Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:16, реферат
Публичный договор и договор присоединения представляют собой новые институты гражданского законодательства, неизвестные ни ранее действовавшим Основам гражданского законодательства СССР, ни Гражданскому кодексу РСФСР 1964 года. В Гражданском Кодексе Российской Федерации 1994 года, они закреплены в ст. 426 «публичный договор» и ст. 428 «договор присоединения». Регулируя отношения в сфере потребительской деятельности и являясь своеобразным исключением из принципа «свободы договора» эти институты нередко пересекаются, в результате чего могут возникнуть сложности в их разграничении и путаница в понятиях.
Введение…………………………………………………………………….....3
1. Публичный договор……………………………………………… ............3
1.1 Публичный договор как новелла Гражданского Кодекса Российской Федерации 1994 года………………………………………………………. ..3
1.2 Публичный договор как обязательный договор……………………. ..5
1.3 Договоры, относимые к публичным…………………………………… 9
1.4 Субъектный состав публичного договора……………………………..10
2. Договор присоединения…………………………………………...............13
2.1 История возникновения договора присоединения……………………..13
2.2 Основные черты договора присоединения……………………………..15
2.3 Ограничение принципа свободы договора в договорах присоединения……………………………………………………………......18
2.4 Договоры, заключаемые посредством присоединения, их субъекты....19
3.Сходства и различия публичного договора и договора присоединения……………………………………………………………......20
Заключение…………………………………………………………………....23
Библиография………………………………………......................................25
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
Кафедра
Специальность «Налоги и налогообложение»
Форма обучения Очная
Реферат
по учебной дисциплине
«Гражданское право»
на тему «ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР И ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ»
Курс _________
Студентка ________ Коженевская О.И.
Преподаватель ________ ( )
Оценка ___________
СОЖЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Публичный договор……………………………………………… ............3
1.1 Публичный договор как новелла Гражданского Кодекса Российской Федерации 1994 года………………………………………………………. ..3
1.2 Публичный договор как обязательный договор……………………. ..5
1.3 Договоры, относимые к публичным…………………………………… 9
1.4 Субъектный состав публичного договора……………………………..10
2. Договор присоединения………………………
2.1 История возникновения договора присоединения……………………..13
2.2 Основные черты договора присоединения……………………………..15
2.3 Ограничение
принципа свободы договора в договорах
присоединения……………………………………………
2.4 Договоры, заключаемые посредством присоединения, их субъекты....19
3.Сходства и различия
публичного договора и договора присоединения……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………...
Публичный договор и договор присоединения представляют собой новые институты гражданского законодательства, неизвестные ни ранее действовавшим Основам гражданского законодательства СССР, ни Гражданскому кодексу РСФСР 1964 года. В Гражданском Кодексе Российской Федерации 1994 года, они закреплены в ст. 426 «публичный договор» и ст. 428 «договор присоединения». Регулируя отношения в сфере потребительской деятельности и являясь своеобразным исключением из принципа «свободы договора» эти институты нередко пересекаются, в результате чего могут возникнуть сложности в их разграничении и путаница в понятиях.
В связи с этим данная тема была выбрана мной для реферата, в ходе которой я попытаюсь дать характеристику основных черт публичного договора и договора присоединения, а также определить сходства и различия этих гражданско-правовых институтов.
1. Публичный договор.
1.1 Публичный договор как новелла Гражданского Кодекса Российской Федерации 1994 года.
Впервые институт публичного договора был закреплён в ст. 426 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ, предыдущие ГК не содержали даже термина «публичный договор». Но к моменту принятия ГК 1994 года уже действовали законодательные акты, посвящённые правам потребителей, их защите как экономически менее защищённой стороны, можно сказать, они «подготовили почву» для создания нормы о публичном договоре.
Прежде всего, имеется в виду Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей". Объявленная Законом цель его введения состояла в регулировании отношений с потребителями, установлении их прав на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также на определение механизма реализации этих прав. Аналогичную направленность имели, например, и Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. В этом акте, в частности, было впервые установлено, что условия договора или иного документа, которым оформляется заказ, ущемляющие права потребителей по сравнению с предусмотренными Законом РФ "О защите прав потребителей" и Правилами, признаются недействительными, а также и то, что, если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у последнего возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме, включая и убытки, причиненные нарушением прав потребителя на свободный выбор видов услуг (работ).
