Проблема правонарушения среди несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Проблема правонарушений среди несовершеннолетних» - актуальна в силу того, что, во-первых, проблема правонарушений и ответственности за них, на сегодняшний день, является одной из острейших проблем, как в юридической науке, так и в юридической практике, во-вторых, с каждым годом число правонарушений в Российской Федерации увеличивается, появляются новые виды деятельности преступников, а следовательно, и новые виды правонарушений. Это связанно с большим числом различных факторов: исторических, культурных и социальных. В-третьих, детальное рассмотрение теоретических знаний о правонарушениях и мерах борьбы с ними в лице юридической ответственности, поможет достичь практической цели: разработать и осуществить такие научно обоснованные мероприятия, которые помогли бы снизить влияние таких социально-отрицательных, можно даже сказать, социально-опасных явлений как правонарушения.

Работа содержит 1 файл

Курсова работа № 2.docx

— 51.12 Кб (Скачать)

     К несовершеннолетним правонарушителям применяются следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы на срок от 40 до 160 часов. Эта деятельность заключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетних, и выполняется им в свободное от учебы или основной работы время. Работа несовершеннолетних до 15 лет не может превышать 2ч. в день, а в возрасте от 16 до 16 лет – 3 часа в день;
  • исправительные работы назначаются несовершеннолетним, осужденным сроком на 1 год;
  • арест назначается только лицам, достигшим 16 лет на срок от 1 до 4 месяцев;
  • лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок не свыше 10 лет, и этот срок отбывается в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетним мужского пола, которые уже отбывали срок лишения свободы в воспитательных колониях усиленного режима.

     Статистика  показывает, что большинство несовершеннолетних совершают преступления в соучастии. И в основном, это группы в составе  двух-трех человек, и анализ структуры  групповой преступности показывает, что 6 подростков приняли участие  в совершении преступлений в группе со сверстниками (в прошлом году 18). В течение 12 месяцев 2007 года на учет в ПДН и ОУР 3было поставлено 8 групп несовершеннолетних с количеством в них 19 участников (в прошлом году соответственно 8 и 20).

     Таким образом, решение проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних во многом связаны сдерживание и  сокращение преступности в целом. Выделение  правонарушений несовершеннолетних в  качестве самостоятельного объекта  профилактического воздействия  обуславливает также гуманными  соображениями, необходимостью реализации ответственности общества перед  подрастающим поколением. Неслучайно проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних на протяжении длительного времени  находятся в центре внимания государственных  органов и общественных институтов. Правонарушения несовершеннолетних как  социальная проблема продолжают оставаться в центре внимания ученых и практиков. 
 

     1.3. Отличительные черты личности несовершеннолетнего преступника

     Личность  преступника - совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Личность  преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые  деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и прежде всего для криминологии.

     Сравнительное психологическое и социологическое  изучение личности преступников и законопослушных  граждан позволяет сделать вывод, что преступник - это личность со значительно более высоким уровнем  тревожности и неуверенности  в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей  и полезного общения. Это сочетается с высокой чувствительностью  в межличностных взаимоотношениях, из-за чего такие лица чаще применяют  насилие в различных конфликтах. Они хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, больше отчуждены  от общества и его ценностей, от малых  социальных групп (семьи, трудовых коллективов  и т. д.), и у них плохая социально  полезная приспособляемость, из-за чего возникают немалые сложности  при попытках адаптироваться в тех  же малых группах.

Такие черты в наибольшей степени присущи  тем, кто совершает грабежи, разбойные  нападения, изнасилования, убийства или  наносит тяжкие телесные повреждения, в несколько меньшей - тем, кто  был признан виновным в совершении краж, а еще меньше - расхитителям вверенного им имущества и взяточникам.

     Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуальностью, большой предприимчивостью  и инициативой, устойчивой системой взглядов, с тем, что можно назвать  мировоззрением.

     Такие качества могут служить одним из показателей общественной опасности их личности и общественной опасности их преступного поведения. В то же время указанные качества должны с успехом использоваться в профилактике преступлений, исправлении преступников.

     Исходным  является положение, что человек  не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий  формирования его личности. Однако эти условия отнюдь не напрямую порождают  преступное поведение. Они обусловливают  внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, “выбирает” и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.

     Лица  молодежного возраста чаще совершают  преступления агрессивного, импульсного  характера. Противоправное же поведение  лиц старших возрастов менее  импульсивно, более обдуманно, в  том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что  не может не сказываться на противоправных действиях.

     В преступнике недопустимо видеть лишь носителя социального зла, он всегда - личность с ее неповторимостью, ее страстями и сложностями, только ею прожитой жизнью, какой бы неправедной  она ни была. Каждый человек (без  исключения) интересен и каждого  надо понять, вникнуть в его судьбу, в условия его существования, какое бы гнусное преступление он ни совершил. Это нужно отнюдь не для того, чтобы оправдать преступника, как полагают многие обыватели, а  для того, чтобы объяснить его  действия и с учетом этого принимать  адекватные решения по делу, назначить  справедливое наказание, эффективно исправить  осужденного, всегда проявляя гуманность.

