Проблемы контроля и надзора за соблюдением авторских прав в РФ и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Некоторые идеи, на которых строится современное авторское право, пришли из очень отдаленных времён. Прежде всего, это касается представления об особой связи между произведением и его создателем. Заимствование чужого произведения ещё в древние времена рассматривалось морально предосудительным, а искажение произведения осуждалось общественным мнением в античных Греции и Риме, а ещё много раньше и в Индии. В своё время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сдаваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответствует ли постановка пьесы оригинальному тексту.
Были введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.
Первые привилегии были известны ещё в Venedig в 1400 г., и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе.

Содержание

Введение 3
1 Проблема пиратства 5
2 Проблемы защиты авторских прав в сети интернет 8
3 Проблемы законодательного регулирования 16
4 Название произведения как объект авторского права 21
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

реферат ЗИС.docx

— 66.72 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                                          С.

      Введение                                                                                                             3

      1 Проблема пиратства                                                                                       5

      2 Проблемы защиты авторских прав в сети интернет                                   8

         3 Проблемы законодательного регулирования                                             16

          4 Название произведения как объект авторского права                             21

      Заключение                                                                                                 29

      Список  использованных источников                                                       30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Некоторые идеи, на которых строится современное  авторское право, пришли из очень  отдаленных времён. Прежде всего, это касается представления об особой связи между произведением и его создателем. Заимствование чужого произведения ещё в древние времена рассматривалось морально предосудительным, а искажение произведения осуждалось общественным мнением в античных Греции и Риме, а ещё много раньше и в Индии. В своё время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сдаваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответствует ли постановка пьесы оригинальному тексту.

     Были  введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.

     Первые  привилегии были известны ещё в Venedig в 1400 г., и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе.

     Привилегии были полезными для авторов, особенно в силу того, что книгопечатники или издатели для получения своих привилегий должны были документально подтвердить, что они имеют согласие автора на издание его произведения.

     Англия  узаконила то, что, вероятно, можно считать первым законом в области авторского права. Это произошло ещё в 1709 году с принятием статуса Анны, предоставившего авторам правовую охрану на своё произведение сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлён ещё на 14 лет. Монопольное право издавать и переиздавать произведение было обусловлено регистрацией и рассылкой девяти экземпляров отпечатанной книги в университеты и библиотеки.

     Во  Франции в 1791 и 1793 годах сформировалось законодательство о правовой защите писателей и деятелей искусства, которое действовало вплоть до 1957 года и долгое время было образцом для большинства стран.

     После того как права писателей и  деятелей искусства были закреплены в законодательстве, начался период (весь 19 и начало 20 века), ознаменовавшийся постоянным их расширением и развитием. Все большее и большее число  видов произведений было взято под  правовую охрану, а сама охрана была направлена против все большего и  большего числа способов использования  произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после  смерти автора. Сегодня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов, и большинство законодательств  по авторскому праву включают в себя как особое положение также охрану «droit moral» (понятие, близкое по значению понятию личного неимущественного права в советском авторском праве)[1] .

     Наконец, были созданы предпосылки для  разработки в 1886 году международной  системы охраны авторских прав и  принятия первой многосторонней Бернской конвенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1 Проблема пиратства 
 

     Компьютерное пиратство принимает все более скрытые формы. С одной стороны, это снижает доступность нелицензионного ПО для массового пользователя, а с другой - требует специализированных знаний от сотрудников правоохранительных органов для выявления и пресечения такого рода преступлений.

     Основные  виды компьютерного пиратства:

      - лоточники - розничная продажа нелицензионного ПО;

     - предустановщики. Предустановка нелицензионного ПО на новые компьютеры, "интернетчики" - неправомерное распространение чужого программного обеспечения в сети интернет;

     - черные внедренцы. Распространение и внедрение программных продуктов, часто пиратских, без договора с правообладателем,

     - популяризаторы. Например, издание книг по программному обеспечению с использованием чужих товарных знаков, экранных форм и выдержек из документации.

     Пример. Дело с небольшим нижегородским кафе. Владельцы должны заплатить наследникам автора, музыка которого исполнялась незаконно, не менее 20 тысяч рублей.

     Защита  авторского права в нашей стране еще не имеет такого опыта, как  на Западе. Тем не менее, положительные изменения есть. Еще несколько лет назад в списке нарушителей были многие Российские кинотеатры, ночные клубы, кафе, рестораны. Сейчас ситуация изменилась: в Нижнем Новгороде, например, соглашения об уплате авторских сборов подписали владельцы более 60 процентов точек общепита и примерно 20 процентов торговых точек. Предприниматели понимают, что выгоднее подписать соглашение, чем потом через суд выплачивать компенсации авторам.

     РАО получили разрешение защищать авторские  права не только музыкантов и вокалистов, но и художников, скульпторов. Сейчас издается много путеводителей, в которых памятники и картины печатают не только без согласия их авторов, но и не выплачивают им деньги за использование их произведений в коммерческих целях.

     Первый  прецедент в этом направлении  уже есть. В конце лета состоялся  суд, по решению которого компания по выпуску прохладительных напитков выплатит более 200 тысяч рублей за незаконное использование на этикетке изображения  памятника Салавату Юлаеву.

