Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:09, курсовая работа
Актуальность работы заключается в необходимости анализа институтов гражданского общества в Республике Казахстан. В начале 90-х гг. прошлого столетия в государственном устройстве был отражен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Набирал силу процесс становления многопартийности, появились первые НПО и независимая пресса. Вместе с тем, в силу определенных причин, процесс демократического развития не мог развиваться линейно. Кризис советской экономики 1980-х гг., существенно углубившийся в результате распада народнохозяйственных связей после развала в 1991 г. СССР, привел к почти полной остановке большинства промышленных предприятий республики. Гигантскими темпами нарастала инфляция, очевиден был крах прежней денежно-финансовой системы, доставшейся в наследство от Советского Союза.
Задачи работы:
1. Рассмотреть конституционные основы формирования гражданского общества в Республике Казахстан.
2. Раскрыть основные пути развития институтов гражданского общества.
3. Рассмотреть особенности института омбудсмена.
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………………4
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан…………………………………………………………………………….9
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан………………………………………………………………….…..……12
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни…………………………………………………………………….………..…16
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека…….......………………………………………………......20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...........................23
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы
развития гражданского
2.2 Основные тенденции
развития институтов
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис,
социальные корни……………………………………
3.2 Омбудсмен (уполномоченный
по правам человека) как институт
защиты прав и свобод человека…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………...............
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в необходимости анализа институтов гражданского общества в Республике Казахстан. В начале 90-х гг. прошлого столетия в государственном устройстве был отражен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Набирал силу процесс становления многопартийности, появились первые НПО и независимая пресса. Вместе с тем, в силу определенных причин, процесс демократического развития не мог развиваться линейно. Кризис советской экономики 1980-х гг., существенно углубившийся в результате распада народнохозяйственных связей после развала в 1991 г. СССР, привел к почти полной остановке большинства промышленных предприятий республики. Гигантскими темпами нарастала инфляция, очевиден был крах прежней денежно-финансовой системы, доставшейся в наследство от Советского Союза. Следствием экономического коллапса стало резкое обострение социальных проблем в стране, грозившее общей внутриполитической дестабилизацией. Неуверенность в завтрашнем дне вызвала огромную миграционную волну, в результате которой страна потеряла свыше 2,5 млн своих бывших сограждан. Серьезную опасность таили в себе и внешние угрозы суверенитету и национальной безопасности Казахстана. Все это требовало незамедлительных и решительных действий со стороны руководства республики, которое, оказалось, вынуждено пожертвовать темпами демократизации ради сохранения самой государственности Казахстана. Взятый в эти годы на вооружение принцип «сначала -- экономика, потом -- политика» [1;7] позволил сконцентрировать все усилия госаппарата на экономических приоритетах, одновременно не дав стране скатиться в политическую анархию. Тем не менее, со временем все отчетливее проступала необходимость дальнейшего проведения демократических реформ, составляющих стержень стратегического курса политического руководства страны.. Наконец, необходимым условием выступает отсутствие непреодолимых внутренних и внешних угроз стабильности государства. Анализ казахстанских реалий показывает, что к настоящему времени требующиеся предпосылки и условия для дальнейшего развития демократических процессов в стране созданы. Этот вывод основывается на следующих фактах Осуществив в течение 1994-1999 гг. ряд радикальных мер по санации экономики (банкротство нерентабельных предприятий, приватизация большей части бывших государственных активов, создание законодательной базы для развития частного предпринимательства, либерализация регулирующих функций государства в области экономических отношений, развитие банковского сектора, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций и др.), руководству страны удалось добиться вывода отечественной экономики на траекторию устойчивого развития. «С 2000 г. по настоящее время темпы роста ВВП составили по 9--10% ежегодно. Столь же высокими темпами роста отличался и ВВП на душу населения, увеличившийся с немногим более $700 в 1995 г. до $4500 в 2006 г. Экономическая стабильность и благоприятный инвестиционный климат сделали Казахстан привлекательным для иностранных инвесторов, вложивших за эти годы свыше $41 млрд в экономику республики. Серьезно возросли финансовые возможности государства и частного капитала. Только в Национальном фонде сумма накоплений в 2006 г. составила 1 трлн 80 млрд тенге. Казахстанские банки и нацкомпании активно инвестируют средства в активы за рубежом». Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека. В сентябре 2002 г. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева в республике был учрежден институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а год спустя Казахстан присоединился к Международным пактам о правах человека (ратифицированы Парламентом РК в 2005 г.). В том же 2003 г. Указом Президента РК был введен мораторий на смертную казнь.
Задачи работы:
1. Рассмотреть конституционные
основы формирования
2. Раскрыть основные пути
развития институтов
3. Рассмотреть особенности института омбудсмена.
