Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:55, контрольная работа
Земельные отношения в современной России - результат длительного общественного развития практики использования и охраны земель, применяемых форм собственности и хозяйствования, приоритетных способов устройства территории. Они определяются национальными, социальными, экономическими и иными особенностями реализации функций земли как природного ресурса, средства производства, объекта имущества.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.Земельные отношения в современной России 4
1.1.Понятие земельных отношений 4
1.2.Классификация земельных отношений 8
1.3.Основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений 13
Глава II. Государственное регулирование земельных отношений в России 22
2.1.Необходимость регулирования земельных отношений 22
2.2.Методы регулирования земельных отношений 25
2.3.Порядок разрешения земельных споров 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 33
Представляется,
что в этих теоретических утверждениях
четко проявляется
Такие приемы, способы и средства могут иметь общеправовую, межотраслевую и отраслевую сущность. Так, метод императивных предписаний, по существу является не отраслевым, а общеправовым методом. Он свойственен любой отрасли права79.
Также должны существовать отраслевые методы правового регулирования, учитывающие специфику предмета своего воздействия. Учет отраслевой специфики в земельном праве достигается тогда, когда при регулировании земельных отношений используются следующие методы. Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее человеческой значимости. Его регулятивное воздействие проявляется в последовательном осуществлении принципа целевого использования земельных ресурсов России, установления особых разрешительных правил вовлечения земель в гражданский оборот, ограничения распорядительных прав собственников земель в интересах общества, ведения полноценного земельного кадастра и мониторинга земель и др.80.
Метод
договорного регулирования
Метод обязательного государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель предполагает наделение госорганов исполнительной власти и специально уполномоченных органов полномочиями по контролю и надзору за использованием и охраной земель всех форм собственности и всех категорий земель82.
Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения.
Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом83.
Так, материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заинтересованными лицами, однако юридически значимыми они становятся лишь после утверждения соответствующими органами местного самоуправления. Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий. Например, исключительно от воли гражданина - собственника земельного участка зависит передача земельного участка по наследству.
Государство
вправе вмешаться лишь в случае,
если гражданином не было составлено
завещание и отсутствуют
Для
правового регулирования
- обязательное требование целевого использования земельных участков;
- запрещение нарушения почвенного плодородия и ухудшения экологической обстановки;
- меры экономического стимулирования охраны земель;
-
хозяйственная свобода на земле и т.д.85.
2.3.Порядок разрешения земельных споров
Правовой институт «земельные споры» является традиционным в системе земельного права РФ, однако в последнее время он значительно видоизменился и приобрел особое значение. Это обусловлено как общим изменением и либерализацией земельно-правовых отношений - земля стала объектом гражданского оборота, так и значительным изменением самого порядка разрешения земельных споров86. Следует сказать о том, что порядок разрешения споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких десятилетий, причем общая тенденция состоит в переходе от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. Окончательно правило, по которому земельные споры разрешаются в судебном порядке, закрепила Конституция РФ, в которой говорится о том, что «каждому гарантируется судебная защита его прав свобод»87.
Земельный спор - это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д. Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца88.
Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений. Разрешение земельного спора - это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Земельные споры могут быть классифицированы в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а также по объекту, субъекту спора и другим основаниям89.
1.Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков. Они бывают следующих разновидностей:
- по поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Например, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях решения должны приниматься по результатам обсуждения или референдума90. Или равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка другим лицам победитель в конкурсе на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства91;
- по поводу нарушения границ землепользования, происшедшего при отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения.
2.Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли. Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду: вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды; создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком92.
3.Споры, возникающие при изъятии земельных участков93.
4.Земельные споры, возникающие из негаторных исков.
5.Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами.
6.Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений94.
Согласно Конституции РФ земельные споры могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, то есть регламентированной законом процедуры рассмотрения95. Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору решение подлежит отмене, а дело - пересмотру (ГПК РФ, ст.387, АПК РФ, ст.270).
Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п.3ст.123 Конституции РФ), обеспечению, которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства:
- недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК РФ);
- равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне (ГПК РФ, ст.34, АПК РФ, ст.40,44);
- равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основании своих требований (ГПК РФ, ст.56, АПК РФ, ст.65-66);
- равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам (ГПК РФ, ст.320, АПК РФ, ст.257).
Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде. В аналогичном порядке рассматриваются земельные споры, заявления или жалобы, переданные гражданами по их желанию в административный орган в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан96.
Порядок
исполнения судебного решения
Так, в ГПК РФ предусмотрен перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам97.
В
настоящее время
Земельные отношения в РФ в первую очередь опираются на Земельный кодекс. Он призван не только отражать проводимую государством земельную политику, но и исходить из теоретических положений о роли земли в общественном производстве, организации рационального землевладения и землепользования, концепции научно обоснованного землеустройства.
Устойчивые земельные отношения должны строиться на основе сопряженного землеустройства административных районов, сельских администраций, хозяйственных формирований.
Под методом правового регулирования в земельном праве понимается совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. На современном этапе методы правового регулирования земельных общественных отношений должны организовать это регулирование в целях рационального использования, охраны земель и эффективного на них хозяйствования.