Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.).
В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Содержание

1.Республиканская форма правления. 3
2. Парламентская республика 5
3. Президентская республика 7
4. Смешанные республиканские формы правления 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.85 Кб (Скачать)

Таким образом, главные достоинства президентской республики состоят в том, что это - относительно простая система командного типа с выраженной персональной ответственностью, а следовательно, обладающая значительными достоинствами с точки зрения эффективности государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СМЕШАННЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента. 

Основными признаками смешанной республики следует назвать:

1) президент  является главой государства  и арбитром;

2) президент  избирается на основе всеобщих  и прямых выборов, получая власть  непосредственно от народа;

3) президент  не является юридически главой  исполнительной власти (правительство  возглавляет глава правительства  - премьер-министр), в то же время  располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать  на политику правительства. Он  председательствует на официальных  заседаниях правительства, утверждает  акты правительства, т.е. фактически  президент руководит правительством, чем проявляется свойство бицифиальности  исполнительной власти;

4) президент  назначает главу правительства,  как правило, из числа лидеров  наиболее влиятельных партийных  фракций в парламенте, по рекомендации  главы правительства назначает  и членов правительства. Назначенное  президентом правительство представляется  парламенту (нижней палате), излагает  свою программу и просит о  доверии. Парламент может отказать  в доверии, приняв резолюцию  порицания, что означает сформирование  правительства, т.е. свобода выбора  президента в отношении главы  правительства и его членов  всегда ограничена парламентом,  что характерно для парламентарных  республик;

5) одним из  признаков, свойственных смешанной  республике, является двойная ответственность  правительства: и перед президентом,  и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

6) наиболее  сильное полномочие президента - права роспуска парламента и  назначение досрочных парламентских  выборов. Но это право носит  конституционно ограниченный характер;

7) президент  наделен правом вето на законы, принятые парламентом, но одновременно  некоторые, указанные в конституции,  акты подвергаются контрасигнатуре.

Следует иметь  в виду, что единого стереотипа республики смешанного типа не существует, поскольку сочетание признаков  президентской и парламентарной республик может быть самым разнообразным. Кроме того, в каждой смешанной  республике могут присутствовать и  свои специфические черты.

Смешанные формы  являются попыткой преодолеть недостатки той или и другой системы, причем, когда хотят снять или ослабить недостатки президентской республики, усиливают роль парламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и от парламента, что  способствует присвоению политической системы под политическую систему  с партийным режимом и партийной  системой. Если стремятся преодолеть недостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая  ему дополнительные полномочия. Разница  между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице  в акцентах: в первой ответственность  правительства перед президентом  сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом  недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства  перед президентом, однако нередко  сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики). С другой стороны, смешанные системы позволяют  трансформировать государственный  механизм под потребности сложившейся  расстановки политических сил. Характерный  пример этого дает конституционная  реформа 2004 г. В Грузии, которая согласно официальной версии должна способствовать превращению Грузии в парламентарно-президентское  государство.

Хотя введение смешанных систем преследует цели преодоления недостатков президентской и парламентской систем, достижение их на практике является не столь частое. Дело в том, что смешанные системы сами по себе содержат коренной недостаток: реальную ситуацию "двух правительств", одного - официально установленного, другого - "правительства из числа подчиненных президенту министров или в лице его администрации". В смешанных системах этот коренной недостаток нередко усугубляется ситуацией "разделенного правления". Это можно проиллюстрировать на примере Болгарии, республики с парламентским правлением, как характеризуется она в Конституции 1991 г. В ней неоднократно возникала ситуация избрания президента от одной партии и парламентского большинства от другой, что приводило к противостоянию президента и парламента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  рассмотренного материала, возможны следующие  заключения и выводы.

Во-первых, республиканская  форма правления - самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство  государств, представленных сегодня  в такой универсальной международной  организации, как ООН, являются республиками. Республика - форма правления, при  которой высшие органы государственной  власти избираются народом непосредственно  либо иным способом на определенный срок полномочий.

Во-вторых, отличительными признаками республики являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.

В-третьих, все  три разновидности республиканской  формы правления отличаются друг от друга.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует  в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

Для парламентарных республик характерно:

президент получает свои полномочия от парламента или  коллегии с участием членов парламента;

президент может  быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление  несет правительство;

правительство несет коллегиальную ответственность  перед парламентом;

парламент может  быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.

Смешанная республика, сочетая в себе элементы президентской  и парламентарной республик, является самой распространенной в настоящее  время республиканской формой. Она  построена на принципе единства власти.

Таким образом, республика является самой демократичной  формой правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. - Мн.: Новое знание, 2001. - 576 с.: ил.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ"; 2003. - 512 с.

3. Теория государства и права: [учеб. для юрид. вузов]. / А.В. Венгеров - 3-е изд., испр. и доп.; табл. - М.: Омега-Л, 2006. - 608 с.

4. Основы права: Учебник/ З.Г. Крылова. – М.: Высшая школа, 2000. – 400 с.

 


Информация о работе Республика как форма правления