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
Республика Казахстан с момента обретения независимости приняла две Конституции (в 1993г и в 1995 г.). В Конституцию 1995 года в последующие годы были внесены изменения. Это говорит, что Республика Казахстан только формирует конституционное законодательство. Республика Казахстан на основе общемировых понятий, принципов и т. д. создает свою Конституцию, которая отвечает требованиям нашей страны и создана с учетом отечественных особенностей. Власть народа - это основная мысль, которую несет нам Конституция. В момент становления РК, как независимого государства, именно, построение конституционного строя явилось первой и наиважнейшей задачей первого Правительства. Термины "конституционный строй", " основы конституционного строя" вошли в научный оборот, в законодательные акты в начале 90-х годов. Их появление связано, главным образом, с разработкой и обсуждением Конституции Республики Казахстан 1993 года. С ее принятием оба понятия стали выступать в качестве официального наименования одной из групп общественных отношений. Прежде всего, необходимо установить: что следует понимать под конституционным строем. Думается, что можно его рассматривать как систему определенных общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции. Однако это слишком широкая и общая дефиниция, под которую сравнительно легко можно подвести самые разнообразные общественные отношения, взаимосвязи, в том числе не имеющие прямого отношения к конституционному строю . В ряде случаев под конституционным строем понимаются гарантии полного подчинения государства праву. Совокупность этих гарантий и дает конституционный строй. Представляется, что данное понятие еще в меньшей степени, чем предыдущее, раскрывает суть конституционного строя, ибо слишком абстрактно. Получается, что любое государство творит у себя отвечающее его интересам право и действует в соответствии с ним. Эта обязанность в ряде зарубежных стран возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их общественные объединения. Государство может создать право, нормам которого очень удобно будет подчиняться любым государственным органам, выражающим его интересы. Для решения этого вопроса обратимся к таким уже известным понятиям, как государственный строй и общественный строй. Государственный строй охватывает: форму правления, форму государственного устройства, политический режим, то есть организацию государства и порядок осуществления государственной власти. Устройство общества, его организация включает в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические идеологические, религиозные и другие устои общества.
Таким образом, понятием "конституционный
строй" интегрируются в единое
целое общественные отношения, которые
образуют в своей совокупности государственный
и общественный строй или устройство,
организацию государства и общества. Анализ
норм Конституции позволяет подразделить
эти принципы по различным критериям.
В качестве подобных критериев можно использовать
такие категории, как функциональная направленность,
степень общности, широта охвата общественных
отношений. Например, устанавливается,
что Республика Казахстан является унитарным
государством с президентской формой
правления, то есть данные принципы сопряжены
с понятием формы государства, с его организацией.
Эти принципы касаются основ гражданского
общества, где власть осуществляется народом
непосредственно через республиканский
референдум (п.1 ст.З Конституции Республики
Казахстан) и свободные выборы (ст.2 Конституционного
закона Республики Казахстан «О выборах
в Республике Казахстан»).Таким образом,
в качестве основ конституционного строя
РК провозглашается система важнейших
принципов, с одной стороны, характеризующих
Республики Казахстан как государство,
а с другой -закрепляющих основы гражданского
общества. К их числу относятся: суверенитет;
приоритет общечеловеческих ценностей;
принцип унитаризма; президентская форма
правления; принципы, характеризующие
Республику Казахстан как демократическое,
светское, правовое и социальное государство
[68]; многообразие форм собственности;
идеологическое и политическое многообразие;
основополагающие принципы деятельности
государства -- Республики Казахстан: общественное
согласие и политическая стабильность,
экономическое развитие на благо всего
народа, казахстанский патриотизм, решение
наиболее важных вопросов государственной
жизни демократическими методами, включая
голосование на республиканском референдуме
или в Парламенте. Нормы, содержащие эти
принципы, образуют своеобразный институт
основ конституционного строя. Его можно
определить как совокупность конституционных
норм, учреждающих целостную систему основополагающих
принципов организации и функционирования
государства и общества. Принципы основ
конституционного строя можно с помощью
различных критериев подразделить на
отдельные виды. По тем же основаниям группируются
нормы, образующие соответствующий институт:
закрепляющие форму государственной власти
( 1; 2) устанавливающие источник государственной
власти и способы осуществления народовластия
(2; 3); определяющие предмет, действия суверенитета
Республики Казахстан ( 2;2); формулирующие
основы унитарной формы государственного
устройства (п. 1 ст.2); закрепляющие принцип
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную власть (4;3);
качественно характеризующие Республику
Казахстан как государство (2 ;1); закрепляющие
принципы экономического развития (ст.6);
закрепляющие принципы внешней политики
(ст. 8), принципы внутренней политики (
2 ); закрепляющие символы государства
(ст. 9).Идея «разделения властей», высказывавшаяся
еще античными и средневековыми учеными,
была сформулирована в качестве самостоятельного
учения в середине 18 века Ш. Монтескье.
