Прокуратура советского и постсоветского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:09, лекция

Описание работы

После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами.

Работа содержит 1 файл

прокуратура.docx

— 32.40 Кб (Скачать)

§ 2. Прокуратура советского и постсоветского периода

После Октябрьской  революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности дел, формулировали обвинение. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 г. при революционном трибунале при ВЦИК была учреждена центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Центральная коллегия руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.

Частично функции  надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности  нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК (Чрезвычайная комиссия). По мере перехода от гражданской войны к строительству  новых общественных отношений все более ощутимым становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой основе.

В докладе Министра юстиции Н. В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г. подчеркивалась необходимость создания прокуратуры, независимой от местной власти, на которую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руководство следствием, а также предупреждение правонарушений. 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. При этом возобладало влияние губернских чиновников, не желавших иметь рядом с собой независимого от них прокурора. После дискуссий, завершившихся письмом В. И. Ленина "О двойном подчинении и законности" III сессия ВЦИК 28 мая 1922 г. приняла Положение о прокуратуре.

Первоначально структура отдела прокуратуры Наркомюста РСФСР была установлена Положением о Народном комиссариате юстиции (декрет ВЦИК от 1 февраля 1923 г.). В него входили подотделы: 1) общего управления и личного состава прокурорского надзора; 2) общего надзора; 3) надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы; 4) государственного обвинения со следственной частью.

После образования  Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и Союзных республик органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками положений.

Прокурор республики был подотчетен и подведомственен  верховным органам своей республики.

Постановлением  Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 20 июня 1933 г. была учреждена прокуратура  Союза ССР. Постановлением ЦИК и  СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о прокуратуре Союза  ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура  органов. В структуру аппарата прокуратуры  СССР вошли: Главная военная прокуратура; Главная прокуратура железнодорожного транспорта; Главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-судебный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат.

При прокуроре  СССР (который с 1946 г. в соответствии с законом СССР от 19 марта 1946 г. стал именоваться Генеральным прокурором) состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспекторы и консультанты. С некоторыми, изменениями эта структура прокуратуры и аппаратов органов прокуратуры просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 г.

В 1960 г. были упразднены транспортные прокуратуры, но уже в 1961 г. они стали воссоздаваться в  составе отдельных прокуратур краев  и областей, а в 80-х годах их система была практически воссоздана.

В начале 20-х  годов при каждом реввоентрибунале состоял военный прокурор, непосредственно подчиненный помощнику прокурора республики при Верховном суде (по Военной коллегии) и по его представлению назначаемый прокурором республики. В последующем в соответствии с развитием вооруженных сил и иных войск, применительно к их организационной структуре развивались и органы военной прокуратуры. Создавались трудовые (1924 г.), природоохранные (1984— 1985гг.) и другие специализированные прокуратуры.

Постепенно совершенствовалось правовое регулирование системы  прокурорского надзора, в том  числе нормы отраслевого законодательства (уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и др.).

В 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение  о прокурорском надзоре в СССР. Указом ПВС СССР в 1959 г. были образованы Коллегии в прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Указом ПВС СССР от 14 декабря 1966 г. утверждено Положение о военной прокуратуре.

Более интенсивно и детально стало развиваться  законодательство о прокуратуре в 70-х годах. После принятия Конституции 1977 г. был принят в 1979 г. Закон о прокуратуре СССР с изменениями, внесенными в этот закон в 1982 и 1987 г., который действовал до распада СССР и принятия законов о прокуратуре в бывших союзных республиках.* Первый закон о прокуратуре РСФСР постсоветского периода был принят Верховным Советом РСФСР 17 января 1992 г., который действовал до ноября 1995 г.** 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История Прокуратуры России    

Фундамент современной российской прокуратуры  закладывался Петром I, который учредил  прокуратуру России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра  I Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору». Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».    

18 января  император Петр I назначил графа  Павла Ивановича  Ягужинского первым Генерал-Прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-Прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.     

Екатерина II придавала должности генерал-прокурора  исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность  генерал-прокурора, князь Александр  Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное  ею «секретнейшее наставление», в котором  не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь.  Так, например, императрица предложила тщательно следить за «циркуляцией денег» в государстве, досконально вникнуть в дело о «выписывании серебра», продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.    

В отдельные  периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это  проявилось во времена царствований Екатерины II  и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила  «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».    

24 ноября 1917 года высшим органом власти  в стране  - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия  были образованы особые следственные комиссии.     

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение  о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена  Государственная Прокуратура. При  этом на прокуратуру были возложены  следующие функции:

·        осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных  учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

·         непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

·        поддержание обвинения в суде;

·        наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей;    

23 ноября 1923 года была образована Прокуратура  Верховного суда Союза ССР.  Прокурором Верховного суда был  назначен П.А. Красиков, которому  были предоставлены широкие права:  законодательной инициативы и  совещательного голоса на заседаниях  высших органов власти страны, а также право приостанавливать  решения и приговоры коллегий  Верховного суда СССР.      

После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать  две системы, организационно не связанные  между собой: названная прокуратура  и прокуратуры союзных республик  в системе наркоматов юстиции.    

20 июня 1933 года была образована Прокуратура  Союза ССР, на которую возлагались:

·        надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;

·        наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

·        возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

·        надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;

·        общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.    

Таким образом, несмотря на то, что в союзных  республиках прокуратуры еще  три года оставались в системе  народных комиссариатов юстиции, все  прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза  ССР упразднили.  Первым прокурором Союза ССР был назначен И.А. Акулов.     

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 года Прокурору СССР присвоено  наименование Генеральный прокурор СССР.     

28 декабря  1955 года было утверждено Положение  о прокурорском надзоре в СССР,  которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.     

Наиболее  заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу  с представлением в Президиум  Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся  законным правом требовать отмены или  изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.     

30 ноября 1979 года  был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.    

Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура  Российской Федерации определяется как единая Федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 ФЗ).     

Информация о работе Прокуратура советского и постсоветского периода