [4;37].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед написанием
работы перед нами была поставлена следующая
цель - рассмотреть основные направления
развития гражданского общества в Республике
Казахстан на современном этапе развития
нашего государства.
Задачи работы:
1. Рассмотреть конституционные
основы формирования гражданского
общества в Республике Казахстан.
2. Раскрыть основные пути
развития институтов гражданского
общества.
3. Рассмотреть особенности
института омбудсмена.
Мы считаем, что поставленная
цель нами достигнута, задачи выполнены.
Казахстан - страна восходящей демократии.
А демократия немыслима без законности.
Демократическое государство не может
быть не правовым. За годы независимости
Казахстан, безусловно, серьезно продвинулся
к достижению этой цели. Но правовым государство
становится лишь в случае, если само общество
является таковым. Для того, чтобы и государство,
и общество могли называться правовыми,
необходимы как минимум три условия: современное,
качественное законодательство, адекватное
ему право применение и надлежащее правовое
сознание. Многое уже сделано по всем трем
направлениям. Конституция, обладая верховенством
и прямым действием на территории страны,
не подменяет систему действующего права.
Положения и нормы Основного Закона реализуются
также через соответствующее его букве
и духу многоотраслевое законодательство.
Новым этапом более полной реализации
положений и норм Конституции стала Концепция
правовой политики, одобренная Президентом
страны , Концепция развития гражданского
общества в Республике Казахстан на 2006-2001
года, Закон «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию Республики Казахстан»
от 22 мая 2007г.(9;2) Конституция Республики
Казахстан от 1995 г., создает благоприятные
условия для формирования полноценного
гражданского общества. Однако сам процесс
с неизбежностью потребует длительного
переходного периода и постоянного внимания
к нему и помощи со стороны сударства.(4;5)Становление
и функционирование гражданского общества
во в негосударственной сфере общественных
отношений не означает его изолированности
от государственно-правовых институтов,
организационной деятельности государственных
органов и организаций, правовых средств
воздействия на деятельность организаций
и поведение людей в системе гражданского
общества. Конституция закрепляет основы
формирования, развития и защиты гражданского
общества, определяет начала его взаимосвязей
с государством. Она должна провозгласить
приоритет гражданского общества над
государством, обеспечивающим условия
нормального его функционирования.[7;7]
Исходя из всего сказанного формирование
гражданского общества в Республике Казахстан
связано с решением следующих задач:
1. Совершенствованием законодательной
базы, способствующей развитию и укреплению
гражданского общества.
2. Созданием экономической основы гражданского
общества, которая базировалась бы на
эффективном товарном производстве и
рыночной экономике, исключающей экономическое
принуждение. По своему характеру эта
экономика должна быть многоукладной,
сочетающей возможности частных, кооперативных,
коллективных и государственных товаропроизводителей
-- собственников;
3. Достижением экономической свободы
и самостоятельности граждан. Это возможно
в том случае, если сами граждане являются
хозяевами произведенного ими общественного
продукта;
4. Изменением социально-экономической
системы общества и формированием "среднего
класса", который бы состоял из квалифицированных,
инициативных и предприимчивых работников
с достаточно высоким уровнем доходов;
5. Демократическим преобразованием политической
системы, которое связано с повышением
роли партий и общественных движений,
средств массовой информации в жизни государства,
развитием политического многообразия.
Это позволит оказать стабилизирующее
воздействие на общество, будет способствовать
широкому привлечению граждан к участию
в политической жизни и общественном управлении.
6. Повышением роли граждан в социально-политической
жизни общества и деятельности различных
общественных формирований, развитием
общего уровня гражданской культуры
7. Выборность должности омбудсмена[ 6;3]
Уже не мало сделано на данном этапе развития
государства, усилена роль Парламента,
увеличено количество мест в Парламенте,
все депутаты избираются по пропорциональным
спискам (кроме тех из них, что избираются
Ассамблеей народов Казахстана. Роль Ассамблеи
возрастает в связи с принятием изменений
в Конституцию». «Девять депутатов Мажилиса
избираются Ассамблеей народа Казахстана»
[50]), усилена роль маслихатов и т.д. Но
все еще остаются нерешенные проблемы,
как-то необходимость внесения в Концепцию
развития гражданского общества на 2006-2011
года изменений направленных на дальнейшее
развитие партий, средств массовой информации.