Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование,

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Предусмотренные Конституцией РФ основополагающие начала, определяют характер взаимоотношений между федеральной властью (Российской Федерации) и субъектами Российской Федерации, а также между самими субъектами.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие конституционно-правового регулирования…………………4

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование предметов ведения Российской Федерации…………..…………………………………………….....9

2.1. Принципы конституционно-правового регулирования предметов ведения
Российской Федерации………………………………………………………………………..13

2.2. Порядок конституционно-правового регулирования предметов ведения Российской Федерации……………………..……...…………………………...14

Глава 3. Конституционно-правовое регулирование субъектов Российской Федерации………………………………………………………………………..17
3.1. Принципы конституционно-правового регулирования субъектов Российской Федерации……………………………………………………….…17

3.2. Порядок конституционно-правового регулирования субъектов Российской Федерации…………………………………………………….........20

Глава 4. Актуальные проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации………………..21

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсовая порг.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

В качестве основных правовых принципов установления полномочий субъектов Федерации, местного самоуправления следует назвать: принцип субсидиарности, равноправия субъектов Федерации, муниципалитетов, совместного с центром нормативно-правового регулирования, самостоятельности в установлении системы органов государственной  власти, местного самоуправления и их полномочий, самостоятельности в решении кадровых вопросов, свободы в выборе способов адаптации переданных федеральных полномочий к региональным и муниципальным особенностям, соразмерности, компенсации, свободы выбора дополнительных полномочий, сохранения «ядра» полномочий, разграничения полномочий договорами, передачи полномочий соглашениями и других. Кроме того, специфическими принципами установления собственных полномочий субъектов Федерации, местного самоуправления являются принципы наделения их законодательных (представительных) органов государственной власти, местного самоуправления налоговой и бюджетной самостоятельностью, а также возложения ответственности на выборный орган, принимающий решения.

 

3.2. Порядок конституционно-правового регулирования субъектов Российской Федерации.

 

Конституция в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Регулирование изменения статуса субъекта Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Самостоятельно субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Это очень важно, поскольку со стороны отдельных субъектов проявляются негативные тенденции, выражающиеся в стремлении к обособлению и самостоятельному изменению своего статуса. В частности, в особые отношения с Россией пыталась поставить себя Чеченская Республика, заявляя о своей независимости от России. Подобные тенденции направлены на разрушение территориального единства Российской Федерации.

 

 

 

Глава 4.

 

Актуальные проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Основополагающие требования, предъявляемые к основаниям и процедурам заключения договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашений между этими органами о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Такие принципы закреплены Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»[2]. К ним отнесены:

1) принцип конституционности, в соответствии с которым договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленные соответственно ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации;

2) принцип верховенства федерального права, означающий, что в случае несоответствия положений договоров, соглашений положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам действуют положения федеральных правовых актов;

3) принцип равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе гарантирующий равноправие субъектов Российской Федерации при подготовке и заключении договоров и соглашений;

4) принцип недопустимости ущемления интересов, прав и свобод субъектов Российской Федерации, означающий, что при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов Российской Федерации недопустимо ущемление прав и интересов других;

5) принцип согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации, согласно которому при заключении договоров и соглашений (а равно принятия законов) необходимо осуществлять согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов в порядке, установленном законом.

В частности, порядок предполагает: проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после рассмотрения их в первом чтении направлять в месячный срок в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; право представителей субъектов Российской Федерации принимать участие с правом совещательного голоса в работе над проектами таких законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и др.;

6) принцип добровольности заключения договоров и соглашений, предполагающий, что заключение договоров и соглашений осуществляется на добровольной основе и гласно.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения субъектов Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1. Конституция Российской Федерации. М.

 

2. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 22 июля 2008 года).- СПС «Кодекс», www.kodeks.ru

 

3. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.

 

4. . Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Издание 6-е, исправ. и доп. М., Норма, 2007.

 

5. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

 

6. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – 3-е изд., испр и доп. – М. : Юрист, 2005.

 

7. Саликов М.С. О некоторых проблемах разграничения законодательных полномочий в российской федеративной системе // Российское право: образование, практика, наука. 2005.

 

8. Хрестоматия по российскому конституционному праву / сост. Е.М. Ковешников. – М. : Просвещение, 2001.

 

2

 



[1] Федеральный закон от 4 ию­ля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

[2] Федеральный закон от 4 ию­ля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)


Информация о работе Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование,