Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:04, реферат
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.).
В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
1.Республиканская форма правления. 3
2. Парламентская республика 5
3. Президентская республика 7
4. Смешанные республиканские формы правления 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Таким образом, главные достоинства президентской республики состоят в том, что это - относительно простая система командного типа с выраженной персональной ответственностью, а следовательно, обладающая значительными достоинствами с точки зрения эффективности государственного управления.
4. СМЕШАННЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.
Основными признаками смешанной республики следует назвать:
1) президент является главой государства и арбитром;
2) президент
избирается на основе всеобщих
и прямых выборов, получая
3) президент
не является юридически главой
исполнительной власти (правительство
возглавляет глава
4) президент
назначает главу правительства,
5) одним из
признаков, свойственных
6) наиболее
сильное полномочие президента -
права роспуска парламента и
назначение досрочных
7) президент
наделен правом вето на законы,
принятые парламентом, но
Следует иметь в виду, что единого стереотипа республики смешанного типа не существует, поскольку сочетание признаков президентской и парламентарной республик может быть самым разнообразным. Кроме того, в каждой смешанной республике могут присутствовать и свои специфические черты.
Смешанные формы
являются попыткой преодолеть недостатки
той или и другой системы, причем,
когда хотят снять или ослабить
недостатки президентской республики,
усиливают роль парламента, вводят
зависимость правительства не только
от президента, но и от парламента, что
способствует присвоению политической
системы под политическую систему
с партийным режимом и
Хотя введение смешанных систем преследует цели преодоления недостатков президентской и парламентской систем, достижение их на практике является не столь частое. Дело в том, что смешанные системы сами по себе содержат коренной недостаток: реальную ситуацию "двух правительств", одного - официально установленного, другого - "правительства из числа подчиненных президенту министров или в лице его администрации". В смешанных системах этот коренной недостаток нередко усугубляется ситуацией "разделенного правления". Это можно проиллюстрировать на примере Болгарии, республики с парламентским правлением, как характеризуется она в Конституции 1991 г. В ней неоднократно возникала ситуация избрания президента от одной партии и парламентского большинства от другой, что приводило к противостоянию президента и парламента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании рассмотренного материала, возможны следующие заключения и выводы.
Во-первых, республиканская
форма правления - самая распространенная
в современном мире. Абсолютное большинство
государств, представленных сегодня
в такой универсальной
Во-вторых, отличительными признаками республики являются:
В-третьих, все
три разновидности
Характерным
для всех президентских республик,
несмотря на их разнообразие, является
то, что президент либо совмещает
полномочия главы государства и
главы правительства и
В цивилизованных
странах президентскую
Для парламентарных республик характерно:
президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента;
президент может
быть наделен обширными
правительство
несет коллегиальную
парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства в определенных конституцией случаях.
Смешанная республика, сочетая в себе элементы президентской и парламентарной республик, является самой распространенной в настоящее время республиканской формой. Она построена на принципе единства власти.
Таким образом, республика является самой демократичной формой правления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. - Мн.: Новое знание, 2001. - 576 с.: ил.
2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ"; 2003. - 512 с.
3. Теория государства и права: [учеб. для юрид. вузов]. / А.В. Венгеров - 3-е изд., испр. и доп.; табл. - М.: Омега-Л, 2006. - 608 с.
4. Основы права: Учебник/ З.Г. Крылова. – М.: Высшая школа, 2000. – 400 с.