Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Переход казахстанского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Реорганизация юридических лиц 5
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица 5
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц 9
2. Ликвидация юридических лиц 16
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц 16
2.2 Основания и порядок ликвидации 22
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФА.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     15) уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, отражаемых в ликвидационной налоговой отчетности, производится в течение десяти рабочих дней со дня ее представления. Налоговая задолженность ликвидируемого юридического лица, а также его структурных подразделений погашается за счет его денег, в том числе полученных от реализации его имущества, в порядке очередности, установленной законодательными актами Республики Казахстан. Налоговое обязательство, возникающее в период ликвидации, исполняется по мере возникновения в сроки и порядке, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан.

     16) сдача лицензиарам имеющихся  у юридического лица государственных  лицензий;

     17) распределение оставшегося после  удовлетворения требований всех  кредиторов имущества среди акционеров или участников, а в случае их отказа передача этого имущества на баланс или в собственность любых третьих лиц;

     18) составление и утверждение окончательного  ликвидационного баланса;

     19) подготовка отчета о завершении  процедуры ликвидации (конкурсного производства) перед собственником, уполномоченным им органом или судом;

     20) получение справки налоговых  органов об отсутствии задолженности  юридического лица перед бюджетом  и снятие с налогового учета.

     21) закрытие счета (счетов) в обслуживающем  банке;

     22) получение справки в территориальном  органе внутренних дел о приеме  печати юридического лица для  уничтожения;

     23) представление пакета документов  о проведении процедуры ликвидации  юридического лица в территориальное  управление юстиции.

     24) получение в департаменте юстиции документа о регистрации ликвидации юридического лица;

     25) сдача оставшихся документов  ликвидированного юридического  лица в территориальный архив.

     Ликвидация  филиалов и представительств казахстанских  и иностранных юридических лиц  производится по решению уполномоченных органов создавших их юридических лиц или суда. Порядок их преобразования в юридические лица любой организационно-правовой формы действующим гражданским законодательством Казахстана не предусмотрен.

     Поскольку филиалы и представительства не являются юридическими лицами, ответственность по их обязательствам, в том числе и по погашению кредиторской задолженности, при ликвидации несут создавшие их юридические лица.

     Следует помнить и о том, что за нарушение  действующих нормативных правовых актов при проведении процедур реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также их филиалов и представительств установлены различные виды административной, гражданской и уголовной ответственности.

 

      Заключение 

     На  основании проведенного исследования правовой природы институтов реорганизации и ликвидации, их характерных признаков, форм и порядка проведения, в результате системного анализа теоретических научных положений, действующего казахстанского законодательства и практики его применения, были сделаны следующие выводы и сформулированы конкретные предложения, направленные на оптимизацию правового регулирования вопросов, связанных с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц:

  1. До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия «реорганизация».

     Традиционным  считалось рассматривать реорганизацию  как способ прекращения юридического лица, Однако, реорганизация юридического лица представляет собой сложный  юридический состав и может быть направлена не только на прекращение  действующих, но и на создание новых юридических лиц. Принимая во внимание правопреемство как принципиальное отличие реорганизации юридического лица от его ликвидации, можно сформулировать определение понятия реорганизации применительно к сфере гражданско-правовых отношений:

     2. Основной подход к определению  реорганизации должен учитывать  особенности юридического лица  как искусственно созданного  субъекта гражданского права.  Неслучайно в законодательстве  регламентируются вопросы, касающиеся: оснований реорганизации; лиц, принимающих решение о реорганизации; порядка ее проведения; момента прекращения реорганизации и результата реорганизации.

     3.  Предлагается классифицировать правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридического лица, на две группы: "внутренние правоотношения" - охватывающие круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешние правоотношения" - отражающие связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом следует отметить взаимообусловленность данных групп правоотношений, а также определить обязательственно-правовую связь их субъектов.

     4.   В действующем законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов реорганизации:

     1) Слияние - соединение двух или  нескольких юридических лиц, при  котором происходит объединение их прав и обязанностей в одно юридическое лицо;

     2) Присоединение - одно юридическое  лицо присоединилось к другому,  при этом все неимущественные  права и обязанности присоединяющегося  липа переходят к главной организации;

     3) Разделение - одно юридическое лицо разделось на две или более части, прежнее юридическое лицо прекращает свое существование, а его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам;

     4) Выделение - основное юридическое  лицо продолжает свое существование,  но из его состава выделились отдельные структурные подразделения в самостоятельное юридическое лицо;

     5) Преобразование – изменение организационно-правовой  формы юридического лица, при  этом прекращается существование  организации в прежнем виде, а  его права и обязанности полностью переходят к правопреемнику.

     Такой подход к определению реорганизации  юридических лиц не является единственно  возможным, о нем свидетельствует  законодательство зарубежных стран.

     5.   Ликвидация и реорганизация, в результате проведения, которых происходит прекращение юридических лиц, отличаются друг от друга процедурой их проведения и правовыми последствиями, наступающими по окончании соответствующих процедур, а именно - правопреемством, возникающим в результате реорганизации.

     6.   Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

     7.   Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем или органом юридического лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.

     8. Принудительная ликвидация юридических лиц является мерой публично-правовой ответственности или мерой защиты гражданских прав. В современных условиях необходимо также ввести институт уголовной ответственности юридических лиц за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию.

     Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный  вывод о том, что все вышеуказанные  проблемы требуют скорейшего законодательного и организационного разрешения. 

 

      Список использованных источников: 

     1 Лебединец О.Н. Жизненный цикл  юридических лиц (гражданско-правовой  аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. – 217 с.

     2 Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) 27 декабря 1994 года № 269-XII, с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2009 г // Ведомости Парламента Республики Казахстан. – 1994.- № 16.

     3 Муслимова С. Ликвидация юридического  лица. – А.: Жетi жаргы, 2006. –169 с.

     4 Сулеменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданское право. Учебник в 2 томах. Т.1 – А.: Жетi жаргы, 2000. – 331 с.

     5 Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц в Республике Казахстан: практическое пособие / Под ред. В.И. Скала.– А.: LEM, 2004.– 378 с.

     6 Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1998. – 172 с.

     7 Панова М.Г. Актуальные вопросы реорганизации предприятий // Право и экономика. 1999. № 1.

     8 Оразалинов С. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. – Астана: Юрист, 2007, - 109 с.

     9 Сарсенова М.О. Исторические предпосылки изменения гражданского законодательства Республики Казахстан // Юрист. – 2007, - июнь №6 (72). – С.12-18.

     10 Пиляева В.В. Гражданское право в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, 2004. – 134 с.

     11 Гражданское право: Учебное пособие / Под ред. Тулеугалиева Г.И. – А.: Парасат, 1999. – 147 с.

     12 Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года № 415-II, с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2009 г. / Официальная газета, 2003. - № 16.

     13 Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года № 2198, с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2008 г. / Казахстанская правда, 1995, № 45.

Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц