Разрешение земельных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Земельные отношения в современной России - результат длительного общественного развития практики использования и охраны земель, применяемых форм собственности и хозяйствования, приоритетных способов устройства территории. Они определяются национальными, социальными, экономическими и иными особенностями реализации функций земли как природного ресурса, средства производства, объекта имущества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.Земельные отношения в современной России 4
1.1.Понятие земельных отношений 4
1.2.Классификация земельных отношений 8
1.3.Основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений 13
Глава II. Государственное регулирование земельных отношений в России 22
2.1.Необходимость регулирования земельных отношений 22
2.2.Методы регулирования земельных отношений 25
2.3.Порядок разрешения земельных споров 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая (ЗЕМЛЯ).doc

— 221.50 Кб (Скачать)

       Процессуальные  нормы устанавливают формы реализации материальных норм (порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств о  предоставлении (продаже) земли, порядок  проведения торгов, правила обжалования  решений государственных органов, процедуру рассмотрения земельных споров, если они возникают, и т.п.). Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными21.

       Наиболее  сложными по своему юридическому содержанию являются земельные правоотношения, в которых реализуются права государства как собственника земли. Управленческий государственный орган, как и всякий собственник, имеет так называемое «абсолютное право».

       Но  из этого не следует, что он может  игнорировать экономические законы, пренебрегать нормами права, не считаться с законными интересами землепользователей, подавлять хозяйственную самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, отдельных граждан и других землепользователей22.

       Государство, как любой собственник земли, должно стремиться строить свои отношения с пользователями на взаимовыгодной основе. Для этого необходимы в системе государственных органов хозяйственные структуры, которые квалифицированно (без потерь для государства - собственника земель) участвовали бы в сделках с землей, при ее приватизации, аренде и т. д.

       Государственный орган, действующий в качестве хозяйствующего субъекта, должен проявлять повышенное внимание к тому, чтобы ни его  собственные действия, ни действия его партнеров - пользователей земли не наносили ущерб природе, чтобы в заключаемых с его участием арендных договорах нашли отражение надлежащие права третьих лиц23.

       Например, владельцев коммуникаций, проходящих по земле, предоставленной в сельскохозяйственную аренду. Иными словами, государственный орган должен не только блюсти имущественные интересы государства, но и проявлять повышенную заботу о соблюдении всего комплекса нормативных актов, относящихся к земле. Эта последняя сторона земельных отношений подчеркнута в законодательстве о порядке государственного контроля за использованием и охраной земель24.

       Этот  контроль за использованием и охраной, как известно, возлагается на Федеральную  службу земельного кадастра25, Госстрой РФ, которые традиционно осуществляют полномочия в отношении застраиваемых и подлежащих застройке земель; органы по охране окружающей среды; органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации и др.

       Они могут возникать, изменяться или  прекращаться на основании правомерных  и неправомерных действий (правонарушений) Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд26.

       Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии  земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых  других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей27.

       Наконец, земельные правоотношения могут  различаться по степени взаимной обязанности их участников. Они могут  быть отношениями равноправия (партнерские  отношения) и отношениями подчиненности  одной стороны другой. Как правило, равноправные земельные отношения возникают между теми или иными хозяйствами - пользователями земли.

       Так, согласование между соседями порядка  использования граничащих (смежных) участков осуществляется путем свободной  договоренности. Одна сторона не может диктовать другой обязательных условий поведения, не учитывающих интересов соседа. Стороны этих отношений обязаны в равной мере воздерживаться от нарушения установленного порядка пользования землей28.

       Устранение  нарушений допускается не путем «самосуда», а компетентным органом государства (органами Федеральной службы земельного кадастра, судом, арбитражным судом). Партнерские отношения складываются между арендатором и арендодателем, между сельскохозяйственными предприятиями и коллективом - собственниками земельных долей, поскольку участники этих отношений обязаны уважать права друг друга, добиваться взаимного согласия, не нарушать законных интересов другой стороны.

