Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:47, реферат
Некоторые идеи, на которых строится современное авторское право, пришли из очень отдаленных времён. Прежде всего, это касается представления об особой связи между произведением и его создателем. Заимствование чужого произведения ещё в древние времена рассматривалось морально предосудительным, а искажение произведения осуждалось общественным мнением в античных Греции и Риме, а ещё много раньше и в Индии. В своё время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сдаваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответствует ли постановка пьесы оригинальному тексту.
Были введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.
Первые привилегии были известны ещё в Venedig в 1400 г., и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе.
Введение 3
1 Проблема пиратства 5
2 Проблемы защиты авторских прав в сети интернет 8
3 Проблемы законодательного регулирования 16
4 Название произведения как объект авторского права 21
Заключение 29
Список использованных источников 30
В соответствии со ст.9 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания [2]. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, какого-либо специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Отсюда следует, что при доказывании нарушений авторских прав приоритет создания произведения имеет не столь существенное значение, а важен именно факт создания произведения творческим трудом самого автора, причем независимо от времени создания и материальной формы исполнения произведения. И доказывать нарушение своих авторских прав должен сам автор.
Возможности
пользователя сети "Интернет" по
мгновенному копированию и
Существует мнение, что в интернете невозможно
обеспечить правовую защиту авторских
прав из-за отсутствия ограничений на
свободное копирование и сложности ведения
контроля за копированием и использованием
произведений. Очевидно, что способы защиты
авторского права в интернете ничем не
отличается от традиционных способов
защиты. Сущность нарушений авторского
права в интернете такая же, и защита его
от нарушений осуществляется теми же способами,
предусмотренными национальным законодательством,
в том числе в судебном порядке в рамках
гражданского, административного или
уголовного разбирательства. Отличие
лишь в том, что простота копирования и
нематериальная сущность объектов авторского
права в интернете не позволяет так же
просто решить проблему обеспечения доказательств
нарушений авторского права. Бремя защиты
авторских прав лежит, как правило, на
самом авторе или на правообладателе авторских
прав, и они, прежде чем помещать произведение
в интернет, должны априорно предпринимать
некоторые дополнительные действия по
защите своих авторских прав. Выявленное
конкретное нарушение авторских прав
предполагает конкретные действия автора
или правообладателя по защите, для чего,
в принципе, достаточно действующего законодательства
Российской Федерации. Естественно, что
некоторые действия по защите авторских
прав при нарушениях, связанных с использованием
интернета, намного сложнее. Это связано
с обеспечением доказательств нарушений
авторских прав в интернете, а также неготовностью
инфраструктуры судов и судейского корпуса
по исковым делам по нарушению авторских
прав, связанных с тем или иным использованием
интернета, что и является камнем преткновения
в проблеме
защиты авторских прав в интернете.
В Законе "Об авторском праве и смежных правах" от 9.07.1993 г. имеются некоторые ограничения и противоречия, которые не учитывают тенденции развития Интернет и сдерживают его развитие. Так, в соответствии со ст. 20 данного закона "допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре и без извлечения прибыли отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, короткие отрывки из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях", а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий [2].
Под воспроизведением произведения данный закон (ст. 4) понимает "изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи", а под репродуцированием (т.е. репрографическим воспроизведением) - "факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме". Кроме того, в данной статье однозначно оговаривается, что "запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением». Ст. 18 определяет условия, при которых возможно воспроизведение произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, в частности "допускается воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях", за исключением книг в полном объеме, программ для ЭВМ и баз данных.