     Необоснованное  ограничение свободы или принуждение, ненужное подавление инициативы ведут  к стандартизации, усреднению личности, лишают ее индивидуальности, тем самым мешая ее развитию и совершенствованию. Это недопустимо делать даже в местах лишения свободы. Индивидуальное начало является, таким образом, существенным моментом предупреждения преступлений, предполагает всестороннее знание и учет особых, неповторимых качеств субъекта, своеобразие его природных и социальных свойств. 

1.4. Судимость и ее погашение

      Судимость - уголовно-правовая  характеристика личности преступника, особенности личности несовершеннолетнего, поэтому учитываются в применении этого института. Возраст от 14 до 21 года - это возраст социальной адаптации лица, которая требует от несовершеннолетнего значительных усилий. С другой стороны, естественные возрастные потребности несовершеннолетнего достаточно велики. В ряде случаев выше потребностей взрослого человека (потребность самоутверждения, желание существовать в разумном и справедливом обществе), возможности же реализации потребностей у несовершеннолетнего весьма ограниченны, что часто приводит несовершеннолетнего к «бунту против общества» и принятых в обществе порядков и норм, способствует совершению преступлений. Кроме того, несовершеннолетние  ввиду своей психической незрелости не могут отвечать за совершенное преступление в равной мере со взрослыми преступниками. Социализация лица (приобретение профессии и материальной независимости, создание семьи) приводит очень быстро к изменению отношения молодого человека к обществу, более или менее полному принятию социальных норм. Высокая динамика изменения личности несовершеннолетнего и требование справедливого соотношения преступления и его правовых последствий предполагают существование специальных норм, регламентирующих судимость несовершеннолетних.

      В соответствии с частью четвертой  статьи 18 УК РФ4 судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений. Статья 955 предусматривает сокращенные сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения возраста 18 лет:

      а) один год после отбытия лишения  свободы за преступления небольшой  или средней тяжести;

         б)  три года после отбытия  лишения свободы за тяжкое  или особо тяжкое преступление

      К несовершеннолетним применяются предусмотренные  ст. 86 УК6 общие положения о судимости (части первая и шестая статьи 86), положения о несудимости лиц, освобожденных от наказания (часть вторая статьи 86), о погашении судимости в отношении лиц, условно осужденных по истечении испытательного срока  (пункт «а» части третьей), и в отношении лиц, осужденных к более мягким наказаниям, чем лишение свободы - по истечении одного года после отбытия наказания (пункт «б» части третьей),  о погашении судимости при условно-досрочном освобождении (часть четвертая) и о снятии судимости (часть пятая статьи 86 УК РФ.). Но применение данных статей возможно только при примерном поведении и честном отношении к труду несовершеннолетнего. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Система профилактической работы с несовершеннолетними

     2.1. Понятие, цели и задачи профилактики правонарушений

     Коррекция и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей проводится в специальных  учреждениях, а профилактика одна из самых главных функций школы, микрорайона, семьи, детского сада.

     Профилактика представляет собой гуманное средство борьбы с преступностью, средство, предусматривающее не наказание, а воспитание, предостережение членов общества от преступлений.

     Профилактика подразделяется на общую и индивидуальную. Общая профилактика – это система мер, предусматривающая осуществление взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения подростковой преступности. Индивидуальная профилактика – это систематически осуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, как в их собственных интересах, так и в интересах общества.

           Цель профилактики:

  • добиваться понимания каждым человеком правильности социальных (моральных, правовых, в том числе и уголовно-правовых) норм, утверждать в его сознании необходимость их соблюдения;
  • непрерывно повышать активность и ответственность человека;
  • ограничивать влияние негативных социальных факторов, хотя и лежащих вне сферы преступлений, но взаимосвязанных с их причинами, условиями и обстоятельствами;
  • воздействовать на причины преступных проявлений и также на условия и обстоятельства, способствующим этим проявления;
  • осуществлять предупредительное влияние на негативные факторы, непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные установки и мотивацию преступного поведения индивидов;
  • воздействовать на личность, способную в силу своего антиобщественного образа жизни совершать преступления либо продолжить преступную деятельность.

     Общие задачи работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

    1. Создание благоприятного микроклимата для учащихся.
    2. Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности.
    3. Воспитание духовно-нравственной ценности россиянина.
    4. Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений. Коррекционная работа с детьми девиантного поведения.

     Для того чтобы понизить показатели подростковой преступности нужно проводить комплекс мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

     Работа  по профилактике повторной преступности осуществляется в непосредственном взаимодействии с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции. Подростки, имеющие судимость, ежемесячно проверяются по месту  жительства в вечерне-ночное время, проводятся беседы с ребятами и родителями, неоднократно приглашались на индивидуальные беседы к руководству ОВД7.

     Систематически  и своевременно осуществляется обмен  информацией в отношении данной категории подростков: по фактам совершения с их стороны административных правонарушений повторных преступлений, не выполнения обязанностей суда. Ежеквартально, а  также при достижении возраста совершеннолетия в УИИ8 направляется обобщенная справка о проведении работы с условно-осужденными подростками.

Информация о работе Проблема правонарушения среди несовершеннолетних