Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие вопросы защиты материнства и детства 4
2. Направления деятельности государства по защите материнства, детства и семьи 7
3. Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Правовые проблемы зашиты материнства.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Современное российское общество и государство должны проявлять особую заботу о молодой семье, так как именно с молодыми семьями связано улучшение демографической ситуации в современной России.

     Сегодня защита материнства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.

 

      3. Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи 

     В Российской Федерации существует ряд нерешенных социальных проблем, к числу которых относятся: низкая по сравнению с развитыми странами заработная плата, рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, увеличение безработицы, недостаточная защищенность детей, женщин, недоступность для молодых людей качественного профессионального образования, медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для приобретения жилья и приемлемых условий отдыха; ряд других. Такое состояние социальной сферы на современном этапе развития России требует активизации социальной политики вообще и демографической в частности.

     В последнее время принят ряд важнейших  законодательных актов в этом направлении. Однако проблема охраны и  семьи, материнства, отцовства и  детства продолжает оставаться актуальной, затрагивает вопросы жизнедеятельности каждого россиянина. Необходим общий системный анализ законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства для оценки степени его развития и приближения его системности к тому уровню, когда можно говорить о стройном и целостном механизме охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Однако в настоящее время имеются лишь отдельные разрозненные исследования в рассматриваемой области правовых отношений4.

     Правовое  регулирование семейных отношений  направлено, прежде всего, на охрану прав и интересов членов семьи, создание в семье необходимых условий для воспитания детей. Критерием «качества жизни» становится и «качество человека», что определяет и перемены в роли спорта, медицины, искусства. Затраты на «индустрию здоровья» составляют уже сегодня 20% национального дохода развитых стран: профилактика, ранняя диагностика, отказ от грубого и запоздалого «ремонта» человека. Начался моральный террор против курильщиков, материальное и моральное стимулирование здорового образа жизни. Создается новый имидж нового человека.

     Но  становится очевиден кризис семьи как  традиционной «ячейки общества», индивид, а не семья выступает в роли «социальной единицы» — приоритетными стали права «свободной личности». Появились «заменители» семьи: группы, кружки по интересам, клубы знакомств и т.д.

     В связи с этим представляются актуальными  исследование институтов семьи и брака как объектов конституционно-правового регулирования; системы правового регулирования государственной поддержки семьи материнства, отцовства и детства; реформирования политики государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; разработки государственных гарантий и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России; защиты имущественных прав ребенка в условиях приоритета государственной поддержки в случаях распада семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей, в современном российском обществе; практики решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в отдельных субъектах Российской Федерации

     Поэтому, закрепление в ст. 38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. В диссертационном исследовании представлено авторское определение понятия «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства», которое определяется как система решений субъектов государственной семейной политики, имеющих целью организовать среду, обеспечивающую благоприятные социально-экономические условия для социализации детей и возможности совмещения материнства, отцовства и профессиональной деятельности, на основе адресности оказания помощи.

     Реализация  положений о социальном характере  государства, закрепленном в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, в современных условиях предполагает адресный характер государственной политики в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Следствием этого является направление усилий государства на оказание социальной поддержки наиболее слабым индивидам (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и т.п.), а также на побуждение к труду и самообеспечению иных категорий граждан.

     Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации диссертант отметил позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

     Однако  наряду с общей позитивной тенденцией развития его правозащитной деятельности выявлен ряд проблем правового регулирования статуса данного органа. В соответствии с международными стандартами государственных правозащитных институтов должны быть установлены гарантии его независимости, а именно:

     а) особый порядок назначения, предполагающий право неправительственных правозащитных организаций предлагать кандидатуры на данную должность;

     б) срочный характер полномочий;

     в) перечень установленных в законе обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей по данной должности и являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий5.

     Обоснована  необходимость закрепления статуса  Уполномоченного по правам ребенка  в федеральном законе, который должен регулировать круг полномочий по выявлению и проверке фактов нарушения прав ребенка, а также меры реагирования по восстановлению нарушенных прав и привлечению к ответственности виновных лиц.

     Наряду  с указанными целесообразно наделить Уполномоченного по правам ребенка правом осуществлять мониторинг соблюдения прав ребенка в Российской Федерации и по его результатам вносить предложения по совершенствованию законодательства и мер государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

     17-18 мая 2011 года в г. Казани прошел Съезд Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС), на котором были приняты учредительные документы Ассоциации и избраны руководящие органы АРКС, говорится в поступившем в редакцию «Русской народной линии» заявлении съезда.

     «Участники Съезда АРКС выражают обеспокоенность положением семьи и детей в России, состоянием образования и здравоохранения, уровнем социального обеспечения граждан. Съезд АРКС обращается к самым широким кругам родительской общественности с призывом объединить усилия в сфере защиты семьи, отцовства, материнства и детства, возрождения семейных ценностей, а также в решении проблем, стоящих перед обществом», - сказано в документе.

     «Обсудив отчет о первом этапе форсайт-проекта "Детство-2030 плюс" (Семья XXI века), Съезд пришел к выводу, что результаты первого этапа форсайт-проекта не соответствуют заявленным целям. В этой связи Съезд АРКС считает целесообразным прекратить свое участие в этом проекте», - подчеркивается в заявлении.

     «Считая проблему защиты семьи, отцовство, материнства и детства исключительно актуальной, Ассоциация приступает к разработке проекта "Возрождение семейных ценностей в России". В рамках этого проекта АРКС проводит семинар "Семья и современное общество", который состоится 7-10 июля 2011 в г. Москве. Съезд Ассоциации призывает широкие круги родительской общественности к участию в работе над проектом "Возрождение семейных ценностей в России"», - отмечается в заявлении Съезда Ассоциации родительских комитетов и сообществ. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении сделаем вывод, что до сих пор в субъектах Российской Федерации отсутствует программный документ, определяющий основные приоритеты и направления семейной политики и содержащий комплекс мероприятий, направленных на их реализацию. Автором обоснована необходимость формирования комплексной региональной стратегии, консолидирующей все общество и направленной на повышение  ценности семьи и семейного образа жизни, оказания  помощи семье в реализации всех ее функций, которая должна включать следующие направления:

     а) меры экономического характера, обеспечивающие условия для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости;

     б) меры социальной поддержки и социального  обеспечения семьи и детства;

     в) меры по улучшению демографической ситуации, направленные на повышение рождаемости;

     г) по формированию нравственно-ценностных основ семьи и брака, укреплению духовных основ общества. В целях повышения значимости семьи и семейного образа жизни предложено разработать и ввести в действие систему подготовки молодежи к браку и семейной жизни (система общего и начального профессионального образования); преподавание в рамках регионального компонента стандартов среднего и высшего профессионального образования специальных курсов, ориентированных на роль и значимость семьи в жизни человека и общества. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009.

     2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995. № 223-ФЗ (ред. от 17.05.2011. // Собрание законодательства РФ, 01/01/1996, № 1. ст. 16.

     3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3699.

     4. Федеральный закон от 24.07.98 №124 (ред. от 21 июля 2011г. N 252-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.98, №31, ст.3802.

     5. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, (ред. от 01.08.2011.) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 150.

     6. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»// СЗ РФ.-1992.-№12.-Ст. 1254.

     7. Приказ Минздравсоцразвития РФ N 258н, ФСС РФ N 67 от 21.04.2010 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 21, 24.05.2010.

     8. Ерусланова, Р.И. Семья как объект  социальной работы / Р.И. Ерусланова, Е.М. Зуйкова. -Чебоксары, 2009. – 202с.

     9. Иванников, В.А. Как помочь семье  // Социальная работа с семьей / В.А. Иванникова. - М.: Спарк, 2007. – 190с.

     10. Зубкова Т.С. Организация и  содержание работы по социальной  защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224с.

Информация о работе Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи