СОДЕРЖАНИЕ
1. Республиканская форма правления. 3
2. Парламентская республика 5
3. Президентская республика 7
4. Смешанные республиканские формы правления 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14
1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА
ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления
– внешнее выражение содержания
государства, обусловленное структурой
и правовым положением органов государственной
власти.
Т.е. под
формой правления понимается организация
власти, характеризуемая ее формальным
источником, то есть тем, кому принадлежит
власть в данном государстве. Впрочем,
некоторые юристы полагают, что к этому
определению стоит добавить порядок образования
органов государства и порядок их взаимодействия
с населением.
Формы правления
различаются в зависимости от
того, принадлежит ли верховная власть
в государстве одному лицу, которое
одновременно является символом государства,
или же она осуществляется при помощи
различных демократических институтов
(представительные органы власти, референдумы,
и.т.д.). В связи с этим все государства
по форме правления делятся на монархии
и республики.
Республика
– форма правления, в соответствии
с которой высшая власть в государстве
принадлежит выборным органам –
парламенту, президенту; они осуществляют
контроль над правительством, существует
независимое правосудие, муниципальное
самоуправление.
Общими признаками
республиканской формы правления
являются:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления
в окончательном виде сформировалась
в Афинском государстве. По
мере развития общественной жизни
она видоизменялась, приобретала
новые черты, все больше наполнялась
демократическим содержанием.
Существование
единоличного главы государства выражается
в наличии поста президента, а коллегиальность
проявляется в наличии трёх ветвей власти:
законодательной, исполнительной и судебной.
При данной системе организации власти
реализуется система сдержек и противовесов,
которая является основой правового государства.
Выборность
на определённый срок главы государства
и других верховных органов государственной
власти на определённый срок выражается
в том, что данные органы выбираются
прямым всенародным голосованием и
осуществляют свои полномочия в течение
определённого срока, установленного
Конституцией.
Насчитывается
несколько основных разновидностей
республиканского правления. В
свою очередь они делятся по
форме государственного устройства
на:
- парламентарные;
- президентские;
- смешанные (полупрезидентские).
2. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Парламентская
республика - разновидность
современной формы государственного правления,
при которой верховная роль в организации
государственной жизни принадлежит парламенту.
Основными признаками
парламентской республики являются:
- президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной политики;
- президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его власть производна от парламента;
- президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте или его нижней палате. В противном случае правительство может не получить вотум доверия в парламенте (это необходимая процедура для парламентской республики) и не будет сформирована. Члены правительства назначаются президентом по рекомендации главы правительства;
- ключевой признак парламентской республики - политическая ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом. Ответственность эта чаще всего солидарная: недоверие главе правительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;
- президент не несет ответственность за деятельность правительства. Она возложена н6а главу правительства;
- президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства;
- в законодательной области президент парламентской республики наделен правом законодательной инициативы, согласованной с правительством; обладает правом промульгировать законы, принятые парламентом;
- акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президента недействительны. В парламентской республике ключевая фигура в государстве - глава правительства.
В
такой республике правительство
формируется парламентским путем
из числа депутатов, принадлежащих
к тем партиям, которые располагают
большинством голосов в парламенте. Правительство
несет коллективную ответственность перед
парламентом о своей деятельности. Оно
остается до тех пор у власти, пока в парламенте
они обладают большинством. В случае утраты
доверия большинство членов парламента
правительство либо уходит в отставку,
либо через главу государства добивается
роспуска парламента и назначения досрочных
парламентских выборов.
Как
правило, глава государства в
подобных республиках избирается
парламентом либо специально
образуемой парламентской коллегией.
Назначение парламентом главы
государства является главным
видом парламентского контроля
над исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии например
президент республики избирается
членами обеих палат на их
совместном заседании, но при
этом в выборах участвуют по
три депутата из каждой области,
избранных областным советом.
В федеративных государствах
участие парламента в избрании
главы государства, также разделяется
с представителями членов федерации.
Так в Германии президент избирается
федеральным собранием, состоящим
из членом бундестага, и такого
же числа лиц, выбираемых ландтагами
земель на началах пропорционального
представительства. Выборы главы
государства в парламентарной
республике могут осуществляться
и на основе всеобщего избирательного
права, что характерно для Австрии,
где президент избирается сроком
на шесть лет.
Глава государства в парламентарной
республике обладает полномочиями:
обнародует законы, издает декреты,
назначает главу правительства,
является верховным главнокомандующим
вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр,
председатель совета министров,
канцлер) назначается, как правило,
президентом. Он формирует возглавляемое
им правительство, которое осуществляет
верховную исполнительную власть
и отвечает за свою деятельность
перед парламентом. Наиболее существенной
чертой парламентарной республики
является то, что любое правительство
лишь тогда правомочно осуществлять
управление государством, когда
оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента
является законодательная деятельность
и контроль за исполнительной
властью. Парламент обладает важными
финансовыми полномочиями, поскольку
он разрабатывает и принимает
государственный бюджет, определяет
перспективы развития социально-экономического
развития страны, решает основные
вопросы внешней, в том числе
оборонной политики. Парламентарная
форма республиканского правления
представляет собой такую структуру
высших органов государственной
власти, которая реально обеспечивает
демократизм общественной жизни,
свободу личности, создает справедливые
условия человеческого общежития,
основанное на началах правовой
законности. К парламентарным республикам
можно отнести ФРГ, Италию (по
конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию,
Исландию, Ирландию, Индию и др.
3.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Президентская
республика - одна из разновидностей
современной формы государственного правления,
которая наряду с парламентаризмом соединяет
в руках президента полномочия главы государства
и главы правительства.
Основными ее
признаками является:
- четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей властей, а взаимоотношения между ними строятся на базе принципа так называемых "сдержек и противовесов";
- президент - глава государства и исполнительной власти;
- президент избирается непарламентским способом - косвенным голосованием избирателей, что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;
- президент не имеет права роспуска парламента;
- принцип парламентского большинства при формировании правительства не действует. Президент самостоятельно, с минимальным одобряющим участием сената, формирует "правительство", отличающееся от обычного правительства тем, что оно не является органом, принимающим коллегиальные решения; решения принимает президент;
- политическая ответственность правительства перед парламентом (вотум недоверия) отсутствует;
- президент единолично руководит исполнительной властью, должность премьер-министра не предусматривается;
- акты президента не подлежат контрасигнатуре;
- президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности.
Президентская
республика теоретически строится по
принципу жесткого разделения властей.
Это означает, что в конституционном
законодательстве соответствующих
стран проводится строгое разграничение
компетенции между высшими органами
законодательной, исполнительной и
судебной власти. Соответствующие высшие
органы государства не только структурно
обособлены, но и обладают значительной
самостоятельностью по отношению друг
к другу.
Президент избирается
внепарламентским путем посредством
косвенных выборов. Досрочное отстранение
президента от должности возможно лишь
в двух случаях: признание его
виновным судом импичмента или уход
в отставку. Будучи "главой исполнительной
власти", он формирует правительство
- кабинет лишь при номинальном
участии сената. Никакой ответственности
перед конгрессом кабинет не несет.
Он возглавляется президентом и
фактически играет при нем роль совещательного
органа. Хотя президент лишен права
роспуска конгресса, он наделен такими
полномочиями, которые позволяют
ему активно воздействовать на всю
законодательную деятельность конгресса.
Из числа полномочий важнейшее - это
право обращения к конгрессу с посланиями.
Наряду с этим президент сам является
важнейшим нормоустанавливающим органом.
Конгресс
является носителем "законодательной
власти", но его деятельность поставлена
в зависимость от президента, который
не только представляет собой важнейший
источник законодательной инициативы,
но и определяет судьбы многих законопроектов,
используя право вето, для преодоления
которого требуется квалифицированное
большинство обеих палат конгресса.
В то же время конгресс имеет возможность
изменять и даже отклонять законопредложения
президента и осуществлять контроля
над деятельностью федерального
исполнительного аппарата государственной
власти. Хотя члены кабинета и главы
других общенациональных исполнительных
ведомств не являются членами конгресса,
они могут вызываться и подвергаться
допросу в различно рода комитетах
конгресса, наделенных значительными
ревизионными, контрольными и расследовательскими
полномочиями.
Как уже говорилось,
в большинстве президентских
республиках нет особой должности
премьер-министра, им является президент.
Если в президентской республике
имеется должность премьер-министра
(Египет, Перу, Сирия и др.; иногда
она предусмотрена конституциями,
но может и не упоминаться ими,
и во многих странах Азии и Африки
она то вводилась, то упразднялась),
то это так называемый административный
премьер. Юридически он возглавляет
правительство, но на деле политику правительства
определяет президент, под руководством
которого проходят официальные заседания
совета министров, где решаются наиболее
важные вопросы (менее важные вопросы
решаются под председательством
административного премьера).
Президентская
республика представляет собой весьма
гибкую и легко приспосабливающую
к различным условиям форму правления.
Эта форма правления получила
достаточно широкое распространение
в государствах, освободившихся от
колониальной зависимости. Не следует
вообще абсолютизировать оценку тех
либо иных политико-правовых форм вне
зависимости от их конкретного политического
содержания.