Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие вопросы защиты материнства и детства 4
2. Направления деятельности государства по защите материнства, детства и семьи 7
3. Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Современное российское общество и государство должны проявлять особую заботу о молодой семье, так как именно с молодыми семьями связано улучшение демографической ситуации в современной России.
Сегодня защита материнства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.
3. Проблемы правовой защиты материнства,
детства и семьи
В Российской Федерации существует ряд нерешенных социальных проблем, к числу которых относятся: низкая по сравнению с развитыми странами заработная плата, рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, увеличение безработицы, недостаточная защищенность детей, женщин, недоступность для молодых людей качественного профессионального образования, медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для приобретения жилья и приемлемых условий отдыха; ряд других. Такое состояние социальной сферы на современном этапе развития России требует активизации социальной политики вообще и демографической в частности.
В
последнее время принят ряд важнейших
законодательных актов в этом
направлении. Однако проблема охраны и
семьи, материнства, отцовства и
детства продолжает оставаться актуальной,
затрагивает вопросы
Правовое регулирование семейных отношений направлено, прежде всего, на охрану прав и интересов членов семьи, создание в семье необходимых условий для воспитания детей. Критерием «качества жизни» становится и «качество человека», что определяет и перемены в роли спорта, медицины, искусства. Затраты на «индустрию здоровья» составляют уже сегодня 20% национального дохода развитых стран: профилактика, ранняя диагностика, отказ от грубого и запоздалого «ремонта» человека. Начался моральный террор против курильщиков, материальное и моральное стимулирование здорового образа жизни. Создается новый имидж нового человека.
Но становится очевиден кризис семьи как традиционной «ячейки общества», индивид, а не семья выступает в роли «социальной единицы» — приоритетными стали права «свободной личности». Появились «заменители» семьи: группы, кружки по интересам, клубы знакомств и т.д.
В связи с этим представляются актуальными исследование институтов семьи и брака как объектов конституционно-правового регулирования; системы правового регулирования государственной поддержки семьи материнства, отцовства и детства; реформирования политики государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; разработки государственных гарантий и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России; защиты имущественных прав ребенка в условиях приоритета государственной поддержки в случаях распада семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей, в современном российском обществе; практики решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства в отдельных субъектах Российской Федерации
Поэтому, закрепление в ст. 38 Конституции Российской Федерации положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. В диссертационном исследовании представлено авторское определение понятия «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства», которое определяется как система решений субъектов государственной семейной политики, имеющих целью организовать среду, обеспечивающую благоприятные социально-экономические условия для социализации детей и возможности совмещения материнства, отцовства и профессиональной деятельности, на основе адресности оказания помощи.
Реализация положений о социальном характере государства, закрепленном в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, в современных условиях предполагает адресный характер государственной политики в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Следствием этого является направление усилий государства на оказание социальной поддержки наиболее слабым индивидам (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и т.п.), а также на побуждение к труду и самообеспечению иных категорий граждан.
Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации диссертант отметил позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Однако наряду с общей позитивной тенденцией развития его правозащитной деятельности выявлен ряд проблем правового регулирования статуса данного органа. В соответствии с международными стандартами государственных правозащитных институтов должны быть установлены гарантии его независимости, а именно:
а) особый порядок назначения, предполагающий право неправительственных правозащитных организаций предлагать кандидатуры на данную должность;
б) срочный характер полномочий;
в) перечень установленных в законе обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей по данной должности и являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий5.
Обоснована
необходимость закрепления
Наряду с указанными целесообразно наделить Уполномоченного по правам ребенка правом осуществлять мониторинг соблюдения прав ребенка в Российской Федерации и по его результатам вносить предложения по совершенствованию законодательства и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
17-18 мая 2011 года в г. Казани прошел Съезд Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС), на котором были приняты учредительные документы Ассоциации и избраны руководящие органы АРКС, говорится в поступившем в редакцию «Русской народной линии» заявлении съезда.
«Участники Съезда АРКС выражают обеспокоенность положением семьи и детей в России, состоянием образования и здравоохранения, уровнем социального обеспечения граждан. Съезд АРКС обращается к самым широким кругам родительской общественности с призывом объединить усилия в сфере защиты семьи, отцовства, материнства и детства, возрождения семейных ценностей, а также в решении проблем, стоящих перед обществом», - сказано в документе.
«Обсудив отчет о первом этапе форсайт-проекта "Детство-2030 плюс" (Семья XXI века), Съезд пришел к выводу, что результаты первого этапа форсайт-проекта не соответствуют заявленным целям. В этой связи Съезд АРКС считает целесообразным прекратить свое участие в этом проекте», - подчеркивается в заявлении.
«Считая
проблему защиты семьи, отцовство, материнства
и детства исключительно актуальной, Ассоциация
приступает к разработке проекта "Возрождение
семейных ценностей в России". В рамках
этого проекта АРКС проводит семинар "Семья
и современное общество", который состоится
7-10 июля 2011 в г. Москве. Съезд Ассоциации
призывает широкие круги родительской
общественности к участию в работе над
проектом "Возрождение семейных ценностей
в России"», - отмечается в заявлении
Съезда Ассоциации родительских комитетов
и сообществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении сделаем вывод, что до сих пор в субъектах Российской Федерации отсутствует программный документ, определяющий основные приоритеты и направления семейной политики и содержащий комплекс мероприятий, направленных на их реализацию. Автором обоснована необходимость формирования комплексной региональной стратегии, консолидирующей все общество и направленной на повышение ценности семьи и семейного образа жизни, оказания помощи семье в реализации всех ее функций, которая должна включать следующие направления:
а) меры экономического характера, обеспечивающие условия для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости;
б) меры социальной поддержки и социального обеспечения семьи и детства;
в) меры по улучшению демографической ситуации, направленные на повышение рождаемости;
г)
по формированию нравственно-ценностных
основ семьи и брака, укреплению
духовных основ общества. В целях повышения
значимости семьи и семейного образа жизни
предложено разработать и ввести в действие
систему подготовки молодежи к браку и
семейной жизни (система общего и начального
профессионального образования); преподавание
в рамках регионального компонента стандартов
среднего и высшего профессионального
образования специальных курсов, ориентированных
на роль и значимость семьи в жизни человека
и общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция Российской
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995. № 223-ФЗ (ред. от 17.05.2011. // Собрание законодательства РФ, 01/01/1996, № 1. ст. 16.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3699.
4. Федеральный закон от 24.07.98 №124 (ред. от 21 июля 2011г. N 252-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.98, №31, ст.3802.
5. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, (ред. от 01.08.2011.) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 150.
6. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»// СЗ РФ.-1992.-№12.-Ст. 1254.
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ N 258н, ФСС РФ N 67 от 21.04.2010 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 21, 24.05.2010.
8. Ерусланова, Р.И. Семья как объект социальной работы / Р.И. Ерусланова, Е.М. Зуйкова. -Чебоксары, 2009. – 202с.
9.
Иванников, В.А. Как помочь
10.
Зубкова Т.С. Организация и
содержание работы по
Информация о работе Проблемы правовой защиты материнства, детства и семьи