Еще одним предшественником
норм о публичном договоре были Правила
продажи отдельных видов
1.2 Публичный договор как обязательный договор.
По основаниям заключения все договоры делятся на свободные и обязательные. Свободные – это такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон2, таких договоров большинство. Заключение же обязательных договоров, как это следует из самого их названия, является обязательным для одной или обеих сторон, особое место среди них занимают публичные договоры.
Поскольку заключение публичного договора обязательно для одной из сторон (коммерческой организации), режим публичных договоров является исключением из принципа "свободы договоров", наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права. Обстоятельством, заставляющим законодателя делать исключение из частноправового начала является публичный интерес, отражающийся во многих гражданско-правовых нормах и за пределами ст. 426 ГК РФ - обеспечением нормального правопорядка в стране. Возможны ситуации, при которых законодатель одной и той же нормой преследует различные цели публичного характера, в отношении публичного договора на первый план выступает цель - защиты слабой стороны. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции не того, кто предлагает товары, работы и услуги, а его контрагента - покупателя или заказчика. Иная ситуация складывается в случае, когда потребитель - экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, - к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может только одним путем: создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК3.
Заключение публичного договора регламентировано ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).4.
Коммерческие организации это разновидность юридических лиц, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.5
Практическое значение выделения публичных договоров состоит в том, что к ним применяются правила, отличные от общих норм договорного права. К числу таких специальных правил, применяемых к публичным договорам, относятся следующие:
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 426 ГК РФ). Такой случай предусмотрен, например, ч. 1 п. 5 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (инвалидам войны в качестве одной из мер социальной поддержки предоставляется внеочередная установка квартирного телефона)6.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Так, например, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает, что пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом7.
Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, т.е. она может отказать в заключении договора только ввиду отсутствия технической возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: контрагент коммерческой организации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. В случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, согласно п. 55 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию8. Так же потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации9.
Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ в п. 4 ст. 426 было внесено изменение, теперь в случаях, предусмотренных законом, не только Правительство Российской Федерации, но и уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Т.е. для данного вида договора императивные нормы вопреки общему правилу об установлении таких норм федеральными законами могут быть введены подзаконными актами (в целях более оперативного принятия мер по защите интересов массового потребителя).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426, ничтожны, т. е. считаются недействительными с момента заключения договора10.
Если законом или соглашением сторон не предусмотрено иное, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ: если коммерческой организации, направившей оферту (проект договора), в течение тридцати дней контрагентом будет направлен протокол разногласий к проекту договора, то она обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Таким образом, публичный договор характеризуется следующими признаками:
При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор.
1.3 Договоры, относимые к публичным.
Публичный характер ряда договоров прямо обозначен в части второй ГК. К публичным отнесены: договор розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК); договор проката (п. 3 ст. 626 ГК); договор бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК); договор перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 789 ГК); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (п. 2 ст. 834 ГК); договор складского хранения, заключенные товарным складом общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК); договор хранения вещей граждан в ломбарде (п. 1 ст. 919 ГК); договор хранение вещей в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК); договор личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК).
Помимо ГК, отдельные договоры называют публичными ряд законов, так, ч. 2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» называет публичным договор оказания услуг по передаче электрической энергии: «Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным»11. Вместе с тем публичными могут быть названы и иные договоры, которые относятся к таковым по характеру опосредуемой ими деятельности, названной в п. 1 ст. 426 ГК РФ, поскольку данная статья вначале определяет признаки, необходимые и достаточные для признания договора публичным, и лишь затем устанавливает для таких договоров специальный режим. При такой структуре соответствующей статьи наименование договора определенного типа, вида и подвида публичным не является обязательным условием применения данной статьи. Подобное указание может иметь самостоятельное значение только в случае, когда законодатель стремится ограничить рамки договора, на который распространяется ст. 426 ГК. Примером может служить п. 2 ст. 834 ГК, подчеркивающий, что публичным признается только договор банковского вклада, в котором в качестве вкладчика выступает гражданин, или п. 1 ст. 919 ГК, признающий публичным заключенный ломбардом договор, в котором предметом служат вещи, принадлежащие гражданам12. Поэтому к публичным следует отнести не только договоры энергоснабжения, но и иные договоры снабжения через присоединенную сеть - снабжения тепловой энергией, водой (ст. 539 и 548 ГК РФ) и т.п.
Информация о работе Публичный договор и договор присоединения в гражданском праве