Проблема реализации принципа разделения властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:36, реферат

Описание работы

В большой юридической энциклопедии бикамерализм – двухпалатная система, т.е. структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формирующихся по-разному и обладающих разной компетенцией. При этом нижние палаты всегда избирается непосредственно населением. Верхние формируется различными способами – путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхние палаты формируются по наследственному признаку (Великобритания), либо члены их назначаются главой государства (Канада).

Работа содержит 1 файл

Бюджетный федерализм.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     - развивать горизонтальную кооперацию. 

     Сравнительно-правовой анализ федерализма  в России и Германии: проблемы, тенденции  и перспективы  развития 

     Долгие  годы федерализм считался объектом, не заслуживающим пристального внимания юристов, политологов, учёных, разве что в качестве системы взаимоотношений между правительствами различных уровней в особых - федеративных - образованиях (США, Швейцария и др.). Однако в последнее время он превратился в важнейшую проблему мировой политики и права и, соответственно, правовой науки. Не менее важное значение институт федерализма имеет в таких государствах как Россия и Германия. Для обоих этих государств федеративные отношения являются одними из приоритетных, так как от их развития, состояния и степени решения имеющихся здесь проблем зависит без преувеличения судьба существования Германии и России, ведь федерализм – это не только форма государственного устройства, закреплённая в наивысших по юридической силе актах данных стран, но и реальная действительность, при которой живут наш и немецкий народы.

     Федерализм  в России и Германии имеет как  определённые сходства, так и различия, что в принципе является очевидным, так как эти страны имеют одну и ту же форму государственного устройства (а значит сходств не избежать), но в то же время – совершенно разную историю развития федеративных отношений, способ их установления, правового регулирования и т.п.

     Сравнительно-правовой анализ германского и российского  федерализма включает в себя исследование правовых инструментов, при помощи которых строится и развивается вся конструкция таких сложных и многоплановых отношений, каковыми являются федеративные отношения. Будучи одной из важнейших сторон всего комплекса общественных отношений, федеративные отношения не могут не испытывать мощного правового воздействия. Действительно, эта сфера в обоих рассматриваемых государствах подвергается тщательному и всестороннему регулированию. Причём, производится это различными юридическими способами: конституционное, законодательное, подзаконное, договорно-правовое и судебно-правовое регулирование. Однако в данном исследовании большее внимание уделяется именно конституционному и законодательному регулированию федеративных отношений, так как это наиболее важные виды правового регулирования, поскольку закрепляют основы регулирования федерализма на правовом уровне.

     Не  смотря на то, что федерализм в рассматриваемых  государствах является необходимым, активно  развивающимся институтом, следует  заметить, что, как, в принципе, любой  политико-правовой институт, российский и германский федерализм имеет определённые проблемы и недоработки; тем не менее нельзя не заметить, что власти данных государств пытаются решить эти трудности, в связи с чем можно говорить и о конкретных перспективах и тенденциях развития федерализма в России и Германии. В частности, одной из таких проблем можно назвать количество субъектов в федерации. На сегодняшний день Российская Федерация включает в свой состав 83 субъекта, являясь при этом самой большой по численности субъектов федерацией в мире. Остальные большие федерации включают в себя небольшое количество субъектов по сравнению с нашей страной (максимум – 50 субъектов, что входят в США). Для Германии при площади 357 000 кмІ, населении около 82 миллионов человек, разделение территории на 16 земель особых трудностей с управлением страны не вызывает. Поэтому, на мой взгляд, необходимо решить данную проблему в пользу уменьшения количества субъектов России до, примерно, 40-60 субъектов.

     Другой  немало важной проблемой в федерациях является проблема «качества субъектов». Имеется в виду то, что субъекты некоторых федеративных государств имеют не только различные статусные наименования, но и правовое положение, несмотря на то, что в конституциях многих из этих государств закреплён принцип равноправия субъектов федерации. На сегодняшний день субъекты Российской Федерации имеют 6 различных наименований (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а следовательно и различные правовые статусы, несмотря на то, что Конституция России провозгласила равноправие всех субъектов страны. Для Германии же этот вопрос не актуален, так как, во-первых, все субъекты данного государства именуются одинаково – земли; а во-вторых, в Основном законе страны не закреплён принцип равноправия субъектов в силу своей очевидности. По моему мнению, оптимальным для России было бы одинаковые наименования всех субъектов государства, т.е. выравнивание статусов субъектов на правовом уровне. Так, например, есть предложения объединить все субъекты России в 28 губерний не по национальному признаку (или национально-территориальному), а по экономико-географическому. Считаю, что наименовать наши субъекты можно было бы необязательно как губернии, а например, как края, либо области, либо какие-нибудь иные исторические российские названия регионов страны. Но здесь нужно понимать, что данное решение вопроса на сегодняшний день объективно невозможно, так как у нас не сложилось пока единой нации, у нас нет единства среди всех народов России. Это, естественно, отрицательный факт, но зато реально существующий.

     В рамках данного вопроса хотелось бы затронуть ещё одну проблему, которая вытекает из вышеизложенного. В отличие от Германии, которая  в принципе является мононациональной страной, источником всех бед для российской государственности был и продолжает оставаться национальный вопрос. «Национальный федерализм» ведёт к расшатыванию всех устоев демократического республиканского правового государства. Если в Германии земли обладают теми же демократическими институтами, что и государство в целом, то в России каждый глава региона, особенно национального, обустраивает вотчину по своим «понятиям», а не по законам логики и не сообразуясь с мировым историческим опытом. Всё это представляет реальную угрозу российской государственности.

     Тем не менее, считаю необходимым отметить, что российский федерализм, по моему  мнению, является самой оптимальной  формой территориального устройства России. В частности, потому что мы являемся самой большой страной в мире; кроме того, мы многонациональный народ, который должен стремиться и стремится к единству, пусть даже при наличии сегодня преград к этому (сепаратизм, национализм и т.п.). Федеративная форма России – это действительность, причём неизбежная действительность, от чего наша страна, я уверен, только выигрывает в политическом, экономическом, культурном и ином плане, но это должны понимать не только власти обоих уровней, но и каждый гражданин Российской Федерации.

 

      Заключение 

     В связи с недавними изменениями, внесенными в текст Конституции Российской Федерации, вопрос о роли основополагающих демократических принципов, закрепленных в ней, вновь становится актуальным.

     Особое  значение, ввиду происходившей в  течение последних девяти лет  трансформации политической системы РФ, приобретают изменения в реализации положений Конституции РФ, которые регулируют функционирование важнейших политических институтов, взаимодействие между которыми основано, по идее, на принципе разделения властей, закрепленного в ст. 10 Основного Закона, в которой сказано: «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», где каждая ветвь единой по своей природе власти институализирована, представлена определенным органом, перечень которых обозначен в ст. 11 Конституции РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ).

 

      Список литературы 

  1. Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства  и мировой порядок. Санкт-Петербург: изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс». 2005.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. Москва: Норма. 2006.
  3. Добрынин Н.М. Федерализм: историко-методологические аспекты. Новосибирск: Наука. 2005.
  4. Лучин В.О., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
  5. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 1.
  6. Конституция Российской Федерации. Изд-во: АСТ, 2007.
  7. Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. 2004. № 8.
  8. Добрынин Н.М. « Федерализм и Конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм». / Право и политика № 8, 2006.
  9. Осейчук В.И. «О необходимости нового этапа конституционной реформы в России» / Конституционное и муниципальное право № 5, 2006.
  10. Боброва Н.А. «Реформа власти и перспективы развития авторитарных элементов Российской Конституции» / Конституционное и муниципальное право № 1, 2005.
  11. Смусенок С.Ф. Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – 2004. - № 24 (244).
  12. Федеральный закон от 05.12.1995 № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 50. – Ст. 4869.
  13. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 32. – Ст. 3336.

Информация о работе Проблема реализации принципа разделения властей в РФ