       При отношениях подчиненности складывается иной характер поведения субъектов  права пользования землей. В этих отношениях, как правило, одной из сторон является орган управления, который по закону правомочен давать те или иные указания землепользователю, добиваться от него тех или иных действий, контролировать его поведение и т. д.

       Так, должностное лицо Федеральной службы земельного кадастра может потребовать от сельскохозяйственного предприятия и всякого другого предприятия (хозяйства) прекращения работ, угрожающих состоянию угодий, и землепользователь, собственник, землевладелец обязан подчиниться этим законным требованиям29.

1.3.Основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений

 

       Земельные отношения - это отношения между органами государственной власти, органами самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями30.

       Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования31.

       Права на земельные участки, предусмотренные  главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»32.

       Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах33.

       Российская  Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

       Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно  к земельным участкам, находящимся  под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.

       Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами34.

       В имущественном отношении к земле, в качестве ее принадлежности, должны относиться почвенный покров и естественная растительность. Иногда в юридической литературе можно встретить предложения рассматривать в качестве принадлежности земли немигрирующие виды дикой фауны. В силу различий природных свойств земли и неодинакового хозяйственного ее использования могут возникать самые разнообразные земельные отношения. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования35.

         Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Также порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства также регулируются земельным законодательством РФ36.

       1.Граждане  и юридические лица осуществляют  принадлежащие им права на  земельные участки по своему  усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

       2.Отказ  граждан и юридических лиц  от осуществления принадлежащих  им прав на земельные участки  не влечет за собой прекращения  их обязанностей, установленных  статьей 42 настоящего Кодекса37.

       Возникновение права на земельные участки возможно из судебного решения, которым устанавливается соответствующее право на землю, например в соответствии со ст.274 ГК РФ суд может установить сервитут. На основании судебного решения производится государственная регистрация прав на землю38.

       Основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены Федеральным законом. К ним относится сам ЗК РФ и ряд других специальных законов, среди которых можно назвать ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», согласно которому по договору может быть заложено недвижимое имущество в виде земельного участка39.

       Одним из наиболее распространенных в период рыночных преобразований оснований возникновения прав на землю следует признать приватизацию, как способ приобретения физическими и юридическими лицами прав частной собственности на землю40.

       Действующее законодательство предусматривает различные виды приватизации:

       - приобретение земельного участка в частную собственность на торгах;

     - приватизация ЗУ (земельного участка) при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

     -  предоставление ЗУ в собственность отдельным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, дачного строительства);

     - приватизация ЗУ, ранее предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам;

     - приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянского (фермерского хозяйства (КФХ))41.

     Земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных  и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд42.

       Основаниями прекращения прав на землю выступают  юридические факты. В зависимости  от вида права на землю можно выделить несколько групп оснований прекращения прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Прекращение права частной собственности на земельный участок наступает в случаях: отчуждения земельного участка путем реализации права распоряжения (дарение, продажа, мена); смерти собственника; ликвидации юридического лица, являющегося собственником земельного участка. Права собственности на земельный участок прекращаются также в связи с обращением на него взысканий по обязательствам собственника, в том случае, если земельный участок является предметом обеспечения данного обязательства (например, предметом залога)43.

       1.Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

       2.Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество44.

       Отказ от права собственности также  является основанием прекращения права собственности на земельный участок. Но сам отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении земельного участка до принятия права собственности на него другими лицами45.

       Основаниями для прекращения права пользования земельным участком могут выступать акты государственных органов управления или акты органов местного самоуправления об изъятии (или выкупе) земельных участков соответственно для государственных или муниципальных нужд46; добровольный отказ от пользования земельным участком, истечение срока арендного договора. В качестве оснований для прекращения прав пользования земельным участком могут выступать также неправомерные действия землепользователя: нарушения принципа целевого использования земли47.

Информация о работе Разрешение земельных споров