Размещение автором своих произведений на вэб-сайте интернета в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах" в первом приближении можно толковать как акт обнародования произведения путем публичного показа или исполнения в месте, открытом для свободного посещения. Хотя формально размещение авторских материалов на вэб-сайте не является публичным актом в классическом понимании и пользователь, размещающий авторские материалы, не распространяет их, а может только для привлечения заинтересованных пользователей разместить на поисковом вэб-сайте указатель - некоторую справочную информацию (например, набор ключевых слов) о своем вэб-сайте и IP-адрес (адресом в Интернет (IP адрес) является уникальное зарегистрированное имя домена хост-сервера сети "Интернет", где размещаются электронные документы вэб-сайта) вэб-сайта. Другие пользователи, имея адрес или посетив поисковый вэб-сайт, по ключевым словам могут получить выставленный указатель и, соответственно, посетить заинтересовавший веб-сайт с авторскими материалами (т.е. воспроизвести на дисплее своего компьютера), ознакомиться с ними и сохранить их у себя (скопировать). Таким образом, распространение информации в интернете в отличие от СМИ носит частный характер, и инициатива ознакомления с вэб-сайтом всегда за заинтересованным пользователем, а не автором или правообладателем. Собственно, размещение автором произведений на вэб-сайте является актом опубликования (выпуском в свет), и имеет смысл такое размещение на вэб-сайте интернета законодательно приравнять к акту опубликования, что позволит снять ограничения в интернете по использованию авторских произведений в личных, научных и образовательных целях. Но и без этих рекомендаций автор, размещая свои произведения в сети "Интернет", должен понимать, что он дает косвенное согласие на их использование в личных, научных и образовательных целях.
В
соответствии со ст. 16 Закона "О правовой
охране программ для ЭВМ и баз
данных" допускается свободная
перепродажа или передача прав на
экземпляр программы для ЭВМ
или базы данных только после ее
первой продажи или другой передачи
прав на этот экземпляр без согласия
автора и без выплаты ему
В
принципе, интернет можно представить
как всемирную публичную библиотеку, в
которой должны действовать те же правила,
что и в публичной библиотеке, и проблемы
охраны авторских прав в деятельности
публичной библиотеки и сети "Интернет"
аналогичны. Но приведенные выше положения
законов РФ "Об авторском праве и смежных
правах" и "О правовой охране программ
для ЭВМ и баз данных" ограничивают
права пользователя сети "Интернет"
даже в сравнении с читателем-пользователем
публичной библиотеки в возможностях
копирования и использования произведений
в личных целях. Эти положения также ограничивают
конституционное право человека свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию. Кроме того,
крупнейшие публичные библиотеки уже
широко используют интернет в библиотечном
деле, в частности по формированию своих
электронных фондов и доступа к ним пользователей,
и они также сталкиваются с теми же проблемами
авторского права.
Отличительным признаком и основой сети
"Интернет" как открытой общедоступной
информационной системы является простота,
мгновенность и общедоступность копирования,
отсутствие материальных затрат на копирование,
чем пользователи сети "Интернет"
широко пользуются, формально нарушая
действующее законодательство по авторскому
праву. Так по данным BSA (Business Software Alliance
- Ассоциация производителей программного
обеспечения) даже в такой стране как США,
где уровень защиты авторских прав самый
высокий в мире, до 40% использования лицензионного
программного обеспечения применяется
с нарушением авторских прав. В Российской
Федерации данный показатель доходит
до 95%. Когда в действующем законодательстве
созревают глубокие противоречия с реальными
отношениями, то они проявляются в повсеместном
нарушении действующих норм, и государство
не в состоянии обеспечить их действие.
Очевидно, что некоторые нормы по ограничению
копирования в личных целях имеют неправовой
характер, противоречат Конституции РФ.
Действительно, нельзя большинство пользователей
интернета (как правило, высокообразованных
и законопослушных граждан в части соблюдения
прав собственности на материальные вещи),
использующих произведения в личных целях
и составляющих значительную часть общества
и населения страны, привлекать к ответственности
вплоть до уголовной (ст. 146 УК РФ). Собственно,
государство и не в состоянии это сделать.
Пользователи интернета в целом соблюдают
часть авторских прав (указывают имя автора
или правообладателя, источник заимствования,
не искажают произведение) но хотели бы
иметь законные права на свободное получение,
копирование и использование авторских
материалов в личных целях [3].