Учение о "разделении властей"связанное
с теорией естественного права, исторически
сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии
с абсолютизмом и произволом королевской
власти. В ряде стран это учение было использовано
в качестве обоснования для компромисса
между буржуазией, установившей контроль
над законодательной властью и судом,
и феодально-монархическими кругами, сохранявшими
в своих руках исполнительную власть.
Особое место занимает в системе "разделения
властей" Президент - он является главой
государства, гарантом Конституции, прав
и свобод человека и гражданина. Он определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства, обеспечивает согласованную
работу всех государственных органов
[3;18] В ст. 1 Конституции Республики Казахстан
фиксируются принципы его организации
и дается его качественная характеристика.
Рассмотрим подробнее конституционные
принципы, характеризующие качественную
сторону государства Республика Казахстан.
Конституция Республики Казахстан дает
определение Республике Казахстан, перечисляя
ряд ее важнейших признаков:
территории страны, руководствуясь едиными
нормами материального и процессуального
права.
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
2.1 Теоретико-правовые основы
развития гражданского
Порой гражданское
общество отождествляется с государством.
В результате теряется специфика этих
образований. Отсюда четко выявляется
необходимость понимания всей сущности
самого гражданского общества, путей его
становления и потенциальных возможностей.
Изучая проблему гражданского общества
в Казахстане, не следует отбрасывать
все положительное, что выработало человечество
за довольно продолжительный период построения
гражданского общества в других странах
мира. Во многих высокоразвитых странах
существуют полноценные гражданские общества,
а вернее будет сказать, эти страны достигли
такого уровня развития благодаря сформировавшемуся
гражданскому обществу, которое вывело
их на путь общественного прогресса. Граждане
этих стран знают и желают использовать
свои права и выполнять свои обязанности,
обладают достаточной правовой культурой.
От активности, правосознания, самоорганизации
гражданского общества во многом зависят
показатели уровня жизни в целом. Поэтому
нашей стране следует учитывать опыт зарубежных
стран, которые достигли в этой области
сравнительно больших результатов. Создание
открытого демократического гражданского
общества, общества, опирающегося на право,
ответственность и предприимчивость граждан
стоит в ряду важнейших фундаментальных
задач в нашей стране в силу демократизации
общественной жизни и усвоения уроков
тоталитарного прошлого, отголоски которого
еще накладывают заметный отпечаток на
современную жизнь.
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
В Конституции признаны принципы абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод, допущения их ограничения только по закону, в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. В Конституции закреплены основы и основные институты гражданского общества - право частной собственности на любое законно приобретенное имущество, права и свободы предпринимательской деятельности, принципы создания и функционирования общественных объединений, какими являются партии, а ныне широко создаваемые неправительственные организации [19].Роль средств массовой информации, как гражданского института, заключается в следующем: средства массовой информации сами являются гражданским институтом, причем очень динамичным и влиятельным; выступают одной из самых прозрачных и действенных форм обратной связи между государством и обществом; медиа- сообщество содействует развитию других гражданских институтов, оказывая им самую ценную в нынешних условиях информационную поддержку. Также средства массовой информации должны посредством своей деятельности усилить гражданское общество. Они должны пропагандировать дух казахстанского народа, его сплочение и подъем патриотических чувств. Средств массовой информации Казахстана стремительно и динамично росли в годы становления независимости страны. Если в 1991 году в Казахстане было немногим более 600 газет и журналов, и все они были государственными печатными изданиями, то в последние годы их количество увеличилось до «6646 СМИ самой различной формы собственности» [2;3]Свобода слова, стала бесспорным атрибутом информационного поля Казахстана. Права журналистов охраняются законодательством, за их соблюдением следит ряд общественных организаций. Одной из самых авторитетных является Международный общественный фонд защиты свободы слова "Аділ соз", созданный по инициативе ряда руководителей неправительственных общественных объединений. Целью Международного фонда защиты свободы слова " Аділ с?з" является становление открытого гражданского общества через утверждение в повседневной жизни страны свободной, объективной и прогрессивной журналистики. Первоосновой этой работы является мониторинг нарушений свободы слова через корреспондентскую сеть фонда. Оперативный анализ неблагополучных с позиций законности ситуаций с конкретными средствами массовой информации позволяет выбрать наиболее эффективные формы защиты таких гражданских институтов и журналистов. Средства массовой информации сегодня являются одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства. Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей, выполняя репродуктивную и креативную функцию.