Регулирование занятости населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:25, реферат

Описание работы

Решение проблемы занятости предполагает не только материальную помощь безработным и их трудоустройство. Изучается конъюнктура рынка труда, организуется научно обоснованная профориентация, профессиональная переподготовка, активизируется влияние на системы общего образования, профессиональной подготовки, общественных работ, создаются новые рабочие места, налаживается сотрудничество служб занятости со службами персонала.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Основы статистики занятости и безработицы…...…………………………...4

1.1 Рынок труда и его составляющие…………………….……………………...4

1.2 Безработица и показатели, характеризующие ее уровень…………...……..8

2. Сущность государственной политики занятости……………..…………….10

3. Безработица и политика занятости……………...…………………………...14

Заключение……………………………………………………….………………17

Список литературы………..……………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

     Организация оплачиваемых общественных работ означает предоставление безработным временной  работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении  местных органов управления.

     Создание  рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового  потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, сохраняется  первичное значение спроса на рабочую  силу с тем лишь отличием, что  содержание и характер работы при  выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, способствуя в то же время  его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки организаций, создающих  указанные рабочие места как  по собственной инициативе, так и  в порядке квотирования, путем  освобождения их от налогов на прибыль  от реализации соответствующей части  продукции.

     Государство, осуществляя политику в области  занятости, не может прямо воздействовать на найм рабочей силы, так как  в рыночных условиях далеко не все  предприятия находятся в собственности  государства. Таким образом, экономические  и, отчасти, административно-правовые методы являются основным связующим  звеном в проведении государственной  политики занятости, главная роль в  которой отведена предприятиям.

     Органы  управления человеческими ресурсами  в регионах основное внимание уделяют  вопросам занятости, социальной политике, регулированию взаимоотношений  работодателей и работополучателей  на уровне региона.

     Для проведения единой государственной  политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, социальной защиты временно незанятых граждан  в России действует служба занятости, которая координирует решение вопросов занятости.

     На  основе результатов анализа разрабатывается  программа улучшения занятости  и преодоления скрытой безработицы. Программа включает две группы мероприятий. К первой относятся действия, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание рабочих мест для инвалидов и  других лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Ко второй группе относятся меры, направленные на ограничение предложения рабочей  силы и ее качественную адаптацию  к изменившимся условиям: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости и регулирование  продолжительности рабочего времени, т.е. применения гибких форм занятости.

     Все эти направления могут быть реализованы  при условии поддержки организаций, осуществляющих соответствующие меры, путем создания и целенаправленного  использования специальных фондов, формируемых из средств фондов занятости, развития предпринимательства, образования  и социального обеспечения, а  также путем регулирования налогообложения  и предоставления льготных кредитов.

     В качестве показателей, оценивающих  положение организации на рынке  труба, могут быть использованы:

     1) уровень удовлетворенности работников  организацией;

     2) уровень укомплектованности кадрами  — показатель, рассмотрение которого  в динамике позволит определить  не только популярность организации  на рынке труда, но и степень  активности кадровой политики, эффективность  процедур набора персонала. 

     3) средняя заработная плата —  рассматривается в динамике. При  этом сравниваются темпы роста  средней заработной платы в  организации с темпами роста  средней заработной платы в  регионе. Заработная плата, будучи  одним из факторов удовлетворенности  работника организацией, выделяется  особо как в связи с ее  стимулирующей ролью, так и  в связи с инфляцией, нарастание  которой не может не сказаться  на ориентациях работников;

     4) качество трудовых ресурсов организации:  оценка качества трудовых ресурсов  осуществляется укрупнено исходя  из социально-демографической структуры  коллектива организации. Известно, что наибольшую производительность  обеспечивают работники конкретной  возрастной группы, и трудовой  потенциал организации в определенной  степени зависит от того, каков  удельный вес этой возрастной  группы в общем числе работников.

     Кроме того, могут быть выделены наиболее производительные группы по стажу работы в организации и определен  их удельный вес в численности  работников. На основании результатов  расчета можно судить, насколько  привлекательна организация для  работников, обеспечивающих высокую  производительность труда;

     5) наличие льгот, предоставляемых  организацией работникам, что в  настоящее время является существенным  фактором конкурентоспособности  организации на рынке труда;

     6) местоположение организации и  ее положение по отношению  к транспортной сети города, что  особо важно для больших городов  и для организаций, на которых  используются сквозные профессии.