     Единственно на что сетуют сотрудники РАО, это  то, что им неизвестны адреса, по которым  можно найти многих российских музыкантов, художников, скульпторов. С заграничными авторами таких проблем нет. А  вот наших отечественных творцов  РАО настоятельно просит проверить, нет ли их в списках тех, кому причитаются  гонорары за использование их произведений искусства.

     С 1 января 2008 года часть 4 Гражданского Кодекса РФ предусматривает защиту авторских и смежных прав с учетом зарубежного опыта и международных норм. Теперь РАО – монополист в области защиты авторских прав. Ранее с правообладателями заключался договор, теперь РАО без заключения договора защищают авторские права всех российских правообладателей. Достаточно подтвердить в суде факт звучания музыки в конкретном заведении и сделать видеозапись.

     «На сегодняшний день минимальная компенсация  за каждую конкретную песню – 10 тысяч  рублей автору музыки и столько же автору текста».  Самые злостные нарушители авторского права, например, в Екатеринбурге – предприятия общественного питания. На сегодняшний день это порядка 400 заведений. «Например, для закусочных до 50 посадочных мест размер авторского вознаграждения составляет 500 рублей». Эта сумма зависит от уровня доходов заведения – в случае с предприятиями общественного питания или от объема и территории вещания – в случае с радиостанциями. За полгода работы РАО заключили в Екатеринбурге около сотни договоров.  
        Авторские вознаграждения не распространяются на школы, детские сады, консерватории, где также используется музыка различных исполнителей.

     Нарушение авторского права в Великобритании считается уголовным преступлением. В соответствии с Актом об авторском праве, дизайне и патентах 1988 года, такое правонарушение карается штрафом и/или лишением свободы на срок до двух лет. Орган исполнительной власти, отвечающий за соблюдение и исполнение норм, изложенных в Акте, называется Агентством по авторскому праву и лицензированию (Copyright Licensing Agency, CLA). Пока что в Британии не зафиксировано ни единого случая уголовного преследования со стороны Агентства, но любое лицо или организация, чье поведение противоречит соответствующему законодательству, рискуют оказаться в центре судебного прецедента.

     Британское  Агентство по авторскому праву и  лицензированию утверждает, что Интернет защищен авторским правом, а Интернет-страницы сами являются литературными произведениями. На страницах в интернете размещены тексты, считающиеся литературными произведениями. Графические изображения являются художественными произведениями, а любые звуковые файлы являются звукозаписями. Возникает ситуация, когда на единственной странице могут сосуществовать десятки различных авторских прав. При этом для каждого копирования необходимо согласие обладателя авторских прав. 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Проблемы защиты авторских прав в сети интернет  
 

       До 1995 года в российском праве  практически не существовало проблемы интернета. Но развитие информационных технологий идет такими быстрыми темпами, что оно требует регулирования процессов, возникающих и развивающихся в сети.

       Можно утверждать, что по структуре и содержанию интернет представляет собой сложную систему отношений, которая образует самостоятельные явления. Основная проблема законодательного регулирования сети интернет заключается в том, что не существует однозначно признанной границы сети.

     Интернет  как нельзя лучше позволяет реализовать  неотъемлемое право человека "свободно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ". Человеку в таком обществе необходима, с одной стороны, охрана его прав на результаты интеллектуального творчества и труда, которое обеспечивается авторским правом, а с другой стороны, для реализации творческого потенциала личности в любой деятельности человеку необходим свободный доступ к самой разнообразной информации как по роду своей деятельности, так и в других смежных областях, общение с коллегами; переписка, обмен деловой информацией, достижениями и результатами исследований, получение другой информации, а возможно, и ведение бизнеса. Именно в таком противоречии и проявляются правовые проблемы защиты авторского права в интернете, решение которых позволит ускорить прогрессивное развитие общества.

     Авторское право предполагает защиту имущественных  и неимущественных прав автора. Причем неимущественные права, а именно право на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации, позволяют непосредственно удовлетворить  моральные интересы автора и не имеют  прямой экономической выгоды. Имущественные  права (копирайт) защищают исключительные права автора на произведение - его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата. Но чрезмерное ограничение доступа к авторским произведениям, в том числе ограничения экономического характера, тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора.  
          Правовой основой охраны авторских прав является Бернская конвенция о защите литературных и художественных произведений 1866 г. с изменениями и дополнениями 1948, 1967 и 1971 гг. (присоединение РФ 3.11.94 г., постановление Правительства РФ № 1224), Стокгольмская Конвенция, 1968 г. (ратифицированная СССР в сентябре 1968 г.), Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9.07.93 г. (с изменениями от 19.07.95 г.), а также Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23.09.92 г., на основании которых автор имеет право на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, перевод и переработку своих творений. Автор может передавать права на них за вознаграждение, распространять их бесплатно или отдавать на прокат. По действующему законодательству любые действия, противоречащие нормам данных законов, являются нарушением авторского права.

Информация о работе Проблемы контроля и надзора за соблюдением авторских прав в РФ и за рубежом