Защита
авторских прав в сети интернет важна
для развития общества и права в России.
Но для того, чтобы обеспечить эту защиту,
необходимо найти ответы на многие вопросы,
возникающие при решении споров. «Обычные»
дела в сфере авторского права становится
сложно рассматривать, стоит перенести
их в виртуальный мир интернета, но с течением
времени необходимость решать конфликты,
возникающие в сети, в судебном порядке
становится все больше и больше.
3
Проблемы законодательного регулирования
и применения норм права в сфере авторского
права
С 1993 г. в России действует Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"[4]. Принятие Закона позволило по-новому взглянуть на проблемы авторского права и смежных прав в Российской Федерации. Творческие люди, лучшие представители российской интеллигенции, наконец, получили возможность не только достойно создавать себе моральный имидж, но и улучшать материальное положение. Прошли времена ВААП, которое ассоциировалось у творцов как орган, защищающий интересы государства, а не автора, который приносил прибыль государству.
У творческой интеллигенции появилась возможность создать свою
организацию, которая защищала бы интересы автора, работала для него. Так было создано Российское авторское общество, получившее признание у авторов, и официальную поддержку государства. Был подписан Указ Президента Российской Федерации, в котором Президент брал покровительство над созданным авторским обществом и рекомендовал всем государственным и местным органам власти оказывать всяческое содействие в реализации его задач. Был подготовлен ряд постановлений Правительства РФ, связанных с практическим применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Вслед за этим возникли судебные споры, стала нарабатываться правоприменительная практика. Вскоре началась активная работа программы ТАСИС в области интеллектуальной собственности - российские специалисты стали проходить стажировку в европейских странах, проводились семинары и в России.
Казалось бы, в вопросе интеллектуальной собственности Россия начала
преуспевать, но, откуда-то появилось бесконечное множество различных
коммерческих и некоммерческих структур, называющих себя организациями по коллективному управлению авторскими правами. Бороться с этим явлением можно только с помощью совершенствования законодательства, и прежде всего, приведения его к имеющимся международным аналогам. Назрела острая необходимость приведения Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" в соответствие с требованиями Бернской конвенции[5]. Положения Закона необходимо увязать с практикой, устранить внутренние противоречия, которые выявились в ходе его применения. Первым идею реформирования законодательства выдвинуло Российское агентство по патентам и товарным знакам и вышло с предложением в Правительство Российской Федерации о необходимости внесения соответствующих изменений. Предложение было включено в план законодательных инициатив Правительства РФ.
Предложения Роспатента, разработанные специально созданной
Межведомственной рабочей группой, предусматривали внесение изменений в ряд статей Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". В первую очередь изменения касаются статьи 17, п. 1 ст. 28 Закона. Они направлены на достижение полного соответствия Закона целям, принципам и нормам Конституции РФ. Внесение изменений в п. 1 и 3, ст. 5, п. 2, ст. 16, и п. 1, ст. 19, 27, 28 обусловлено необходимостью приведения Закона в соответствие с
международными актами и договорами, и в первую очередь, Бернской конвенцией, к которой Россия присоединилась в марте 1995 г., то есть уже после принятия Конституции РФ.
Следует обратить внимание на то, что Россия ведет работу по
присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Это обусловливает принятие обязательств по выполнению требований ТРИПС. (Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности) и именно предлагаемые изменения российского законодательства в сфере авторских и смежных прав позволят России активно сотрудничать с зарубежными интеллектуально-правовыми аналогами.
Безусловному совершенствованию подлежат и иные нормы Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". К примеру, ст. 26 не может работать (или создавать правовые последствия) в той редакции, в которой она теперь существует. Напомним, что нормами данной статьи предусматривается выплата вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях. Терминология
Информация о работе Проблемы контроля и надзора за соблюдением авторских прав в РФ и за рубежом