     Любая фирма, работающая в современных  рыночных условиях, несмотря на экономическую  свободу, ограничена, тем не менее, рамками, устанавливаемыми государством. В любом  аспекте деятельности предприятия  необходимо осознавать причины, по которым  вводит те или иные ограничения. Не менее важно разбираться в  принципах осуществления государственного регулирования. Рассмотрим один из аспектов работы фирмы — управление персоналом — в системе государственного регулирования7. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Безработица и политика занятости

     Среди факторов производства особым объектом купли-продажи в рыночной экономике  выступает труд. Взаимодействие спроса на него со стороны предприятий и  его предложения со стороны продавцов  происходит на рынке труда. Структура  рынка труда зависит от характера  формирования спроса и предложения, а также от способности продавцов  и покупателей влиять на цену труда. Так, например, на конкурентном рынке  его цена складывается независимо от отдельного продавца и покупателя. При других же условиях объем спроса на труд и его цену может самостоятельно определять покупатель и/или продавец.

     Неотъемлемой  чертой рыночной экономики выступает  безработица. Эксперты Международной  организации труда (МОТ) под безработицей сегодня понимают наличие контингента  лиц трудоспособного возраста, не имеющего работы, но способного работать и ищущего работу в данный период времени. В число "ищущих работу" включаются лица, зарегистрированные на бирже труда в качестве безработных. В разных странах возрастные показатели безработных существенно отличаются, но, как правило, к ним относят  лиц от 10-15 лет минимум и до пенсионного возраста (от 55 лет и  выше), принадлежащих к самодеятельному (экономически активному) населению. К  самодеятельному относится часть  трудоспособного населения - как  работающие по найму, так и ищущие работу безработные. Другая часть трудоспособного  населения входит в группу несамодеятельного: не работающего по найму и не ищущего  подобную работу. Например, это могут  быть студенты, домохозяйки, предприниматели, лица свободных профессий.

     В развивающихся странах и в  странах с переходной экономикой зачастую отсутствует регистрация  на бирже труда лиц из числа  трудоспособного населения, ищущих работу, или же регистрируются далеко не все безработные (особенно в сельской местности). Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них  причинам не имеют работы и заработка  и зарегистрированы в государственной  службе занятости. Уровень безработицы  определяется как доля безработных  в общей численности самодеятельного  населения или рабочей силы.

     Главным методом государственной политики занятости выступают программы  уменьшения безработицы.

     Они включают в себя следующие меры:

     - стимулирование роста занятости;

     - увеличение числа рабочих мест в государственном секторе экономики;

     - подготовка и переподготовка кадров;

     - оказание содействия найму рабочей силы.

     Государство также проводит социальное страхование  безработицы, то есть выплачивает пособия  потерявшим работу не по своей воде. Основные условия получения такого пособия, продолжительность выплат и их абсолютные размеры в разных странах существенно варьируют.

     Многообразные функции по регулированию занятости  осуществляют биржи труда, которые:

     - регистрируют безработных, если данные лица соответствуют законодательно установленному статусу "безработного",

     - производят учет и регистрацию вакантных мест на предприятиях разных форм собственности,

     - занимаются трудоустройством желающих получить работу,

     - изучают спрос на труд и его предложение,

     - предоставляют информацию по трудоустройству всем желающим,

     - осуществляют выплату пособий по безработице.

     Помимо  прямого воздействия на рынок  труда, государство использует и  косвенные методы, в том числе  налоговую, денежно-кредитную и амортизационную  политику8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Программы трудоустройства, реализуемые региональными  службами занятости, будут в основном ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны  на индивидуальном уровне, возвращая  конкретного безработного к занятости  или сохраняя его контакт с  рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданны с точки зрения общественных затрат на них.

     Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости населения и росте  на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных  стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую  координацию решения экономических  и социальных вопросов, встраивание  проблем занятости населения  в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне. Механизм формирования и регулирования  рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться в  увязке с системой других макроэкономических показателей применительно к  новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки  и институциональных преобразований в экономике.  
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А. Экономическая теория: Учебник. СПб: Питер, 2004.
  2. Елисеева И.И., Силаева С.А., Щирина А.Н. Практикум по макроэкономической статистике. Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  3. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.
  4. Статистика занятости и безработицы // http: // www.erudition.ru
  5. Статистика. Учебник / Под ред. Елисеевой И.И. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
  6. Экономика / Под ред. А.С. Булатовой М.: БЕК, 2004.

Информация о работе Регулирование занятости населения в России